ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2024 года N 218


О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 10 декабря 2019 года N 409 "Об утверждении государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания" на 2019 - 2024 годы"



Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:


Внести в Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 10 декабря 2019 года N 409 "Об утверждении государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания" на 2019 - 2024 годы" изменения согласно приложению к настоящему Постановлению.



Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Б.ДЖАНАЕВ



Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 14 мая 2024 г. N 218



ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ОТ 10 ДЕКАБРЯ 2019 ГОДА N 409 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ" НА 2019 - 2024 ГОДЫ"


Государственную программу Республики Северная Осетия-Алания "Развитие здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания" на 2019 - 2024 годы, утвержденную Постановлением, изложить в следующей редакции:

"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ"


ПАСПОРТ государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания"


Основные положения

Куратор государственной программы Республики Северная Осетия-Алания

Реутов Александр Викторович, заместитель Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания

Соисполнители государственной программы

Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания;

Министерство строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания

Период реализации государственной программы

этап I: 2019 - 2023 гг.

этап II: 2024 - 2030 гг.

Цели государственной программы

Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 79,16 лет к 2030 году

снижение смертности от всех причин до 9,6 на 1000 населения к 2030 году

повышение удовлетворенности населения медицинской помощью

Направления (подпрограммы) государственной программы

Направление (подпрограмма) 1 "Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни"

направление (подпрограмма) 2 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей"

направление (подпрограмма) 3 "Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении"

направление (подпрограмма) 4 "Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья"

направление (подпрограмма) 5 "Информационные технологии и управление развитием отрасли"

Объемы финансового обеспечения Программы

92 947 800,93 тыс. руб.

Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации/влияние на достижение приоритетов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Сохранение населения, здоровье и благополучие людей: повышение ожидаемой продолжительности жизни к 2030 г. до 79,16 лет;

государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения Российской Федерации"

1. Оценка текущего состояния сферы охраны здоровья граждан в Республике Северная Осетия-Алания



По состоянию на 31 декабря 2022 года на территории Республики Северная Осетия-Алания функционируют 45 организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, в том числе 21 медицинская организация стационарного типа, 10 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, 2 детских санатория, 1 станция переливания крови, 1 специализированный "Дом ребенка", 8 организаций особого типа.


На конец 2022 года в Республике Северная Осетия-Алания развернуты 4798 круглосуточных коек, показатель на 10 тыс. населения составил 70,5. Количество коек дневного пребывания составило 804, в том числе в стационарных условиях функционировали 414 коек, обеспеченность на 10 тыс. населения - 11,8 коек. При амбулаторно-поликлинических учреждениях развернуты 390 коек, обеспеченность на 10 тыс. населения - 5,7 коек.


По оценке Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Северо-Кавказстат), численность населения Республики Северная Осетия-Алания на 1 января 2023 г. составила 680 748 человек, из них численность городского населения - 430 141 человек, или 63,2%, численность сельского населения - 250 607 человек, или 36,8%.


Одним из важнейших результатов стало увеличение показателя "Ожидаемая продолжительность жизни при рождении" на 2,2 года, который составил 74,72 года. Достигнуто и перевыполнено целевое значение (73,68 год).


По итогам 2022 года улучшились важнейшие медико-демографические показатели, опережая запланированные темпы.


Значительно, почти на 21%, снизился общий коэффициент смертности. В 2022 году младенческая смертность снизилась до 4,6 на 1000 родившихся живыми.


Смертность населения от болезней системы кровообращения снизилась на 6,3% по сравнению с 2021 годом и составила 556,8 на 100 тыс. населения.


Смертность от ишемической болезни сердца снизилась на 13,8% и составила 265,7 на 100 тыс. населения.


Смертность от острого нарушения мозгового кровообращения снизилась на 20,3% и составила 44,8 на 100 тыс. населения.


Смертность от инфаркта миокарда снизилась на 55,1% и составила 16,9 на 100 тыс. населения.


Болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, внешние причины смерти по-прежнему остаются главными причинами смертности населения республики и закономерно вносят наибольший потенциальный вклад в значение показателя ожидаемой продолжительности жизни.


Реализация мероприятий государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания" (далее - Программа) и включенные в ее состав региональные проекты, входящие в состав национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография", окажут непосредственное влияние на увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения республики.


В 2022 году в рамках федерального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" национального проекта "Здравоохранение" продолжена работа по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний и осложнений у пациентов, состоящих под диспансерным наблюдением. Льготным лекарственным обеспечением охвачено свыше 1745 пациентов с высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений, что на 33,4% выше, чем в 2021 году, перечень лекарственных препаратов для таких пациентов расширен до 31 наименования.


С 2019 года существенно укреплена инфраструктура кардиологической службы. В Республике Северная Осетия-Алания функционирует 1 региональный сосудистый центр и 1 первичное сосудистое отделение, обеспечивающие оказание медицинской помощи пациентам с острым коронарным синдромом, острыми нарушениями мозгового кровообращения. В региональном сосудистом центре ГБУЗ "Республиканская клиническая больница" и первичном сосудистом отделении ГБУЗ "Моздокская центральная районная больница" введено в эксплуатацию 14 единиц современного медицинского оборудования, в том числе 4 единицы дорогостоящего "тяжелого оборудования".


Обновление материальной базы учреждений и оптимизация маршрутизации позволили на 36,2% в 2022 году по сравнению с 2019 годом увеличить количество рентгенэндоваскулярных вмешательств на коронарных сосудах, выполненных в лечебных целях.


В рамках федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" национального проекта "Здравоохранение" за 2019 - 2022 годы современным медицинским оборудованием переоснащено ГБУЗ "Республиканский онкологический диспансер", оказывающее помощь пациентам с онкологическими заболеваниями, введено в эксплуатацию 49 единиц медицинских изделий.


В целях повышения уровня ранней выявляемости онкологических заболеваний и доступности медицинской помощи по профилю "онкология" с 2019 года в республике организовано 7 центров амбулаторной онкологической помощи.


Одним из важнейших направлений здравоохранения является улучшение выявления и повышение качества медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями. Проводимые мероприятия позволили увеличить продолжительность жизни больных с новообразованиями. Удельный вес больных со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете 5 лет и более, составил в 2022 г. - 60,1%, что выше целевого показателя - 59,0% (выживаемость возросла на 1,1%).


Вместе с тем смертность от злокачественных новообразований выросла на 0,7% по сравнению с 2021 годом и составила 148,3 на 100 тыс. населения (в 2021 году - 147,2 на 100 тыс. населения).


Особое внимание уделяется профилактике и предупреждению заболеваний. В 2022 году удалось охватить 43,8% населения профилактическими медицинскими осмотрами, 297,7 тыс. чел. человек завершили профилактические мероприятия. Информированием о возможности прохождения профилактических мероприятий охвачено более 98% населения.


На 2023 год запланировано охватить 402,3 тыс. человек профилактическими медицинскими осмотрами, что составит 58,9% населения.


В 2022 году продолжена работа по повышению доступности и качества первичной медико-санитарной медицинской помощи гражданам, в том числе в малонаселенных районах республики.


Благодаря реализации регионального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" на созданных 37 фельдшерских пунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, врачебных амбулаторий в 2022 году выполнено более 50,43 тыс. посещений.


Медицинская помощь жителям малонаселенных пунктов республики численностью от 1 до 100 человек, где не поддерживаются стационарные медицинские объекты, оказывается передвижными медицинскими комплексами, поставленными в 2021 году, позволяющими на месте проводить профилактические осмотры и обследования. В 2022 году осуществлено 1095 выездов, осмотрено 23739 чел., количество граждан с впервые выявленной патологией при обследовании составило 2448 чел.


Кроме того, с 2021 года отремонтировано 9 объектов, приобретено более 110 единиц медицинского оборудования и 34 единиц автомобильного транспорта.


В мероприятиях по созданию и тиражированию Новой модели организации оказания медицинской помощи, основанной на управленческой концепции бережливого производства, приняла участие 31 медицинская организация, в том числе 12 детских поликлиник и поликлинических подразделений, что составило 81,6% от общего количества организаций (38).


Во всех поликлиниках - участницах проекта внедрена возможность дистанционной записи пациентов на прием по времени, ведется электронная карта пациента, развивается возможность электронного документооборота между медицинскими организациями. Активно внедряется приоритетная запись на консультации и диагностические исследования пациентов с подозрением на злокачественные новообразования, посредством организации "зеленых коридоров".


С сентября 2022 года осуществляется мониторинг показателя "Оценка общественного мнения по удовлетворенности населения медицинской помощью", который по итогам года достиг 38,1 процента.


За время реализации федерального проекта "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям", детские поликлиники и детские поликлинические отделения медицинских организаций республики дооснащены медицинскими изделиями. С марта 2021 года начал функционировать реконструированный корпус (соматическое отделение и консультативно-диагностическая поликлиника) ГБУЗ "Республиканская детская клиническая больница".


Во всех детских поликлиниках и детских поликлинических отделениях завершены организационно-планировочные решения, создана современная инфраструктура оказания медицинской помощи детям, что позволило обеспечить комфортные условия пребывания маленьких пациентов.


По результатам проводимых мероприятий показатель младенческой смертности в республике в 2022 году составил 4,6 на 1 000 родившихся живыми.


Важным приоритетным направлением для устойчивого функционирования здравоохранения является обеспечение медицинскими кадрами.


Республика занимает 4-е место по обеспеченности врачами 54,6 (РФ - 36,8; СКФО - 35,1), в результате проведенных расчетов, с учетом объемов оказываемой медицинской помощи, реальной нагрузки на врачей и региональных особенностей определена расчетная потребность медицинских организаций республики во врачебных кадрах. Анализ показал, что в целом по республике отмечается профицит врачей с учетом планирования объемов оказываемой медицинской помощи и возрастной нагрузки более 240 человек. Вместе с тем существует дисбаланс по обеспеченности специалистами в г. Владикавказе и районах республики. В медицинских организациях республики отмечается дефицит медицинских работников определенных специальностей, таких как врачи - анестезиологи-реаниматологи, врачи-неонатологи, врачи-онкологи, врачи-гематологи, врачи-психиатры, врачи - судебно-медицинские эксперты, врачи-патологоанатомы и некоторые другие.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»