ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 марта 2024 года N 124-пр


О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 7 февраля 2014 г. N 27-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края" и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края"



В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Хабаровского края и Методики оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края" Правительство края постановляет:


1. Внести изменение в постановление Правительства Хабаровского края от 7 февраля 2014 г. N 27-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края" и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края", изложив преамбулу в следующей редакции:


"В соответствии с Положением о системе управления государственными программами Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр, Правительство края постановляет:".


2. Внести в государственную программу Хабаровского края "Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 7 февраля 2014 г. N 27-пр, следующие изменения:


1) паспорт признать утратившим силу;


2) разделы 1 - 3 изложить в следующей редакции:


"1. Оценка текущего состояния развития водохозяйственного комплекса Хабаровского края


Хабаровский край (далее также - край) относится к числу регионов, хорошо обеспеченных ресурсами поверхностных и подземных вод.


Речная сеть края представлена 205 823 реками общей протяженностью 553 693 километра, большая часть которых (96 процентов) относится к малым рекам и ручьям. Речная сеть хорошо развита в горных и недостаточно - в равнинных частях региона. Питание рек края преимущественно дождевое (60 - 85%). Водный режим большинства рек соответствует дальневосточному типу, для которого характерны невысокое растянутое половодье, высокие дождевые паводки в летне-осенний период, вызывающие иногда катастрофические наводнения, низкая зимняя межень.


Крупнейшими реками края в бассейне Тихого океана являются Амур с притоками Бурея, Уссури, Амгунь, Тунгуска, Горин, Анюй, Гур и их притоками; реки Уда, Тауй, Тумнин, Иня, Охота, Улья, Ульбея, Тугур, Урак и их главные притоки.


Река Амур - одна из наиболее значительных рек Российской Федерации, занимающая среди них третье место по длине и четвертое по площади бассейна. Длина р. Амур - 2 824 километра, общая площадь бассейна - 1 855 тыс. кв. километров, в том числе в пределах Российской Федерации - 1 003 тыс. кв. километров. Устье реки доступно для морских судов, которые могут подниматься по большой воде до г. Хабаровска.


На территории Хабаровского края расположено более 58 тыс. озер. Крупнейшими озерами края являются Чукчагирское озеро, озера Болонь, Удыль, Орель, Кизи, Эворон, Чля и Хумми. Крупнейшим искусственным водоемом является Бурейское водохранилище на р. Бурее.


Вода как ресурс используется во всех сферах современного производства и жизнедеятельности населения.


Водные объекты, расположенные на территории края, используются на нужды промышленности, сельского хозяйства и населения (водозабор и водоотведение, шахтный водоотлив), а также для судоходства, рекреации, рыборазведения.


При весьма существенном водно-ресурсном потенциале края возникают проблемы его использования, и это обусловлено следующими основными причинами:


- неравномерное распределение поверхностного стока на территории края;


- резкая неравномерность поверхностного стока по сезонам года;


- природное и антропогенное загрязнение водных объектов, которое не дает возможности использовать воду без дополнительной подготовки.


Серьезной проблемой, требующей особого внимания, является возникновение чрезвычайных ситуаций в результате наводнений.


Сложная водохозяйственная ситуация складывается на реках бассейна р. Амур, который традиционно относится к одним из наиболее паводкоопасных районов в России.


Территория края периодически (в отдельных районах края практически ежегодно) подвергается подтоплению и затоплению при прохождении паводков. Главная особенность наводнений в Хабаровском крае - это одновременный охват ими больших площадей и создание чрезвычайных ситуаций с угрозой не только материальным ценностям, экономике территорий, но и жизни людей. Из-за смыва загрязняющих веществ происходит загрязнение водных объектов, нарушается экологическая безопасность.


Паводковыми водами однопроцентной обеспеченности в крае затапливается до 3 368 тыс. гектаров территорий, из них в бассейне р. Амур - до 2 010 тыс. гектаров.


Периодически затоплению подвергаются отдельные территории городов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Николаевска-на-Амуре, Бикина, 157 населенных пунктов края с населением около 80 тыс. человек, хозяйственные объекты и более 40 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий.


Паводкоопасными являются Амурский, Бикинский, Вяземский, Комсомольский, имени Лазо, Нанайский, Николаевский, имени Полины Осипенко, Солнечный, Хабаровский муниципальные районы края и Охотский муниципальный округ края.


В августе - сентябре 2013 г. в бассейне р. Амур прошел катастрофический паводок, в ходе которого были превышены исторические максимумы уровней воды р. Амур за более чем столетний период наблюдений. Территории отдельных населенных пунктов края, ранее не попадавшие в зону затопления, оказались подвержены негативному воздействию вод.


Паводок 2019 года признан вторым по величине (объему) после паводка 2013 года. На территории края был введен режим чрезвычайной ситуации в результате выпадения обильных осадков и подъема уровней воды на реках края.


В 2020 году в результате выпадения обильных осадков и подъемов уровней воды на реках края вновь был введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.


Решения требуют и проблемы с поддержанием гидротехнических сооружений, за исключением портовых гидротехнических сооружений, расположенных на территории края и предназначенных для защиты от негативного воздействия вод, в исправном техническом состоянии и обеспечением их безопасности.


Значительное влияние на состояние водных объектов также оказывает соблюдение режимов хозяйственной деятельности в их водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах. Актуальной для края остается реализация мероприятий по установлению местоположения береговых линий (границ водных объектов), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, организация проведения регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон водных объектов, зон затопления, подтопления и изменениями морфометрических особенностей в качестве информационной основы для обеспечения условий эффективного управления водными ресурсами и принятия управленческих решений о предоставлении водных объектов, расположенных на территории края, в пользование, о разработке своевременных мер по предотвращению негативного воздействия вод.


2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в сфере развития водохозяйственного комплекса Хабаровского края


Создание комфортной и безопасной среды для жизни является одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


Ключевым приоритетом Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр, является создание благоприятных условий для развития человека. Одной из основных стратегических целей является создание комфортного пространства для жизни и экономической деятельности.


Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края - один из ключевых факторов обеспечения экономического благополучия и социальной стабильности, реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.


Основными целями краевой государственной политики в сфере развития водохозяйственного комплекса края являются:


- обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод. Обеспечение высокого уровня защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является необходимым условием стабильного экономического развития края и снижения размера возможного ущерба от негативного воздействия вод;


- улучшение качества воды в водных объектах в целях создания комфортных экологических условий.


3. Цели и задачи государственной программы Хабаровского края "Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края", способы их эффективного достижения и решения


Основной целью государственной программы Хабаровского края "Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края" (далее - государственная программа края) является обеспечение защищенности к концу 2030 года более 78 тыс. человек, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод.


Достижение цели государственной программы края обеспечивается решением следующих задач:


- обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод по результатам строительства новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления;


- исключение риска аварий и разрушений гидротехнических сооружений с нанесением вероятного вреда и ущерба юридическим и физическим лицам;


- обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод по результатам реализации мероприятий по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению;


- повышение качества водных ресурсов.


Достижение цели и решение задач государственной программы края обеспечивается путем реализации комплекса мероприятий по строительству сооружений инженерной защиты, выполнения превентивных противопаводковых мероприятий, повышающих пропускную способность водотоков, обеспечения безопасности краевых гидротехнических сооружений и бесхозяйных гидротехнических сооружений, установления местоположения береговых линий (границ водных объектов), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, участия в государственном мониторинге водных объектов.


К 2030 году планируется ввести в эксплуатацию свыше 37 километров сооружений инженерной защиты, обеспечить безопасное техническое состояние 7 гидротехнических сооружений, реализовать противопаводковые мероприятия превентивного характера на водных объектах протяженностью более 86 километров, что позволит защитить более 78 тыс. человек, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод.


Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по осуществлению капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, приведен в приложении N 9 к настоящей государственной программе края.


В результате реализации государственной программы края достигается ряд положительных социальных и экономических эффектов, выразившихся в улучшении защищенности территорий и населения края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышении качества водных ресурсов и эффективности их использования.";


3) разделы 9, 10, приложения N 1, 2, 4, 5, 8, 10, 11 признать утратившими силу.



Губернатор, Председатель
Правительства края
М.В.Дегтярев

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»