____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Минобразования Пензенской области от 19.08.2024 N 16-163.
____________________________________________________________________
Руководствуясь Положением о Министерстве образования Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 N 485-пП (с последующими изменениями), приказываю:
1. Изложить Концепцию региональной системы оценки качества образования Пензенской области, утвержденную приказом Министерства образования Пензенской области от 15.07.2021 N 361/01-07 (с последующими изменениями), в новой редакции согласно Приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ разместить (опубликовать) на официальном сайте Министерства образования Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра образования Пензенской области А.Н. Фомина.
Министр
А.П.КОМАРОВ
КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящая концепция определяет цели, принципы, приоритетные направления и ожидаемые результаты региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО), являющейся основой для принятия эффективных управленческих решений по повышению качества образования в Пензенской области.
Концепция региональной системы оценки качества образования Пензенской области (далее - Концепция) разработана с учетом положений нормативных правовых актов, регламентирующих процесс развития системы образования Российской Федерации и приоритетные подходы к формированию системы оценки качества образования, а также нормативных правовых актов Пензенской области:
- Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 (с последующими изменениями);
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с последующими изменениями);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с последующими изменениями);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с последующими изменениями);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (с последующими изменениями);
- приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации N 1377, Министерства просвещения Российской Федерации N 694, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки N 1684 от 18.12.2019 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях";
- Закона Пензенской области от 04.07.2013 N 2413-ЗПО "Об образовании в Пензенской области" (с последующими изменениями);
- постановления Правительства Пензенской области от 30.10.2013 N 804-пП "Об утверждении государственной программы "Развитие образования в Пензенской области" (с последующими изменениями) и др.
Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина определены приоритетные цели в сфере образования:
- во-первых, это обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
- во-вторых, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций <1>.
________________
<1> Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71937200/.
Современные вызовы социально-экономического развития российского общества диктуют необходимость перехода к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, обосновывают потребность подготовки обучающихся к изменениям, творческому поиску и работе в команде, и, что особенно важно в современном мире, к жизни в цифровую эпоху.
Региональная система оценки качества образования Пензенской области является составной частью общероссийской системы оценки качества образования и обеспечивает проведение внешней оценки результатов образования в интересах личности, общества, рынка труда, государства и самой системы образования.
Подготовка Концепции обусловлена необходимостью развития региональных механизмов управления качеством образования на основе совершенствования образовательной деятельности и системы оценки образовательных достижений обучающихся. Концепция разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по развитию механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации <2>.
________________
<2> Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный институт оценки качества образования". Официальный сайт. Методические рекомендации по развитию механизмов управления качеством образования. URL: Методические рекомендации РУМ-2022.pdf (fioco.ru).
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы <3>.
________________
<3> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), ст. 2. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
Оценка качества образования - процесс выявления степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения системе требований к качеству образования, зафиксированной в нормативных документах. Осуществляется в рамках процедур государственной и общественной аккредитации, информационной открытости системы образования, мониторинга системы образования, государственного контроля (надзора) в сфере образования и независимой оценки качества образования.
Независимая оценка качества образования - оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. Независимая оценка качества образования включает в себя:
- независимую оценку качества подготовки обучающихся;
- независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность <4>.
________________
<4> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), ст. 95. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
Региональная система оценки качества образования (РСОКО) - совокупность компонентов, обеспечивающих оценку качества образования в образовательных организациях Пензенской области на основе единой концептуально-методологической базы. Включает: содержательные элементы, организационные и функциональные структуры, нормы и правила, современные технологии, процедуры оценки качества образовательных результатов и качества образовательной деятельности, анализ результатов с учетом стратегических приоритетов и особенностей развития системы образования Пензенской области.
Региональные механизмы управления качеством образования - методы и средства воздействия на факторы, от состояния которых зависит качество образования в регионе, включают:
- механизмы управления качеством образовательных результатов;
- механизмы управления качеством образовательной деятельности.
Технологии оценки качества образования - оценочные процессы, в ходе которых осуществляются процедуры оценки качества образовательных результатов и процедуры оценки качества образовательной деятельности.
Процедуры оценки качества образования - способы и порядки осуществления оценочных процессов, обеспечивающие оценку качества образовательных результатов и оценку качества образовательной деятельности.