Обеспечение высокого уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан - один из приоритетов государственной политики Российской Федерации, а наличие возможности улучшения жилищных условий является важнейшим показателем повышения благосостояния населения, предпосылкой социальной и экономической стабильности государства.
Развитие коммунальной и жилищной сферы в крае привело к определенным улучшениям в этих отраслях. Так, если в 2010 году лишь 24,3% жителей края устраивало качество жилищно-коммунальных услуг, то в 2022 году, по данным опроса, проводимого комитетом по внутренней политике Правительства края, доля таких граждан увеличилась до 50,5%.
В то же время значительная часть систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) нуждается в качественной технологической модернизации с привлечением существенного объема инвестиций.
Актуальной остается проблема ветшания сетей инженерно-технического обеспечения (далее - сети ИТО). Нуждаются в замене:
- сети водоотведения 32,8% (659,3 км из 2007,7 км);
- сети водоснабжения 28,4% (713,1 км из 2513 км);
- сети теплоснабжения 15,7% (237,1 км из 1510,5 км).
Высокий износ коммунальной инфраструктуры является основным фактором, влияющим на объем потерь ресурсов в сетях ИТО, а также причиной их высокой аварийности. По данным системы мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства в 2022 году зарегистрировано 698 отключений (в среднем 58 в месяц). Среднее время устранения аварийных ситуаций составило 11 час. 30 мин.
Привлечение внебюджетных источников финансирования в отрасль ЖКХ позволило направить в рамках 92 инвестиционных программ более 5 342,48 млн. рублей за период с 2011 по 2022 годы на развитие объектов коммунальной инфраструктуры края.
В 2024 году на территории Хабаровского края реализуются 63 инвестиционные программы по созданию, модернизации и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры с плановым объемом внебюджетных инвестиций на 2024 год в размере 1 798,03 млн. рублей. 7 из данных программ - в сфере электроснабжения, 18 - в сфере водоснабжения, водоотведения, 38 - в сфере теплоснабжения.
Также одним из механизмов привлечения средств для обновления объектов коммунальной инфраструктуры являются концессионные соглашения. По состоянию на 20 ноября 2023 г. на территории Хабаровского края действует 53 концессионных соглашения, общий объем инвестиций, предусмотренный в рамках данных концессионных соглашений, составляет около 11,7 млрд. рублей, в том числе средства частных инвесторов - более 8 млрд. рублей, что составляет 68,4% общего количества планируемых к инвестированию средств.
Наряду с заменой сетей ИТО важным является вопрос расселения аварийного жилищного фонда. По данным Федеральной службы государственной статистики в крае за 2021 год из 32,91 тыс. кв. м жилого фонда многоквартирных домов (далее также - МКД) 3,19 тыс. кв. м жилья имеет износ более 65%. Жилищный фонд, признанный аварийным за период с 1 января 2017 г. по 1 января 2022 г., составляет 21,76 тыс. кв. м, в нем проживают 12,68 тыс. человек.
В целях сокращения непригодного для проживания жилищного фонда постановлением Правительства края от 28 марта 2019 г. N 118-пр утверждена Адресная программа Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г., на 2019 - 2025 годы (далее - Программа переселения).
В рамках Программы переселения в крае запланировано строительство 12 МКД. В 2022 году завершено строительство 1 МКД, в 2023 - 5 МКД, в 2024 - 3 МКД. Ведется строительство еще 3 МКД (срок расселения - до 1 июля 2024 г.).