Правительство Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Курской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Курской области", утвержденную постановлением Администрации Курской области от 11.10.2013 N 716-па (в редакции постановлений Администрации Курской области от 04.04.2014 N 212-па, от 25.04.2014 N 282-па, от 30.04.2014 N 291-па, от 13.08.2014 N 504-па, от 01.09.2014 N 556-па, от 12.12.2014 N 822-па, от 03.04.2015 N 198-па, от 31.08.2015 N 567-па, от 09.11.2015 N 769-па, от 21.12.2015 N 916-па, от 21.01.2016 N 26-па, от 04.05.2016 N 281-па, от 21.07.2016 N 530-па, от 30.09.2016 N 746-па, от 08.12.2016 N 930-па, от 26.12.2016 N 1001-па, от 08.02.2017 N 82-па, от 16.02.2017 N 105-па, от 14.03.2017 N 201-па, от 13.07.2017 N 557-па, от 04.12.2017 N 982-па, от 20.12.2017 N 1044-па, от 28.12.2017 N 1112-па, от 15.02.2018 N 115-па, от 07.03.2018 N 188-па, от 14.05.2018 N 397-па, от 22.05.2018 N 432-па, от 30.05.2018 N 446-па, от 27.06.2018 N 523-па, от 07.09.2018 N 719-па, от 10.12.2018 N 995-па, от 28.12.2018 N 1104-па, от 27.02.2019 N 138-па, от 18.04.2019 N 343-па, от 14.05.2019 N 416-па, от 31.05.2019 N 483-па, от 10.06.2019 N 526-па, от 13.06.2019 N 531-па, от 28.06.2019 N 590-па, от 04.07.2019 N 612-па, от 02.08.2019 N 722-па, от 06.09.2019 N 862-па, от 06.12.2019 N 1210-па, от 09.12.2019 N 1219-па, от 25.12.2019 N 1345-па, от 04.03.2020 N 199-па, от 12.03.2020 N 220-па, от 10.04.2020 N 368-па, от 16.11.2020 N 1138-па, от 21.12.2020 N 1335-па, от 28.12.2020 N 1413-па, от 31.03.2021 N 310-па, от 19.04.2021 N 372-па, от 20.07.2021 N 760-па, от 15.09.2021 N 956-па, от 17.09.2021 N 959-па, от 11.10.2021 N 1069-па, от 09.12.2021 N 1322-па, от 10.12.2021 N 1330-па, от 27.12.2021 N 1469-па, от 30.12.2021 N 1537-па, от 15.02.2022 N 124-па, от 29.04.2022 N 497-па, от 19.05.2022 N 572-па, от 24.05.2022 N 582-па, от 31.08.2022 N 959-па, от 22.09.2022 N 1057-па, от 22.11.2022 N 1324-па, от 31.12.2022 N 1711-па, постановлений Правительства Курской области от 30.03.2023 N 386-пп, от 28.08.2023 N 938-пп, от 17.11.2023 N 1145-пп, от 26.12.2023 N 1416-пп).
2. Министерству строительства Курской области разместить государственную программу Курской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Курской области" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на официальном сайте Губернатора и Правительства Курской области (подраздел "Государственные программы" подраздела "Документы" раздела "Власть") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Первый заместитель Губернатора
Курской области -
Председатель Правительства
Курской области
А.Б.СМИРНОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Государственную программу Курской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Курской области" изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 11 октября 2013 г. N 716-па
(в редакции постановления
Правительства Курской области
от 15 марта 2024 г. N 206-пп)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ
И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
I. Стратегические приоритеты государственной программы
1. Оценка текущего состояния государственной программы
Общий совокупный объем ввода жилья на территории Курской области в период с 2013 по 2021 год составил 5 млн. кв. метров, максимальный объем ввода зафиксирован в 2018 году и составил 594,8 тыс. кв. метров. Объем ввода индивидуального жилищного строительства составил 2,4 млн. кв. метров или почти 50% в общем объеме жилищного строительства.
По итогам 2022 года объем ввода жилья составил 553,6 тыс. кв. метров, из которых многоквартирные дома - 176,8 тыс. кв. метров, индивидуальное жилищное строительство - 376,8 тыс. кв. метров.
На конец 2022 года жилищный фонд Курской области составил 35,3 млн кв. м. 62,9% жилья находится в городах и 37,1% - в сельской местности. На одного курянина приходится в среднем 33,1 кв. м жилой площади.
46,6% жилищного фонда расположено в многоквартирных домах, 49,1% - в индивидуальных домах, 4,3% - в домах блокированной застройки.
Границы административно-территориального устройства Курской области, сведения о которых подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), состоят из:
5 участков границы Курской области со смежными субъектами Российской Федерации (Белгородская, Воронежская, Брянская, Липецкая, Орловская области);
347 муниципальных образований Курской области:
28 муниципальных районов, 5 городских округов, 27 городских и 287 сельских поселений;
2775 населенных пунктов;
3548 территориальных зон, установленных Правилами землепользования и застройки муниципальных образований Курской области, представленных в виде обособленных контуров, общее количество которых составляет порядка 70 тысяч.
По состоянию на 01.08.2023 в ЕГРН внесены сведения о границах:
346 из 347 муниципальных образований Курской области;
2503 из 2775 населенных пунктов Курской области (90%);
1439 из 3548 территориальных зон (40,5%).
Стимулирование спроса на жилье обеспечено развитием рынка ипотечного жилищного кредитования. Удалось обеспечить законодательные и экономические условия для ускоренного развития ипотечного жилищного кредитования. Существенную роль в развитии ипотечного жилищного кредитования сыграл единый институт развития в жилищной сфере - акционерное общество "ДОМ.РФ". Благодаря деятельности этого акционерного общества банки получили доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, что позволило повысить конкуренцию между банками и доступность кредитов для населения.
В Курской области ежегодно посредством ипотечного жилищного кредитования более 7 тыс. семей приобретают жилье.
Вместе с тем, одним из факторов, также ограничивающих возможности по увеличению объемов строительства жилья, является несоответствие структуры спроса на жилье семей со средними и умеренными доходами (то есть доходами ниже средних, но не позволяющими гражданам быть отнесенными к категории малоимущих) и предложения жилья в среднем и нижнем ценовых сегментах, что не позволяет обеспечить доступность приобретения жилья для основной части граждан.
В этих целях на территории Курской области оказываются меры государственной поддержки посредством предоставления социальных выплат за счет бюджетов всех уровней на улучшение жилищных условий категориям граждан, установленным законодательством.
В 2022 году улучшены жилищные условия 23,9 тыс. семей.
Одним из направлений улучшения жилищных условий граждан является ликвидация аварийного жилищного фонда. Указанное направление осуществляется в рамках мероприятий по переселению из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 г., реализуемых государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В рамках адресной программы Курской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 (1 сентября) годы, утвержденной постановлением Администрации Курской области от 29.03.2019 N 259-па, расселено 1,3 тыс. человек из 17,35 тыс. кв. метров аварийного жилья, признанного таковым до 01.01.2017.
Основным фактором, препятствующим устойчивому сокращению непригодного для проживания жилищного фонда, является ежегодный прирост и, соответственно, накопление жилищного фонда, который признается аварийным по итогам его обследования.
Жилищный фонд, признанный аварийным за период с 01.01.2017 до 01.01.2022 и не вошедший в действующую программу, составляет 28,34 тыс. кв. м, в нем проживает 2 тыс. человек.
В целях реализации прав собственников жилых помещений при переселении из аварийного жилищного фонда разработана новая программа расселения аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017 г.
Несмотря на положительную и стабильно растущую положительную динамику в реализации на территории области жилищных программ, вопрос улучшения жилищных условий населения Курской области требует комплексного решения с учетом строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры.
В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение указанных проблем находится в компетенции муниципальных образований.
Однако доходная часть большинства муниципальных бюджетов не позволяет осуществлять строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, в связи с чем Правительство Курской области принимает действенные меры по решению вышеперечисленных проблем посредством предоставления субсидий из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Курской области.
Деятельность коммунального комплекса Курской области характеризуется неравномерным развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Курской области, высоким уровнем износа объектов коммунальной инфраструктуры, низким качеством предоставления коммунальных услуг.
Данная ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве порождена неудовлетворительным финансовым положением организаций, осуществляющих деятельность в указанной сфере, высокими затратами и отсутствием экономических стимулов для снижения издержек, неэффективной системой управления, неразвитостью конкурентной среды.
Одной из причин высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.
Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на коммунальные услуги с использованием нормативной рентабельности не стимулирует организации коммунального комплекса к снижению собственных издержек.
По многим муниципальным образованиям отмечается несоответствие требуемого и фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем уступил место аварийно-восстановительным работам.
Следствием высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей.