КОМИТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 29 февраля 2024 года N 443


Об утверждении Модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Волгоградской области на 2024 год

(с изменениями на 13 июня 2024 года)

(в ред. приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 13.06.2024 N 1341)




В целях реализации в 2024 году в Волгоградской области федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, приказываю:


1. Утвердить прилагаемую Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Волгоградской области.


2. Признать утратившим силу приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 07 февраля 2023 г. N 216 "Об утверждении Модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Волгоградской области".


2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.



Председатель комитета
Л.Ю.ЗАБОТИНА



Приложение
к приказу
комитета социальной
защиты населения
Волгоградской области
от 29.02.2024 N 443



МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В УХОДЕ, В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 13.06.2024 N 1341)




1. Основные положения


1.1. Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Волгоградской области (далее - Модель) разработана с учетом Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. N 895 "О реализации в Российской Федерации в 2024 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе" (далее - Типовая модель Минтруда), приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 902 "О реализации в Российской Федерации в 2024 году пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".


Долговременный уход - это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни.


1.2. Реализация Модели осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами Волгоградской области.


1.3. В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ, в том числе граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий - участники специальной военной операции.


1.4. В Модели используются следующие понятия:


1) система долговременного ухода - система организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, в Волгоградской области, основанная на межведомственном взаимодействии;


2) уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;


3) социальные услуги по уходу - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием;


4) социальный пакет долговременного ухода - гарантированный перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании определения его индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;


5) граждане, нуждающиеся в уходе, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;


6) граждане, осуществляющие уход, - лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей.


Иные понятия, используемые в Модели, применяются в значениях, определенных Федеральным законом N 442-ФЗ.


1.5. Социальные услуги и социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, предоставляются гражданам, нуждающимся в уходе, на основаниях, установленных статьями 14, 15 Федерального закона N 442-ФЗ и Моделью соответственно.



2. Цели и задачи внедрения системы долговременного ухода


2.1. Цели системы внедрения долговременного ухода - обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.


2.2. Задачи внедрения системы долговременного ухода:


1) совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, для включения их в систему долговременного ухода;


2) совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан, нуждающихся в уходе, в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;


3) совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;


4) совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;


5) организация оказания содействия гражданам, осуществляющим уход;


6) создание и развитие инфраструктуры системы долговременного ухода, в том числе на базе негосударственных организаций;


7) подготовка (переподготовка) кадров для системы долговременного ухода;


8) организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников;


9) обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода;


10) обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.



3. Участники системы долговременного ухода


3.1. В соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Волгоградской области в 2024 году, утвержденным постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 декабря 2023 г. N 692 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Волгоградской области в 2024 году" реализация Модели осуществляется следующими участниками:


1) комитетом социальной защиты населения Волгоградской области (далее - Облкомсоцзащиты);


2) комитетом здравоохранения Волгоградской области (далее - Облздрав);


3) территориальными координационными центрами, созданными на базе центров социальной защиты населения подведомственными Облкомсоцзащиты (далее - территориальный координационный центр, центры социальной защиты населения);


4) поставщиками социальных услуг, включенными в Реестр поставщиков социальных услуг Волгоградской области;


5) медицинскими организациями, подведомственными Облздраву;


6) региональным координационным центром, являющимся структурным подразделением учреждения, подведомственного Облкомсоцзащиты и не являющегося поставщиком социальных услуг (далее - региональный координационный центр);


7) федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;


8) гражданами, осуществляющими уход;


9) гражданами, нуждающимися в уходе.


3.2. Координатором внедрения системы долговременного ухода является областная рабочая группа по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Волгоградской области, созданная, согласно протоколу от 21 июня 2018 г. N 2, решением межведомственной комиссии по проблемам пожилых людей и инвалидов Волгоградской области, образованной постановлением Губернатора Волгоградской области от 19 июня 2015 г. N 552 "Об образовании областной межведомственной комиссии по проблемам пожилых людей и инвалидов Волгоградской области".



4. Принципы работы в системе долговременного ухода


4.1. Деятельность участников системы долговременного ухода в целях повышения эффективности их работы и оптимизации взаимодействия основывается на соблюдении законности и осуществляется на следующих принципах:


1) единство общей цели, которая одинаково значима для всех участников системы долговременного ухода;


2) приоритет интересов, мнения и потребностей гражданина, нуждающегося в уходе;


3) разграничение компетенций, которые определяют полномочия участников системы долговременного ухода;


4) синхронизация действий, которые согласованы всеми участниками системы долговременного ухода, не дублируются и не противоречат друг другу;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»