В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Оренбургской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Оренбургской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов согласно приложению.
2. Руководителям органов исполнительной власти Оренбургской области (участникам прогноза) до 1 апреля 2025 года представить в министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области информацию о реализации прогноза социально-экономического развития Оренбургской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Оренбургской области от 26.10.2021 N 992-пп "О прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по экономической и инвестиционной политике - министра экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР
Прогноз социально-экономического развития Оренбургской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области (далее - Оренбургстат), численность населения Оренбургской области на 1 января 2023 года составила 1841,4 тыс. человек, что на 14,4 тыс. человек меньше численности на 1 января 2022 года.
В Оренбургской области 1102,2 тыс. человек (59,9 процента) - городские жители и 739,2 тыс. человек (40,1 процента) - сельские жители.
Численность населения трудоспособного возраста на 1 января 2023 года составила 55,47 процента от общей численности населения.
В 2022 году в Оренбургской области зарегистрирован 16161 родившийся (89,2 процента к уровню 2021 года) и 25554 умерших (70,2 процента к уровню 2021 года). Естественная убыль населения за 2022 год составила 9393 человека.
Экономический рост в Оренбургской области за 2021 год, по данным Оренбургстата, составил 102,0 процента к уровню 2020 года.
Валовой региональный продукт (далее - ВРП) на душу населения составил 721 тыс. рублей (в 2020 году - 536,8 тыс. рублей). По данному показателю среди субъектов Российской Федерации Оренбургская область занимает 24 место, среди субъектов Приволжского федерального округа (далее - ПФО) - 2 место.
Исходя из итоговых значений, характеризующих состояние базовых отраслей экономики Оренбургской области, в 2022 году ВРП оценивается на уровне 1546,7 млрд. рублей, или 95,8 процента в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года.
За 2022 год по сравнению с 2021 годом основные показатели социально-экономического развития Оренбургской области сложились следующим образом:
индекс промышленного производства - 97,2 процента;
индекс продукции сельского хозяйства - 136,9 процента;
индекс физического объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "строительство", - 86,7 процента;
индекс оборота розничной торговли - 93,3 процента;
индекс объема платных услуг населению - 104,5 процента.
На развитие экономики и социальной сферы в 2022 году были направлены инвестиции в объеме 234682,9 млн. рублей, что составило 104,6 процента к уровню 2021 года.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в 2022 году составила 43540,3 рубля, или 113,5 процента к уровню 2021 года.
В 2022 году ввод в действие жилых домов составил 86,3 процента по сравнению с 2021 годом. По данному показателю среди субъектов Российской Федерации Оренбургская область занимает 27 место, среди субъектов ПФО - 8 место.
По итогам 2022 года, на основании данных Оренбургстата, Оренбургская область занимает по валовому сбору зерновых и зернобобовых культур 13 место среди субъектов Российской Федерации и 4 место среди субъектов ПФО; по производству молока - 16 место и 7 место; по производству скота и птицы на убой в живом весе - 26 место и 6 место соответственно.
Несмотря на изменившиеся внешние условия, связанные с международными санкциями (ограничениями), экономическая ситуация в регионе оценивается как достаточно устойчивая. Это подтверждает ряд факторов:
интенсивный рост объема инвестиций, направленных на развитие экономики и социальной сферы в Оренбургской области. В январе - июне 2023 года на развитие экономики и социальной сферы были направлены инвестиции в объеме 100468,6 млн. рублей, что составило 110,6 процента к соответствующему периоду 2022 года. По объему инвестиций Оренбургская область занимает 27 место среди субъектов Российской Федерации и 6 место среди субъектов ПФО;
положительная динамика социально-экономических показателей за январь - август 2023 года:
индекс промышленного производства - 105,1 процента;
объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "строительство", - 118,1 процента;
ввод в действие жилых домов - 113,4 процента;
индекс объема платных услуг населению - 105,8 процента;
индекс оборота общественного питания - 104,3 процента.
По итогам 8 месяцев 2023 года, на основании данных Оренбургстата, среди субъектов Российской Федерации Оренбургская область занимает 4 место в ПФО и 13 место в России по валовому сбору зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий, 7 место в ПФО и 29 место в России - по вводу жилья; 7 место в ПФО и 25 место в России - по вводу индивидуального жилья.
На развитие Оренбургской области оказывают влияние как внешние, так и внутренние экономические и социальные факторы.
К внешним факторам относятся ограничения в экономике в связи с изменившимися внешними условиями, вызванными международными санкциями (ограничениями), в том числе сокращение импорта и уход иностранных партнеров с рынка России, потеря экспортных рынков, ограничения на расчетно-платежные операции во внешнеторговой деятельности, нарушение привычных логистических цепочек, прекращение поставок целого ряда товаров. Все это сформировало серьезные вызовы как для реального сектора экономики, так и для ценовой и финансовой стабильности.
Меры, принятые Правительством Российской Федерации и Правительством Оренбургской области, поддержали экономику и сформировали условия для более быстрого ее восстановления. Однако внешние условия остаются нестабильными.
К внутренним факторам, влияющим на тенденции социально-экономического развития Оренбургской области в среднесрочном периоде, относятся более сильное ослабление курса рубля, которое может привести к росту инфляции и ужесточению денежно-кредитной политики Банка России, что негативно скажется на инвестиционной активности и росте реальных денежных доходов населения; дефицит кадров на рынке труда, а также сдержанный потребительский спрос и демографическая ситуация, характеризующаяся отрицательной динамикой естественного и миграционного прироста населения.
Прогноз социально-экономического развития Оренбургской области (далее - прогноз) разработан на основании сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, размещенного на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также с учетом приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Основные параметры прогноза сформированы в двух вариантах.
Консервативный вариант ориентирован на замедление роста мировой экономики, усиление санкционного давления на российскую экономику, в том числе за счет вторичных санкций для дружественных и нейтральных стран.
Базовый сценарий принят за основу прогноза и предполагает ускоренную адаптацию экономики к новым условиям. В нем заложена реализация системных решений и приоритетов, принятых Правительством Российской Федерации и Правительством Оренбургской области, для обеспечения устойчивости развития экономики. В их числе:
расширение внешнеэкономического взаимодействия с перспективными партнерами из дружественных государств и развитие новых транспортно-логистических коридоров;
развитие производственных систем и предоставление мер поддержки технологическим компаниям, а также стимулирование спроса и предложения отечественной инновационной продукции;
повышение доверия инвесторов к российскому финансовому рынку и развитие независимой системы расчетов с дружественными странами, стимулирование финансирования приоритетных для трансформации экономики видов деятельности;
опережающее развитие транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур путем сбалансированного пространственного развития;
повышение благосостояния граждан путем переобучения, стимулирования найма, повышения трудовой мобильности, а также подготовки кадров под новые потребности экономики;
стимулирование рождаемости, популяризация здорового образа жизни и развитие семейного спорта;
развитие миграционного прироста под потребности рынка труда.