Основные треки по направлению | Сроки оценки результативности и корректировки | |
Трек 1. Создание условий для совершения осознанного выбора дальнейшей траектории обучения выпускниками уровня основного общего образования | ||
Цель: | Выявление профессиональных предпочтений и склонностей обучающихся к различным видам профессиональной деятельности | ежегодно |
Задачи: | - разработка и актуализация инструментария для выявления профессиональных предпочтений и склонностей обучающихся к различным видам профессиональной деятельности; - разработка положения о региональных показателях мониторинга самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся; - внедрение информационной системы для сбора и обработки информации | |
Обоснование цели и задач: | Федеральные тренды. Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит образовательным организациям, поэтому содействие в профессиональном самоопределении обучающихся - важнейшая социально значимая задача, обозначенная в стратегических документах <56>. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Выбор профессии во многом определяется сформировавшимися у обучающихся представлениями о будущем образе жизни, социальном статусе, их ориентации на важнейшие ценности. Для молодого человека будущие социальные роли не менее важны, чем работа в соответствии со своими интересами и склонностями. У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности. Специфика трудностей, связанных с профессиональным самоопределением, получением образования и дальнейшим трудоустройством молодых людей в современных условиях, требует поиска новых форм работы. Профориентация должна ориентировать обучающихся на поступление в образовательные учреждения для приобретения конкретной профессии и на готовность продолжения своей профессиональной деятельности в выбранном направлении, так как сознательный выбор профессии положительно влияет на производительность труда и его качество <57>. Региональная специфика и выявленные проблемы. При организации профориентационной работы следует учитывать, что подготовка к выбору профессии должна стать органической частью всего учебно-воспитательного процесса образовательной организации. Региональный мониторинг по данному направлению осуществляется с учетом положений нормативных документов регионального уровня <58>. В 2021 - 2022 учебном году 47% обучающихся 5 - 9 классов общеобразовательных организаций Пензенской области приняли участие в психолого-педагогической диагностике склонностей, способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения образования и выбора профессии. Необходимо отметить, что в Башмаковском, Иссинском, Нижнеломовском, Пачелмском и Шемышейском районах в данной диагностике участвовали все обучающиеся 5 - 9 классов школ. Среди обучающихся 10 - 11 классов 75% приняли участие в психолого-педагогической диагностике склонностей, способностей и компетенций обучающихся. В Башмаковском, Бековском, Вадинском, Иссинском, Камешкирском, Колышлейском, Мокшанском, Нижнеломовском, Никольском, Пачелмском, Сердобском, Спасском районах, а также в г. Кузнецке этот показатель равен 100%. Необходимо активизировать и усилить работу по данному направлению. Вывод о целесообразности постановки цели и задач. Таким образом, постановка цели по выявлению профессиональных предпочтений и склонностей обучающихся к различным видам профессиональной деятельности обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач в процессе развития региональной системы оценки качества образования будет способствовать созданию условий для совершения осознанного выбора дальнейшей траектории обучения выпускниками уровня основного общего образования | |
Цель: | Проведение ранней профориентации обучающихся | ежегодно |
Задачи: | - реализация проекта "Билет в будущее" (6 - 11 классы); - реализация проекта "Первая профессия"; - реализация региональной образовательной технологии "Образование для жизни: обучение через предпринимательство"; - организация дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях и организациях общего образования | |
Обоснование цели и задач: | Федеральные тренды. Проведение ранней профориентации обучающихся - приоритетная государственная задача, закрепленная в национальном проекте "Образование" <59>. Первые результаты профориентации и построение молодым человеком своего профессионального пути проявляются в самом раннем детском возрасте и в дальнейшем связаны не только с его успешной самореализацией, но и с его вкладом в экономическое развитие субъекта РФ, страны в целом. Ранняя профориентация направлена на выявление интересов и склонностей, способностей школьников; на оказание психолого-педагогической помощи школьникам в выборе профиля образования; на развитие широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности; на формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования. Реализация проекта "Билет в будущее", который был запущен в 2018 г. в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" <60>, способствует формированию осознанности и способности к выбору профессии у обучающихся 6 - 11 классов (включая детей с ОВЗ). Кроме того, ежегодно для школьников РФ проводится цикл открытых профориентационных уроков "ПроеКТОрия". Этот проект также направлен на раннюю профориентацию и позволяет школьникам 8 - 11 классов открыть свои способности и в будущем определиться со своей профессией. Региональная специфика и выявленные проблемы. В Пензенской области ранняя профориентация начинается в дошкольных образовательных организациях, где реализуется парциальная образовательная программа "Человек на родной земле". В рамках программы происходит формирование у ребенка целостного представления о мире профессий, о труде взрослых. Дальнейшее развитие у школьников компетенций, востребованных в современной социальной жизни и региональной экономике, ведется в рамках реализации пензенской образовательной технологии "Образование для жизни (обучение через предпринимательство)" (далее - ОТ), которая реализуется с 2017 г. ОТ реализуется по 5 направлениям: - введение в образовательный процесс курсов "Полезные навыки", "Основы предпринимательства"; - организация промышленного туризма - "ПромТур" (организация экскурсий школьников на предприятия и организации региона); - "PRO 100 профессия", профориентация школьников, их ознакомление с основными профессиями, востребованными в регионе (сбор школьниками информации о профессиях, ведение энциклопедии); - "Галерея трудового почета и славы" - участие школьников в сборе и оформлении материалов о трудовых династиях города/села, земляках, выпускниках школы, достигших жизненного успеха; - разработка учебных, реальных социальных и бизнес-проектов, взаимодействие образовательных организаций с предприятиями, организациями, включая социальную сферу, общественными организациями ("Обучение через предпринимательство"). ОТ реализует 92% общеобразовательных организаций; 13564 обучающихся 7 - 11 классов (75%) разработали совместно с производственными предприятиями, организациями и учреждениями - компаниями-менторами 2545 проектов; 72422 обучающихся 1 - 6 классов (87%) участвовали в экскурсиях в рамках направления "ПромТур"; 42450 обучающихся 1 - 6 классов (63%) участвовали в мероприятиях в рамках направления "PRO 100 профессия"; 1018 компаний-менторов сотрудничают с общеобразовательными организациями; 84 образовательные организации Пензенской области входят в Ассоциацию "RL Школ" ("RealLife Школа" - школа реальной жизни). Особое место занимает реализация проектов "Билет в будущее" и "ПроеКТОриЯ". В 2021 г. уже более 10 тысяч школьников зарегистрированы на федеральной платформе "Билет в будущее", площадками проекта стали 9 вузов и колледжей области, где школьники проходят профессиональные пробы. В проекте приняли участие 84 школы региона, 148 педагогов-навигаторов. Еще один проект ранней профориентации - информационная платформа онлайн-уроков "ПроеКТОриЯ". К 2024 г. в открытых онлайн-уроках примут участие 102 тысячи школьников. Вывод о целесообразности постановки цели и задач. Таким образом, постановка цели по проведению ранней профориентации обучающихся, обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач в процессе развития региональной системы оценки качества образования будет способствовать созданию условий для раннего самоопределения и выбора правильного профессионального пути в будущем | |
Цель: | Осуществление сопровождения профессионального самоопределения обучающихся | ежегодно |
Задачи: | - организационно-педагогическое и психологическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся региональной системы образования; - повышение компетентности педагогических и руководящих работников региональной системы образования по сопровождению обучающихся в профессиональном самоопределении; - взаимодействие с родителями: система мероприятий с участием родителей (законных представителей) обучающихся, ознакомление с информационными источниками, вовлечение в деятельность по организации профессиональных проб; - проведение профориентационных мероприятий совместно с учреждениями/предприятиями, организациями среднего профессионального и высшего образования в соответствии с выявленными предпочтениями обучающихся | |
Обоснование цели и задач: | Федеральные тренды. Сопровождение профессионального самоопределения - значимая составная часть общего процесса сопровождения самоопределения. Она должна рассматриваться как равноправный элемент в системе "общее образование - сопровождение профессионального самоопределения - профессиональное образование". Значимость проблемы подготовки учащейся молодежи к профессиональному самоопределению отмечается в ряде нормативных документов <61>. На профессиональное самоопределение влияет множество факторов. Семья, повседневное общение, средства массовой информации воздействуют на этот процесс не меньше, чем специально организованные профинформирование, профдиагностика и профконсультирование в школах и профессиональных образовательных организациях, производственных предприятиях <62>. Для формирования у обучающихся ценностей профессионализма и профессионально-личностной самореализации недостаточно одной только рекламно-информационной работы или набора "профориентационных мероприятий". Необходимо создание единой профориентационной среды, а также создание трудовой среды в целом <63>. Создание такой среды предполагает приобщение к профориентационной работе с обучающимися специалистов различного профиля (педагогов дополнительного образования, учителей-предметников, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, профконсультантов, мастеров производственного обучения, наставников на производстве и др.) <64>. Региональная специфика и выявленные проблемы. Согласно результатам проведенного анализа, в 28 муниципалитетах Пензенской области имеются программы и планы работы по сопровождению профессионального самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся. Отсутствует программы и планы в Тамалинском и Вадинском районах. По результатам проведенного мониторинга, в 2021 - 2022 учебном году 85% обучающихся 1 - 4 классов общеобразовательных организаций Пензенской области охвачены профориентационными мероприятиями, среди обучающихся 5 - 9 классов региона - охвачены подобными мероприятиями 92%, из всех обучающихся 10 - 11 классов - охвачены профориентационными мероприятиями 95%. Только 29% выпускников 9 и 11 классов школ имеют портфолио по выбранному профессиональному направлению. Для сдачи итоговой аттестации 69% выпускников общеобразовательных организаций региона выбирают те предметы, которые изучали на углубленном уровне. Примерно столько же (67%) обучающихся поступают в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения. Вывод о целесообразности постановки цели и задач. Таким образом, постановка цели по осуществлению сопровождения профессионального самоопределения обучающихся обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач в процессе развития региональной системы оценки качества образования будет способствовать выстраиванию системы работы по организационно-педагогическому и психологическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, повышению компетентности педагогических и руководящих работников региональной системы образования, развитию взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся | |
Цель: | Осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации | ежегодно |
Задачи: | - формирование информационно-методической базы лучших практик организации профессиональной ориентации обучающихся; - создание информационного ресурса для информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о возможностях построения образовательной и карьерной траекторий, проводимых мероприятиях на территории Пензенской области | |
Обоснование цели и задач: | Федеральные тренды. Действующий Закон "Об образовании в Российской Федерации" <65> содержит положения о профессиональной ориентации обучающихся, согласно которым детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, оказывается помощь в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе, содействие в профориентации и получении профессии. Субъект профессионального самоопределения формируется постепенно, поскольку профессиональное самоопределение - не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций. Перед обучающимися на разных ступенях образования поставлены различные задачи, поэтому оказываются необходимы современные технологии психолого-педагогической поддержки, консультации по профессиональному самоопределению обучающихся, учитывающие возрастные и личностные особенности. В то же время важно сохранить преемственность и обеспечить непрерывность сопровождения профессионального самоопределения не только в ходе обучения, но и на протяжении всей жизни. Такой подход требует отказа от "быстрых", разовых и эпизодических форм профориентационной работы, создающих иллюзию эффективности в силу своей экономичности. Напротив, акцент должен быть сделан на планомерную и систематическую работу, основанную на идее развития субъекта самоопределения. Отдельно следует отметить Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования <66>, практика реализации которой в рамках соответствующего федерального эксперимента, проведенного в 2003 - 2006 гг., оказала влияние на развитие системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся основной школы в некоторых субъектах РФ, а также - на формирование более гибких подходов к построению учебных планов основной и старшей школы, отразившихся в новых ФГОС общего образования. Региональная специфика и выявленные проблемы. В рамках регионального проекта "Ваш маршрут успеха", куратором которого является Центр опережающей профессиональной подготовки, осуществлено профконсультирование образовательных организаций региона, в котором приняли участие 13465 обучающихся. По итогам профконсультирования обучающие имели возможность познакомиться с профессиями и специальностями, востребованными в регионе, материально-технической базой профессиональных образовательных организаций, а главное, получили рекомендации по выстраиванию индивидуальной профессиональной траектории. Вывод о целесообразности постановки цели и задач. Таким образом, постановка цели по осуществлению психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач в процессе развития региональной системы оценки качества образования будет способствовать профессиональной адаптации обучающихся к жизни в современном обществе | |
Цель: | Проведение профориентации обучающихся с ОВЗ | ежегодно |
Задачи: | - развитие инфраструктуры; межуровневого и межведомственного взаимодействия: выделение базовых профессиональных организаций, обеспечивающих поддержку, функционирование и развитие инклюзивного образования; организация консультативной системы по профориентации и содействию трудоустройству обучающихся с инвалидностью и ОВЗ; организация для них профессиональных проб в системе дополнительного образования детей; - привлечение студентов-волонтеров для оказания помощи лицам с инвалидностью в выборе профессиональной образовательной организации; - организация и проведение чемпионатов, конкурсов, соревнований по профессиональному мастерству и личностным достижениям лиц с инвалидностью и ОВЗ | |
Обоснование цели и задач: | Федеральные тренды. Конституция РФ <67> гарантирует каждому гражданину страны право на образование, его общедоступность и бесплатность. Приоритетной целью государственной образовательной политики выступает воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций <68>. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В этой связи важной задачей комплексной профориентации является формирование у обучающихся с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям <69>. Организация профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в современной школе носит комплексный характер, включает четко выделенные этапы, основные цели на каждой ступени инклюзивного образования, свои формы, средства, методы. Следует учитывать, что профориентационная работа с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью осуществляется постепенно (от младшей возрастной группы - к старшей), в работе принимают участие практически все сотрудники образовательной организации: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, учителя-предметники, родительский комитет. Региональная специфика и выявленные проблемы. В Пензенской области созданы соответствующие условия и возможности для проведения профориентации обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов. Данная деятельность организуется в разных формах: в специализированных коррекционных образовательных организациях, в коррекционных группах детских садов, в классах комбинированной направленности (совместно со здоровыми детьми) и на дому. В дошкольных образовательных организациях разработаны адаптированные образовательные программы, создана безбарьерная развивающая предметно-пространственная среда, работают квалифицированные специалисты и педагоги, прошедшие соответствующую курсовую подготовку. Осуществляется научно-методическая поддержка образовательных организаций по вопросам профориентации. В 182 (59%) общеобразовательных организациях региона инклюзивно обучаются 1704 ребенка с ОВЗ (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, с интеллектуальными нарушениями). 604 студента с инвалидностью и ОВЗ обучались в 2019 - 2020 учебном году в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, из них 262 человека - по программам высшего образования. Две профессиональные образовательные организации являются региональными базовыми площадками по инклюзивному образованию. Важной задачей является дальнейшее развитие системы психолого-педагогической, профориентационной помощи обучающимся с ОВЗ, совершенствование технологий образования детей с особыми образовательными потребностями. Также необходимо отметить важность организации и проведения в Пензенской области чемпионатов, конкурсов, соревнований по профессиональному мастерству и личностным достижениям лиц с инвалидностью и ОВЗ. В частности, VI Региональный чемпионат профессионального мастерства среди людей с инвалидностью "Абилимпикс" <70>: - проходил по 24 компетенциям: "Администрирование баз данных", "Мастер по обработке цифровой информации", "Дизайн персонажа/Анимация", "Документационное обеспечение управления и архивоведение", "Зубной техник", "Медицинский и лабораторный анализ", "Поварское дело", "Кондитерское дело", "Сборка-разборка электронного оборудования", "Фотограф-репортер", "Обработка текста", "Изобразительное искусство", "Выпечка хлебобулочных изделий", "Облицовка плиткой", "Декорирование тортов", "Адаптивная физическая культура", "Сварочные технологии", "Массажист", "Ручная лепка из глины", "Дизайн плаката", "Семеновод", "Пчеловод", "Ландшафтный дизайн"; - 220 участников, 130 экспертов (сопровождение участников, оценка их работы). Результаты участников VI Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" от Пензенской области: 2020 г. - 7 медалей, из которых: 2 золотые, 1 бронзовая, 4 представителя сборной признаны призерами чемпионата; 2019 г. - 6 золотых, 1 серебряная, 1 бронзовая медали. Волонтерский центр "Абилимпикс" Пензенской области признан лучшим в стране. Вывод о целесообразности постановки цели и задач. Таким образом, постановка цели по осуществлению профориентации обучающихся с ОВЗ обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач в процессе развития региональной системы оценки качества образования будет способствовать развитию инфраструктуры, межуровневого и межведомственного взаимодействия, обеспечивающих поддержку, функционирование и развитие инклюзивного образования | |
Трек 2. Повышение эффективности профилизации на ступени среднего общего образования | ||
Цель: | Обеспечение информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности | ежегодно |
Задачи: | - создание единой профориентационной платформы с навигацией по образовательным организациям для знакомства обучающихся с перспективными профессиями/специальностями, с региональным производством и возможностями трудоустройства; - формирование модели взаимодействия центров "Точка роста" по реализации сетевых программ образовательной области "Технология" в организациях общего образования | |
Обоснование цели и задач: | Федеральные тренды. Значимыми элементами компетенций профессионального самоопределения обучающихся и выпускников образовательных организаций выступают их умения и навыки, связанные с ориентировкой и самонавигацией в профориентационно значимом информационном поле. В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в РФ" <71>, среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности является важным аспектом реализации государственной политики в сфере образования <72>, выступает основой, на которой формируются личностные притязания школьников, которая способствует изменению обучающихся, их индивидуальному преобразованию, для достижения поставленных целей в профессиональной сфере. Сущность обеспечения информированности состоит в том, чтобы помочь обучающемуся получить информацию о будущей сфере профессиональной деятельности с акцентом на выявлении своих потребностей и способностей <73>. Указанные федеральные тренды учитываются на региональном уровне в процессе развития системы информирования обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности. Региональная специфика и выявленные проблемы. Информация по профессиональной ориентации обучающихся в Пензенской области представлена в основном на сайтах образовательных организаций региона, транслируется через центры содействия трудоустройству и адаптации выпускников. Для более системной и результативной работы необходима разработка и внедрение единой навигационной платформы по профориентации. В рамках проекта "Ваш маршрут успеха" осуществляется проведение через платформу Центра опережающей профессиональной подготовки онлайн-лекций-презентаций, посвященных профессиям и специальностям, которые можно получить в профессиональных образовательных организациях региона. Формат лекции - не только устный рассказ в сопровождении слайдовой презентации или видеоролика. Опытные профориентаторы, представители колледжей и вузов, подключают к беседе узких специалистов, работодателей, успешных студентов. На данных мероприятиях более 5 тыс. выпускников общеобразовательных организаций 2021 - 2022 учебного года получили ответы на актуальные для них вопросы: на кого и чему учиться, сроки, формы и условия обучения, перспективы роста, дальнейшего трудоустройства. Также необходимо отметить, что по итогам областного конкурса эссе "Моя профессия - мое будущее" 135 участников (из числа обучающихся 8 - 11 классов общеобразовательных организаций и студентов профессиональных образовательных организаций) представили свои работы, проявив творческий потенциал и интерес к будущей профессиональной деятельности. Вывод о целесообразности постановки цели и задач. Таким образом, постановка цели по обеспечению информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач в процессе развития региональной системы оценки качества образования будет способствовать повышению эффективности профилизации на ступени среднего общего образования | |
Цель: | Проведение диагностики способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения образования и выбора профессии | ежегодно |
Задачи: | - формирование пакета психодиагностических методик и тестовых проб, рекомендованных к использованию в практике работы педагога-психолога общеобразовательного учреждения; - осуществление профориентационного сопровождения обучающихся посредством их участия в федеральных и региональных мероприятиях, проектах, конкурсах | |
Обоснование цели и задачи: | Федеральные тренды. Одним из важных направлений профориентационной работы с обучающимися является диагностика их интересов, склонностей, профессиональных предпочтений, способностей, личностных особенностей, мотивации, компетенций, осуществляемая для определения их актуального состояния, особенностей, выявления проблемных зон и ресурсов для дальнейшего развития в плане профессионального самоопределения <74>. Современный мир предъявляет новые профессиональные требования к молодому поколению. Такая тенденция обусловлена социально-экономическими изменениями в обществе, научно-техническим прогрессом, потребностью в высококвалифицированных специалистах, появлением новых профессий на рынке труда. И если у старшего подростка преобладает случайный выбор будущей профессии, то, как правило, это несет за собой личностные и социальные издержки, потерю уверенности в своих силах и веры в себя. Таким образом, для подростков выбор профессии - важный шаг их профессионального будущего. Профориентационная диагностика влияет на выбор профессиональной деятельности и позволяет (с учетом интересов, способностей, индивидуальных особенностей и потребностей) сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования <75>. Региональная специфика и выявленные проблемы. Профориентационная диагностика обучающихся Пензенской области осуществляется с помощью разноплановых диагностических методик, размещенных на едином образовательном ресурсе Центра опережающей профессиональной подготовки. Полученная информация в дальнейшем анализируется и уточняется, а результаты диагностических методик - это отправная точка для выстраивания комплексной профориентационной работы с обучающимися. В 2021 - 2022 учебном году более 15 тыс. обучающихся прошли диагностическое тестирование по выявлению компетенций и склонностей к различным видам профессиональной деятельности. Вывод о целесообразности постановки цели и задач. Таким образом, постановка цели по проведению диагностики способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения образования и выбора профессии, обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач в процессе развития региональной системы оценки качества образования будет способствовать повышению эффективности профориентационной диагностики и тестовых проб, результаты которых выступят информационной основой при разработке адекватной потребностям современных школьников системы мероприятий, обеспечивающей выстраивание обучающимися жизненных перспектив | |
Цель: | Выстраивание кластерной модели системы профессиональной ориентации в Пензенской области, направленной на реализацию приоритетной задачи практико-ориентированной подготовки "кадров под ключ" | ежегодно |
Задачи: | - активизация профильной ориентации обучающихся в функционировании общеобразовательных организаций; - создание и совершенствование организационно-управленческих, информационно-методических и кадровых условий, способствующих самоопределению и самореализации обучающихся с учетом потребностей регионального рынка труда; - реализация программ профессиональных проб для обучающихся на базе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, предприятий-работодателей, на площадках других заинтересованных лиц, обеспечивающих погружение в профессиональный контекст; - формирование и функционирование профильных классов в общеобразовательных организациях, в том числе, при поддержке ведущих предприятий и организаций, образующих территориально-отраслевые кластеры | |
Обоснование цели и задач: | Федеральные тренды. Экономические и социальные изменения, происходящие в социуме, предъявляют повышенные требования к мобильности и адаптивности поведения человека, его личной ответственности за свою профессиональную карьеру, что делает весьма актуальными проблемы профессиональной ориентации. Поэтому грамотное построение системы работы в рамках решения проблемы выбора профессии и профессионального становления личности имеет важное теоретическое и практическое значение для решения задач развития общества <76>. Решение проблемы построения эффективной системы профориентационной работы в образовательных организациях заключается в создании гибкой системы, которая будет строиться на основе кластерного подхода. Для реализации такого подхода необходимы организационно-структурные преобразования в системе профориентации обучающихся, которые возможно реализовать только в кластерной среде, предполагающей формирование и развитие кластеров в системе образования <77>. Реализация кластерной модели профориентационной работы будет способствовать: осуществлению организационно-педагогического сопровождения, непрерывному и своевременному решению организационных и связанных с ними управленческих вопросов в контексте профориентации обучающихся, развитию комплексного проектирования воздействий профориентационного характера на личность обучающегося с учетом социальных и экономических прогнозов, направленных на реализацию приоритетной задачи практико-ориентированной подготовки "кадров под ключ". Региональная специфика и выявленные проблемы. Результативность решения вопросов профессиональной ориентации предполагает последовательную и согласованную деятельность по сопровождению обучающихся в решении вопросов обоснованного выбора профессии, получения качественного профессионального образования, трудоустройства, успешного профессионального старта и профессионального развития. Основными участниками процесса профессиональной ориентации в Пензенской области являются: представители органов исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления (30 муниципальных образований), представители предприятий, образовательных, общественных, научных и других организаций, осуществляющих деятельность в области профессиональной ориентации обучающихся. На региональном и муниципальных уровнях созданы советы, координирующие профориентационную деятельность различных участников образовательного процесса. Важными направлениями деятельности данных советов выступают: - организация взаимодействия органов исполнительной власти Пензенской области, осуществляющих управление в сфере образования, с государственными и коммерческими предприятиями, с образовательными, общественными, научными и другими организациями по вопросам профессиональной ориентации и содействия трудоустройству обучающихся и студентов; - разработка предложений, направленных на принятие согласованных решений по повышению эффективности профессиональной ориентации и содействия трудоустройству обучающихся и студентов региона; - разработка предложений по стратегии развития системы профессионального образования и практико-ориентированной подготовки "кадров под ключ". В 2020 - 2021 учебном году в рамках профессиональных проб приняли участие 1543 школьника из городов Пензы, Кузнецка, Заречного, а также из Башмаковского, Бековского, Белинского, Бессоновского, Городищенского, Земетчинского, Иссинского и Каменского районов Пензенской области. Доля обучающихся 9 - 11 классов, прошедших профессиональные пробы в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и на производстве, составила 36%. В 2021 - 2022 учебном году мероприятиями фестиваля в Пензенской области планируется охватить не менее 5000 ребят. Вывод о целесообразности постановки цели и задач. Таким образом, постановка цели по выстраиванию кластерной модели системы профессиональной ориентации в Пензенской области, направленной на реализацию приоритетной задачи практико-ориентированной подготовки "кадров под ключ", обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач в процессе развития региональной системы оценки качества образования будет способствовать созданию и совершенствованию организационно-управленческих, информационно-методических и кадровых условий, способствующих самоопределению и самореализации обучающихся с учетом потребностей регионального рынка труда | |
Трек 3. Совершенствование структуры среднего профессионального образования | ||
Цель: | Осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями | ежегодно |
Задачи: | - создание единой информационной системы о региональном рынке труда, атласа перспективных профессий в региональной экономике; - развитие моделей сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций с профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования и производством по профессиональному самоопределению обучающихся; - проведение совместных мероприятий образовательных организаций и ведущих учреждений/предприятий, образующих территориально-отраслевые кластеры | |
Обоснование цели и задач: | Федеральные тренды. В настоящее время можно выделить три основных вектора взаимодействия образования и бизнеса <78>: - первое и наиболее типичное, можно назвать благотворительностью. Работодатель, или иной частный партнер безвозмездно передает образовательной организации определенные ресурсы, не предполагая и не имея юридических обязательств получить что-либо взамен. Обучающиеся могут воспользоваться ресурсами организации для развития своего представления о профессиональной деятельности; - второе направление - это социальное партнерство. Его особенность заключается в нацеленности на создание определенных регулятивных механизмов, выходящих далеко за пределы интересов конкретного предприятия и определенного работодателя. Это вопросы и задачи, решаемые на уровне крупного территориального образования, субъекта РФ или страны в целом, либо создание инструментов, регулирующих деятельность конкретной отрасли. Все формы социального партнерства очень важны, поскольку они направлены на поддержку в постоянном режиме системы взаимодействия и согласования интересов; - третье направление - это государственно-частное партнерство <79>. Впервые некоторые инструменты государственно-частного партнерства как элементы консолидации ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций были включены в разработанную Минобрнауки РФ Стратегию развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года <80>. В настоящее время не только образовательные организации стремятся к привлечению ресурсов из компаний. Предприятия не в меньшей степени заинтересованы в помощи профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования при создании инфраструктуры подготовки и повышения квалификации кадров. Реальная практика профессиональной ориентации в современной России характеризуется низкой степенью вовлеченности работодателей. Это серьезное препятствие на пути становления региональных и муниципальных систем профориентации, причина которого кроется в непродолжительности опыта рыночных отношений в нашей стране. С одной стороны, во многих случаях дает себя знать социальная незрелость российского работодателя, его неготовность выстраивать партнерские отношения с системой образования, непонимание взаимовыгодности таких отношений, узкий прагматизм в решении своих кадровых проблем, восприятие самоопределяющегося человека в качестве объекта своих собственных экономических интересов, а не субъекта профессионального выбора. С другой стороны, субъекты системы образования не имеют достаточного опыта и развитых традиций взаимодействия с работодателем, не владеют необходимыми для этого юридическими, экономическими, социально-психологическими компетенциями. Решение обозначенной проблемы требует построения региональных и муниципальных систем сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с максимально широким использованием инструментов государственно-частного партнерства. Региональная специфика и выявленные проблемы. Общая численность договоров/соглашений о взаимодействии по вопросам профессиональной ориентации, заключенных общеобразовательными организациями Пензенской области с учреждениями/предприятиями составила в 2021 г. 416 единиц. Также 912 предприятий/организаций принимают активное участие в реализации региональной образовательной технологии "Образование для жизни" и проекта "Первая профессия". Региональная кадровая политика должна быть направлена не на искусственное "удержание" выпускников в своем регионе, а на создание современных высокотехнологичных кластеров - центров притяжения для выпускников и квалифицированных кадров из других регионов. Вывод о целесообразности постановки цели и задач. Таким образом, постановка цели по осуществлению взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач в процессе развития региональной системы оценки качества образования будет способствовать развитию партнерства образовательных организаций с учреждениями/предприятиями и совершенствованию структуры среднего профессионального образования в регионе. | |
Цель: | Удовлетворение потребностей в кадрах на основе анализа рынка труда Пензенской области | ежегодно |
Задачи: | - прогнозирование потребности в кадрах с учетом реализации инновационных проектов на территории региона; - формирование регионального заказа на подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда; - развитие проектно-деятельностных форматов организации летнего отдыха детей и молодежи | |
Обоснование цели и задач: | Федеральные тренды. Процесс удовлетворения потребностей в кадрах - это инструмент кадровой политики <81>, качественный высокотехнологичный сервис, осуществляемый профессиональными участниками вертикальной системы разделения труда, которые специализируются на профдиагностике, профконсультировании и профподборе, разработке образовательных программ (индивидуальных или групповых), включая большой блок профориентационных и производственных практик (программы которых должны быть согласованы с работодателями), сопровождении обучающихся вплоть до их трудоустройства, сопровождении карьерной траектории на протяжении всей трудовой жизни и вне ее <82>. На уровне общего образования эта задача решается путем проведения профессиональной ориентации и содействия осознанному выбору школьниками дальнейшего пути своего профессионального образования, а в профессиональных образовательных организациях уже непосредственно по тем укрупненным группам специальностей среднего профессионального образования и укрупненным группам направлений подготовки и специальностей высшего образования. Данный целевой ориентир имеет важное значение, поскольку раскрывает взаимосвязь сферы образования и рынка труда <83>. Согласно результатам исследования ранней профориентации, проведенного в 2019 г. союзом "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)" при поддержке Министерства просвещения РФ, "более 70% школьников "неосознанно некомпетентны", то есть не имеют ни малейшего представления о том, какую профессию хотели бы получить и чем хотели бы заниматься в жизни. И только около 5% - точно знают свое будущее призвание" <84>. Таким образом, удовлетворение потребности в кадрах регионального рынка труда является одной из важнейших задач современной системы образования. Региональная специфика и выявленные проблемы. В современных условиях в Пензенской области реализуется 26 программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и 81 программа подготовки специалистов среднего звена. Основную часть приема занимают приоритетные для развития экономики отрасли: пищевая промышленность и биотехнологии, транспорт, архитектура, строительство и землеустройство, информационные технологии, электронная техника и приборостроение, сельское хозяйство, энергетика, машиностроение и металлообработка. В 2020 - 2021 учебном году в образовательных организациях региона получали среднее профессиональное образование 25797 обучающихся. В процессе участия профессиональных образовательных организаций Пензенской области в реализации мероприятий национального проекта "Образование", государственных программ РФ "Развитие образования" и "Доступная среда" были достигнуты следующие результаты: - в ГАПОУ ПО "Пензенский агропромышленный колледж", ГАПОУ ПО "Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)", ГБПОУ ПО "Кузнецкий многопрофильный колледж" созданы базовые профессиональные организации, обеспечивающие поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования; - в ФГБОУ ВО "Пензенской государственный университет" созданы 5 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по компетенциям в сфере информационно-коммуникационных технологий: "Машинное обучение и большие данные", "Разработка виртуальной и дополненной реальности", "Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений", "Разработка мобильных приложений", "Разработка решений с использованием блокчейн-технологий"; - в ГБПОУ Пензенской области "Сердобский многопрофильный техникум" созданы 5 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по компетенциям в сфере сельского хозяйства: "Агрономия", "Ветеринария", "Сельскохозяйственные биотехнологии", "Сити-фермерство", "Эксплуатация сельскохозяйственных машин". В регионе осуществляется подготовка по наиболее востребованным профессиям и специальностям в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями (ТОП-50, ТОП-РЕГИОН): - 14 профессиональных образовательных организаций обеспечивают кадровую потребность перспективных производственно-экономических кластеров; - реализуется подготовка по 51 профессии, входящей в региональный перечень наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей Пензенской области (ТОП-РЕГИОН). Аттестация обучающихся на уровне среднего профессионального образования проводится с использованием механизма демонстрационного экзамена. Вывод о целесообразности постановки цели и задач. Таким образом, постановка цели по удовлетворению потребностей в кадрах на основе анализа рынка труда Пензенской области обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач в процессе развития региональной системы оценки качества образования будет способствовать прогнозированию потребностей в кадрах и формированию регионального заказа на подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда | |
Цель: | Развитие конкурсного движения профориентационной направленности | ежегодно |
Задачи: | - развитие региональной конкурсной системы по профориентации обучающихся различных номинаций; - внедрение дистанционных технологий в реализацию деятельностных коммуникаций, при формировании проектных коллективов из числа детей различных муниципальных образований региона, удаленных друг от друга | |
Обоснование цели и задач: | Федеральные тренды. Важное значение имеет вхождение России в международное движение WorldSkills International <85>, объединяющее конкурсы профессионального мастерства как для студентов техникумов, колледжей и вузов. Соответствующий проект был инициирован Агентством стратегических инициатив, однако его практика вышла далеко за первоначальные рамки и охватила, за период 2012 - 2014 гг., порядка половины субъектов РФ. По инициативе Фонда "Вольное Дело" в России создан аналог конкурсов WorldSkills, ориентированный на школьников - JuniorSkills. Ежегодно проводится Национальный Чемпионат профессий и предпринимательских идей "Карьера в России" <86>. Демонстрируя высокие стандарты организации и проведения, лучшие практики профессионального образования и лучшие образцы профессиональной деятельности, подобные конкурсы реально изменяют отношение к востребованным профессиям/специальностям со стороны обучающихся и их семей, школьных и вузовских педагогов, представителей СМИ и общественности. Региональная специфика и выявленные проблемы. Региональный чемпионат "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) проходил: - по 28 компетенциям основной группы (возраст участников - 17 - 23 года): "Кирпичная кладка", "Сварочные технологии", "Кондитерское дело", "Малярные и декоративные работы", "Ремонт и обслуживание легковых автомобилей", "Поварское дело", "Графический дизайн", "Физическая культура, спорт и фитнес", "Лабораторный медицинский анализ", "Дошкольное воспитание", "Кузовной ремонт", "Предпринимательство", "Преподавание в младших классах", "Электроника", "Архитектура", "Веб-дизайн и разработка", "Программные решения для бизнеса", "Сетевое и системное администрирование", "ИТ-решения для бизнеса на платформе "1С: Предприятие 8", "Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности", "Администрирование отелей", "Хлебопечение", "Технология моды", "Парикмахерское искусство", "Ресторанный сервис", "Туризм", "Бухгалтерский учет", "Банковское дело"; - по 6 компетенциям направления "Юниоры" (возраст участников - 14 - 16 лет): "Веб-дизайн и разработка", "Физическая культура, спорт и фитнес", "Ремонт и обслуживание легкового автомобиля", "Графический дизайн", "Малярные и декоративные работы", "Лабораторный медицинский анализ"; - по 4 компетенциям направления "Навыки мудрых 50+" (возраст участников - 50 лет и старше): "Физическая культура, спорт и фитнес", "Преподавание в младших классах", "Дошкольное воспитание", "Электроника". Вывод о целесообразности постановки цели и задач. Таким образом, постановка цели по развитию конкурсного движения профориентационной направленности обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач в процессе развития региональной системы оценки качества образования будет способствовать выходу регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) за всероссийские рамки, а также проведению региональных и муниципальных конкурсов, учитывающих особенности регионального рынка труда |
________________
<56> Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71937200/; Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". URL: https://base.garant.ru/74404210/.
<57> Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2015 N 366-р (ред. от 23.11.2017) "Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176171/.
<58> Закон Пензенской области от 04.07.2013 N 2413-ЗПО "Об образовании в Пензенской области" (принят Законодательным Собранием Пензенской области 28.06.2013). URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?base=RLAW021&n=69320&req=doc#VqPIKATSaJnSylvp; Постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2013 N 804-пП "Об утверждении государственной программы Пензенской области "Развитие образования в Пензенской области" (с последующими изменениями). URL: https://docs.cntd.ru/document/424055908.
<59> Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/.
<60> Министерство просвещения РФ. Официальный сайт. Федеральный проект "Успех каждого ребенка". URL: Минпросвещения России (edu.gov.ru).
<61> Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 20.05.2022) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/.
<62> Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года (одобрена Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 12.03.2021 N 51). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384038/.
<63> Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2015 N 366-р (ред. от 23.11.2017) "Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176171/.
<64> Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71937200/.
<65> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
<66> Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 N 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования". URL: https://base.garant.ru/184895/.
<67> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), ст. 43. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.