ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2024 года N 405-п


Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы и о признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Правительства области



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства области от 28.09.2023 N 969-п "О системе управления государственными программами Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области"


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ярославской области "Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы.


2. Признать утратившими силу и частично утратившими силу постановления Правительства области в соответствии с перечнем, приведенным в приложении.


3. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора области, курирующего вопросы внутренней политики.


4. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Губернатор области
М.Я.ЕВРАЕВ



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 27.03.2024 N 405-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2024 - 2030 ГОДЫ



I. Стратегические приоритеты государственной программы Ярославской области "Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы


1. В числе национальных интересов Российской Федерации на долгосрочную перспективу, закрепленных Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", отмечены укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества.


Основные параметры и характеристики гражданского общества и гражданской активности в Ярославской области остаются стабильными на протяжении последних лет. Одной из характеристик состояния гражданского общества является количество действующих на территории региона некоммерческих организаций (далее - НКО). По состоянию на январь 2024 года в ведомственном реестре зарегистрированных НКО Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области содержались сведения о 1835 НКО (по состоянию на 01 января 2019 года - 2002).


Снижение общего количества зарегистрированных в регионе НКО свидетельствует об обновлении некоммерческого сектора: прекращают свою деятельность организации, достигшие целей создания либо не готовые к новым условиям, требующим от НКО большей юридической грамотности, профессионализации деятельности. В 2023 году среди вновь созданных НКО доминировали автономные НКО. Данный показатель свидетельствует о том, что запрос государства на оказание социальных услуг может быть реализован именно автономными НКО. Такие НКО создаются в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Рост числа новых НКО, зарегистрированных в форме автономных НКО, - первая ступень ощутимой трансформации сектора. Руководители НКО осознанно выбирают наиболее удобную для включения в новую государственную политику по выходу НКО на рынок социальных услуг организационно-правовую форму.


В регионе сформированы основные институты поддержки некоммерческого сектора - осуществляется имущественная, информационная, транспортная, консультационная, методическая государственная поддержка. Ресурсный центр поддержки НКО и гражданских инициатив предоставляет бесплатные услуги НКО по всей области.


Государственная программа Ярославской области "Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы (далее - Государственная программа) является четвертой в данной сфере, что свидетельствует о преемственности и системности подхода органов исполнительной власти к развитию институтов гражданского общества в регионе, о приоритетности поддержки данного направления.


Позитивным итогом реализации государственной программы Ярославской области "Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области" на 2021 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 31.03.2021 N 173-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области" на 2021 - 2025 годы и о признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Правительства области", стало принятие муниципальных программ поддержки социально ориентированных НКО (далее - СОНКО) во всех муниципальных районах и городских округах региона. По совокупности критериев инфраструктурной поддержки СОНКО в ежегодном рейтинге субъектов Российской Федерации, сформированном по итогам реализации механизмов поддержки СОНКО и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в 2023 году Министерством экономического развития Российской Федерации, Ярославская область заняла четвертое место (первое среди субъектов Центрального федерального округа).


В рамках Государственной программы запланирована реализация мероприятий по софинансированию расходных обязательств муниципальных районов (городских округов) Ярославской области, возникающих при реализации муниципальных программ поддержки СОНКО, осуществляющих мероприятия по направлениям, соответствующим видам деятельности СОНКО, установленным статьей 4 Закона Ярославской области от 6 декабря 2012 г. N 56-з "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области". Порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Ярославской области бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ярославской области на реализацию муниципальных программ поддержки СОНКО приведен в приложении к Государственной программе.


Систематическая поддержка институтов гражданского общества со стороны органов исполнительной власти Ярославской области способствует успешному участию проектов НКО в конкурсах, проводимых Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества. В 2023 году СОНКО Ярославской области на реализацию проектов привлечено 97,2 миллиона рублей, в то время как по итогам 2019 года - 44,1 миллиона рублей. Среди организаций - победителей указанных конкурсов отмечен рост количества представителей муниципальных образований. Это свидетельствует о росте профессионализма, качественной подготовке специалистов СОНКО, а также об актуальности проектов организаций-победителей.


В 2021 - 2023 годах в регионе осуществлялся эксперимент по реализации государственного (муниципального) социального заказа на оказание отдельных государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Реализация указанного эксперимента осуществлялась в отраслях социальной сферы: образование, культура, физическая культура и спорт, здравоохранение, социальное обслуживание. К оказанию услуг во всех пяти отраслях социальной сферы удалось привлечь СОНКО. Реализуемый комплекс мер поддержки получил высокую оценку со стороны Министерства экономического развития Российской Федерации.


2. Ярославская область продолжает оставаться многонациональным регионом.


Всероссийской переписью населения 2021 года на территории Ярославской области учтены представители 115 национальностей и этнических групп. При этом сохраняется абсолютное преобладание русского населения (свыше 95 процентов), которое определяет этническую ситуацию в целом. Переписью учтено еще несколько этносов, численность которых в регионе превышает 1 тысячу человек: армяне - 6114 чел., украинцы - 4127 чел., азербайджанцы - 3476 чел., татары - 2658 чел., таджики - 2547 чел., езиды - 1828 чел., узбеки - 1615 чел., белорусы - 1236 чел.


В Ярославской области зарегистрировано 43 национально-культурных общественных объединения, из них 5 региональных национально-культурных автономий. Уровень межнациональных противоречий между представителями разных национальностей в регионе невысок, ситуация в сфере межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений устойчивая.


Вместе с тем миграционные потоки становятся серьезным фактором, влияющим на этническую ситуацию в Ярославской области. Процесс миграции приводит к демографическим и этническим изменениям в структуре населения региона. Низкий уровень социокультурной адаптации значительной части иностранных граждан к условиям принимающего сообщества создает предпосылки к возникновению бытовых, межличностных конфликтов с неявно выраженными элементами межнациональной вражды (проявления так называемого бытового национализма). В Ярославской области, как и в других регионах России, прослеживается тенденция к проявлению межнациональной (межэтнической) напряженности в латентной (скрытой) форме. Тем не менее, по данным правоохранительных органов, в последние годы открытых конфликтов на межнациональной почве в Ярославской области не выявлено.


Основополагающие принципы, определяющие приоритетные направления деятельности органов власти региона в данной сфере, предусмотрены Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". С опорой на данный стратегический документ деятельность органов исполнительной власти Ярославской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (далее - ОМСУ) и региональных институтов гражданского общества в сфере реализации государственной национальной политики осуществляется на системной, комплексной межотраслевой и межведомственной основе.


В структуре Правительства области работают вице-губернатор области, курирующий вопросы внутренней политики, советник Губернатора области по национальным вопросам и советник Губернатора области по взаимодействию с религиозными объединениями. Органом исполнительной власти Ярославской области, обеспечивающим координацию реализации государственной национальной политики на территории региона, является министерство социальных коммуникаций и развития некоммерческих организаций Ярославской области (далее - министерство). В администрациях всех муниципальных образований Ярославской области (включая городские и сельские поселения) определены сотрудники, ответственные за осуществление деятельности в сфере межнациональных отношений.


Разработана и своевременно актуализируется региональная нормативно-правовая база. С 2014 года координация деятельности в данной сфере осуществляется на основе планов мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на территории Ярославской области, принимаемых на трехлетний период. В настоящее время исполняется план указанных мероприятий на 2023 - 2025 годы. ОМСУ реализуют комплексные планы мероприятий по гармонизации межнациональных отношений. С 2015 года реализуется Региональная стратегия государственной национальной политики в Ярославской области на период до 2025 года.


Региональные институты гражданского общества и, в частности, межнациональное сообщество региона, являются активными партнерами Правительства области. Межнациональное сообщество привлечено к работе постоянно действующего совещательного органа при Губернаторе области - координационного совета Ярославской области по вопросам межнациональных отношений, образованного в 2011 году. Аналогичные советы действуют в ряде городских округов и муниципальных районов Ярославской области


Вместе с тем этническое разнообразие населения Ярославской области требует разработки и дальнейшей реализации мер по гармонизации межнациональных отношений на территории региона. Признание и понимание наличия в Ярославской области этнического и конфессионального многообразия, уважение культурных особенностей, присущих различным народам и религиям, позитивно сказывается на общем социальном самочувствии жителей региона, создает благоприятный фон для положительного социально-экономического развития Ярославской области.


Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно отмечал в публичных выступлениях, что сохранение межнационального согласия в России следует считать одним из безусловных приоритетов, необходимых для обеспечения стабильности многонационального и поликонфессионального государства, каковым является Российская Федерация. Вопросы государственной национальной политики находятся в тесной взаимосвязи с вопросами национальной безопасности России, сохранения ее суверенитета и территориальной целостности.


Таким образом, решение задач по дальнейшей гармонизации межнациональных отношений, налаживанию диалога культур является для Ярославской области актуальным условием обеспечения политической и социальной стабильности в регионе.


3. На территории Ярославской области действуют 11 казачьих обществ, входящих в состав Ярославского отдельского казачьего общества войскового казачьего общества "Центральное казачье войско", общей численностью до 400 человек. В государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации внесены 6 ярославских казачьих обществ.


В рамках Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на территории Ярославской области был реализован План мероприятий Ярославской области на 2021 - 2023 годы по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы, утвержденный распоряжением Губернатора области от 22.03.2021 N 42-р "Об утверждении Плана мероприятий Ярославской области на 2021 - 2023 годы по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы".


Финансирование мероприятий по поддержке российского казачества в предыдущий период осуществлялось в рамках подпрограммы "Государственная поддержка развития российского казачества на территории Ярославской области" государственной программы Ярославской области "Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области" на 2021 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 31.03.2021 N 173-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области" на 2021 - 2025 годы и о признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Правительства области".


В настоящее время на территории региона из представителей казачества сформированы 4 народные дружины и 1 добровольная пожарная команда. Ярославским отдельским казачьим обществом войскового казачьего общества "Центральное казачье войско" и военным комиссариатом Ярославской области заключено соглашение о взаимодействии. В четырех муниципальных образованиях Ярославской области созданы кадетские классы и группы казачьей направленности. В городах Ярославле и Рыбинске функционируют два центра казачьей культуры. Действует 2 самодеятельных художественных казачьих коллектива: народный ансамбль казачьей песни "Чарочка" и детский образцовый ансамбль казачьей песни "Плетенька".


В связи с успешной реализацией подпрограммы "Государственная поддержка развития российского казачества на территории Ярославской области" государственной программы Ярославской области "Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области" на 2021 - 2025 годы Правительством области принято решение о продолжении работы по поддержке казачества в рамках региональных государственных программ.


4. Реализация открытого государственного управления в субъектах Российской Федерации является одной из важнейших составляющих обеспечения устойчивого развития как субъекта Российской Федерации, так и страны в целом. Вовлеченность граждан в управление повышает уровень доверия к государственной политике, в первую очередь в сфере обсуждения и принятия нормативных правовых актов и стратегических документов на всех уровнях власти. В Ярославской области на региональном и муниципальном уровнях налажены механизмы взаимодействия граждан и государства, обеспечивающие диалог власти и гражданского общества. Система площадок, включающих общественные и консультативные советы, представлена в абсолютном большинстве сфер общественной жизни региона.


Реализация Государственной программы позволит продолжить разработку единых подходов и принципов в работе с общественными инициативами, обеспечить эффективность государственной поддержки, поддержать разработку инновационных подходов в сфере выстраивания механизмов взаимодействия гражданского общества и органов власти, сформировать механизмы преемственности целей и задач существующих и вновь принимаемых программ.


5. В последние годы особо актуальным для развития гражданского общества в Российской Федерации в целом и в Ярославской области в частности стал вопрос сохранения и передачи исторической памяти, поддержания ценностно-смысловой связи между поколениями. Одними из основных носителей традиционных ценностей общества, хранителями традиций патриотического воспитания населения выступают сообщества ветеранов войн, труда, правоохранительной деятельности в лице соответствующих НКО.


На сегодняшний день в Ярославской области сформирован широкий комплекс мер социальной поддержки ветеранов как социальной группы. В то же время поддержка и развитие ветеранского движения как субъекта гражданского общества требуют признания в качестве приоритетных направлений деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по следующим причинам:


- необходимость постоянного сопровождения деятельности ветеранского движения, общественных организаций ветеранов со стороны органов власти, обусловленная трансформацией ветеранского движения, естественной сменой поколений внутри общественных организаций ветеранов;


- необходимость принятия мер, направленных на создание условий для активного участия граждан пожилого возраста в жизни современного общества через развитие соответствующих общественных организаций, обусловленная увеличением доли граждан пожилого возраста в составе населения Ярославской области.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»