АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 мая 2016 года N 281-па


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"


Администрация Курской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Курской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Курской области", утвержденную постановлением Администрации Курской области от 11.10.2013 N 716-па (в редакции постановлений Администрации Курской области от 04.04.2014 N 212-па, от 25.04.2014 N 282-па, от 30.04.2014 N 291-па, от 13.08.2014 N 504-па, от 01.09.2014 N 556-па, от 12.12.2014 N 822-па, от 03.04.2015 N 198-па, от 31.08.2015 N 567-па, от 09.11.2015 N 769-па, от 21.12.2015 N 916-па, от 21.01.2016 N 26-па).

2. Комитету строительства и архитектуры Курской области (Р.В. Филатов) разместить государственную программу Курской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Курской области" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на официальном сайте Администрации Курской области (подраздел "Государственные программы" раздела "Документы") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с учетом изменений, утвержденных настоящим постановлением, в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ



Утверждены
постановлением
Администрации Курской области
от 4 мая 2016 года N 281-па

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"


Государственную программу Курской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Курской области" изложить в следующей редакции:

"Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 11 октября 2013 года N 716-па
(в редакции постановления
Администрации Курской области
от 4 мая 2016 года N 281-па)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"

ПАСПОРТ государственной программы Курской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Курской области"

Ответственный исполнитель Программы

-

комитет строительства и архитектуры Курской области

Соисполнители Программы

-

комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области;

комитет социального обеспечения Курской области (до 01.01.2016)

Участники Программы

-

комитет лесного хозяйства Курской области,
комитет по тарифам и ценам Курской области,
комитет по управлению имуществом Курской области,
дорожное управление Курской области,

комитет социального обеспечения Курской области (с 01.01.2016)

Подпрограммы Программы

-

подпрограмма 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Курской области";

подпрограмма 2 "Обеспечение качественными услугами ЖКХ населения Курской области";

подпрограмма 3 "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с 1 января 2016 г. мероприятия подпрограммы реализуются в рамках подпрограммы 1)

Программно-целевые инструменты Программы

-

отсутствуют

Цели Программы

-

повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения Курской области, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курской области;

повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению

Задачи Программы

-

обеспечение комфортным жильем категорий граждан в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курской области, в том числе гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление государственной поддержки молодым семьям на приобретение жилья;

повышение эффективности, качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

объем ввода жилья на территории Курской области,

ввод жилья на территории Курской области экономкласса от общего объема введенного жилья,

количество семей граждан, улучшивших жилищные условия, в том числе с использованием средств социальных выплат за счет средств федерального, областного и местных бюджетов,

площадь расселенного аварийного жилищного фонда,

доля капитально отремонтированных многоквартирных домов

Этапы и сроки реализации Программы

-

срок реализации: 2014 - 2020 годы, в том числе:

1-й этап: 2014 - 2015 годы,
2-й этап: 2016 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

-

общий объем бюджетных ассигнований областного бюджета, безвозмездных поступлений из федерального бюджета и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства составляет 8377201,128 тыс. рублей, в том числе:

на 2014 год - 2343219,136 тыс. рублей,

на 2015 год - 1316320,850 тыс. рублей,

на 2016 год - 1136425,114 тыс. рублей,

на 2017 год - 588452,918 тыс. рублей,

на 2018 год - 990075,870 тыс. рублей,

на 2019 год - 997597,370 тыс. рублей,

на 2020 год - 1005112,870 тыс. рублей,

из них:

объем бюджетных ассигнований областного бюджета составляет 6930870,929 тыс. рублей, в том числе:

на 2014 год - 1612155,732 тыс. рублей,

на 2015 год - 916450,066 тыс. рублей,

на 2016 год - 900856,703 тыс. рублей,

на 2017 год - 508625,318 тыс. рублей,

на 2018 год - 990075,870 тыс. рублей,

на 2019 год - 997594,370 тыс. рублей,

на 2020 год - 1005112,870 тыс. рублей,

объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета составляет 1093553,136 тыс. рублей, в том числе:

на 2014 год - 552332,161 тыс. рублей,

на 2015 год - 292987,075 тыс. рублей,

на 2016 год - 184947,300 тыс. рублей,

на 2017 год - 63286,600 тыс. рублей,

объем безвозмездных поступлений из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства составляет 352777,063 тыс. рублей, в том числе:

на 2014 год - 178731,243 тыс. рублей,

на 2015 год - 106883,709 тыс. рублей,

на 2016 год - 50621,111 тыс. рублей,

на 2017 год - 16541,000 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

создание безопасной и комфортной среды проживания и жизнедеятельности человека;

создание условий для улучшения демографической ситуации, снижения социальной напряженности в обществе;

повышение удовлетворенности населения Курской области уровнем жилищно-коммунального обслуживания


 I. Общая характеристика текущего состояния в жилищной и жилищно-коммунальной сферах Курской области, основные проблемы и прогноз их развития


В целях увеличения объемов жилищного строительства, обеспечения жильем граждан отдельных категорий, установленных федеральным и областным законодательством, увеличения объемов ипотечного жилищного кредитования и модернизации коммунальной инфраструктуры начиная с 2006 года на территории области продолжена реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Основными инструментами реализации указанного приоритетного национального проекта стали областные целевые программы "Жилище" на период 2004 - 2010 гг., 2009 - 2010 гг. и 2011 - 2015 гг.

Все три направления приоритетного национального проекта - "Стимулирование развития жилищного строительства", "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" и "Поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью жилищных кредитов" - реализуются стабильно.

За период реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (2006 - 2013 годы) по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области введено в эксплуатацию 3303,6 тыс. кв. метров общей площади жилья, включая индивидуальное строительство. В 2014 - 2015 годах введено в эксплуатацию 1140,8 тыс. кв. м общей площади жилья.

Учитывая, что в соответствии с приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N 802 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке региональных программ развития жилищного строительства", предусматривающим достижение к 2020 году ориентировочного уровня ввода 1 кв. м жилья на 1 человека, необходимо дальнейшее принятие мер по строительству и вводу в эксплуатацию жилых домов.

В этих целях распоряжением Администрации Курской области от 20.02.2016 N 64-ра утверждены контрольные показатели по вводу жилья на период 2016 - 2020 годов по Курской области.

Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных барьеров.

В 2015 году завершена первичная разработка документов территориального планирования муниципальных образований Курской области и корректировка документов градостроительного зонирования - правил землепользования и застройки, что является основой для последующей разработки документации по планировке территории, разработки проектной документации, экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.

Одним из факторов, также ограничивающих возможности по увеличению объемов строительства жилья, являются ресурсные ограничения строительного комплекса. Его развитию мешают изношенность производственных мощностей, низкие конкурентоспособность и энергоэффективность ряда строительных материалов, недостаточный уровень внедрения современных технологий строительства и производства строительных материалов.

Кроме того, было и остается несоответствие структуры спроса на жилье семей со средними и умеренными доходами (то есть доходами ниже средних, но не позволяющими гражданам быть отнесенными к категории малоимущих) и предложения жилья в среднем и нижнем ценовых сегментах, что не позволяет обеспечить доступность приобретения жилья для основной части граждан.

В этих целях на территории Курской области оказываются меры государственной поддержки посредством предоставления социальных выплат за счет бюджетов всех уровней на улучшение жилищных условий категориям граждан, установленным законодательством, и ведется строительство жилья экономического класса.


Жилищная и жилищно-коммунальная сфера


Несмотря на положительную и стабильно растущую положительную динамику в реализации на территории области жилищных программ, вопрос улучшения жилищных условий населения Курской области остается насущным и требует комплексного решения с учетом строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение указанных проблем находится в компетенции муниципальных образований.

Однако доходная часть большинства муниципальных бюджетов не позволяет осуществлять строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, в связи с чем Администрация Курской области принимает действенные меры по решению вышеперечисленных проблем посредством предоставления субсидий из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований.

Для того, чтобы остановить неблагоприятные тенденции по основным показателям физического состояния и здоровья населения области необходимо продолжить принятие комплекса мер, среди которых, в первую очередь, создание инфраструктуры физической культуры и спорта: строительство спортивных комплексов, бассейнов, спортивных площадок и т.д.

Нельзя оставить без внимания и строительство объектов культуры, имеющих немаловажное значение для укрепления института семьи и морального воспитания подрастающего поколения жителей Курской области.

Деятельность коммунального комплекса Курской области характеризуется неравномерным развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, высоким уровнем износа объектов коммунальной инфраструктуры, низким качеством предоставления коммунальных услуг.

Данная ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве порождена неудовлетворительным финансовым положением организаций, осуществляющих деятельность в указанной сфере, высокими затратами и отсутствием экономических стимулов для снижения издержек, неэффективной системой управления, неразвитостью конкурентной среды.

Одной из причин высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.

Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на коммунальные услуги с использованием нормативной рентабельности не стимулирует организации коммунального комплекса к снижению собственных издержек.

По многим муниципальным образованиям отмечается несоответствие требуемого и фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем уступил место аварийно-восстановительным работам.

Следствием высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей.

Для повышения качества коммунальных услуг, снижения износа основных фондов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунального комплекса при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг, обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.

В решении проблемы обеспечения комфортных условий проживания граждан в Курской области значительную роль играет реализация адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". С 2009 г. в рамках реализации областных адресных программ расселено 256 аварийных домов площадью 50,8 тыс. кв. м, 3586 человек улучшили жилищные условия.


Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Реализация в 2011 - 2013 годах областной целевой программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2011 - 2015 годы позволила приступить к полномасштабному решению вопроса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

Если с 2007 по 2010 год детям-сиротам было предоставлено 165 квартир, то в 2011 - 2012 годах количество граждан данной категории, для которых были приобретены жилые помещения, составило 1075 человек. Количество детей-сирот, обеспеченных жильем в 2013 году - 584 человека, в 2014 году - 560 человек. В 2011 году жилые помещения приобретались в 16 муниципальных образованиях Курской области, в 2012 году в 20, в 2013 году в 25, в 2014 году в 27 муниципальных образованиях Курской области.

В результате принимаемых мер существенно сократилась имевшаяся задолженность по обеспечению жильем: если вначале действия областной целевой программы в 2010 году имелась задолженность по обеспечению жилыми помещениями перед 1207 гражданами данной категории, то по состоянию на 1 января 2013 года их число составляет 568 человек.

Согласно положительно зарекомендовавшей себя практике строительство жилых помещений сгруппировано в ряде муниципальных образований.

На территории сельских муниципальных образований это дает возможность создавать комплекс зданий, обеспеченных современными коммуникациями, выделять каждому гражданину из числа получателей земельный участок.

Вступление в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" существенно увеличило количество граждан, имевших и не реализовавших своевременно право на обеспечение жилыми помещениями, за счет тех, которым исполнилось 18 лет до 1 января 2013 года, до 1210 человек.

В соответствии с документами, представленными органами местного самоуправления в комитет социального обеспечения Курской области, и принятыми соответствующими решениями судов в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат однократному обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по состоянию на 1 января 2016 г. состояли 1337 детей-сирот, признанных нуждающимися в жилых помещениях, из них подлежали обеспечению жилыми помещениями до 1 января 2016 года 758 человек.

Увеличение численности граждан, по отношению к которым формируется задолженность по обеспечению жилым помещением, происходит в связи с получением права на обеспечение жилым помещением по следующим основаниям:

достижение возраста, дающего право на включение в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями (с 14 лет);

принятие положительных решений по итогам рассмотрения документов граждан в комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (во исполнение Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", существенно расширившего категорию получателей жилых помещений с 1 января 2013 года);

во исполнение судебных решений, в том числе в отношении граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее не состоявших в списке подлежащих обеспечением жильем.

Таким образом, количество детей-сирот, по отношению к которым возникают государственные обязательства по обеспечению жилыми помещениями, увеличивается.

Работа в направлении решения вышеперечисленных проблем будет продолжена в целях обеспечения граждан Курской области не только доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами, но и в целом повышения качества их жизни через строительство и ввод в эксплуатацию значимых объектов социальной и инженерной инфраструктуры "в шаговой доступности".

В результате реализации мероприятий государственной программы к 2020 году запланировано сформировать рынок жилья, который в сочетании с мерами государственной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе посредством выполнения государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, обеспечит комфортную среду проживания и жизнедеятельности жителей Курской области.

Улучшение состояния жилищно-коммунальной сферы позволит к 2020 году перейти на качественно новый уровень удовлетворенности населения Курской области жилищно-коммунальным обслуживанием.

Реализация мероприятий государственной программы обеспечит достижение ряда положительных внешних эффектов, в числе которых улучшение демографической ситуации и снижение социальной напряженности в обществе.


II. Приоритеты государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»