(с изменениями на 13 июня 2024 года)
(в ред. приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 13.06.2024 N 1341)
В целях реализации в 2024 году в Волгоградской области федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Волгоградской области.
2. Признать утратившим силу приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 07 февраля 2023 г. N 216 "Об утверждении Модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Волгоградской области".
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Председатель комитета
Л.Ю.ЗАБОТИНА
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В УХОДЕ, В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 13.06.2024 N 1341)
1.1. Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Волгоградской области (далее - Модель) разработана с учетом Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. N 895 "О реализации в Российской Федерации в 2024 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе" (далее - Типовая модель Минтруда), приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 902 "О реализации в Российской Федерации в 2024 году пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
Долговременный уход - это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни.
1.2. Реализация Модели осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами Волгоградской области.
1.3. В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ, в том числе граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий - участники специальной военной операции.
1.4. В Модели используются следующие понятия:
1) система долговременного ухода - система организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, в Волгоградской области, основанная на межведомственном взаимодействии;
2) уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;
3) социальные услуги по уходу - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием;
4) социальный пакет долговременного ухода - гарантированный перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании определения его индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
5) граждане, нуждающиеся в уходе, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
6) граждане, осуществляющие уход, - лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей.
Иные понятия, используемые в Модели, применяются в значениях, определенных Федеральным законом N 442-ФЗ.
1.5. Социальные услуги и социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, предоставляются гражданам, нуждающимся в уходе, на основаниях, установленных статьями 14, 15 Федерального закона N 442-ФЗ и Моделью соответственно.
2.1. Цели системы внедрения долговременного ухода - обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.
2.2. Задачи внедрения системы долговременного ухода:
1) совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, для включения их в систему долговременного ухода;
2) совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан, нуждающихся в уходе, в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
4) совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
5) организация оказания содействия гражданам, осуществляющим уход;
6) создание и развитие инфраструктуры системы долговременного ухода, в том числе на базе негосударственных организаций;
7) подготовка (переподготовка) кадров для системы долговременного ухода;
8) организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников;
9) обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода;
10) обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.
3.1. В соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Волгоградской области в 2024 году, утвержденным постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 декабря 2023 г. N 692 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Волгоградской области в 2024 году" реализация Модели осуществляется следующими участниками:
1) комитетом социальной защиты населения Волгоградской области (далее - Облкомсоцзащиты);
2) комитетом здравоохранения Волгоградской области (далее - Облздрав);
3) территориальными координационными центрами, созданными на базе центров социальной защиты населения подведомственными Облкомсоцзащиты (далее - территориальный координационный центр, центры социальной защиты населения);
4) поставщиками социальных услуг, включенными в Реестр поставщиков социальных услуг Волгоградской области;
5) медицинскими организациями, подведомственными Облздраву;
6) региональным координационным центром, являющимся структурным подразделением учреждения, подведомственного Облкомсоцзащиты и не являющегося поставщиком социальных услуг (далее - региональный координационный центр);
7) федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
8) гражданами, осуществляющими уход;
9) гражданами, нуждающимися в уходе.
3.2. Координатором внедрения системы долговременного ухода является областная рабочая группа по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Волгоградской области, созданная, согласно протоколу от 21 июня 2018 г. N 2, решением межведомственной комиссии по проблемам пожилых людей и инвалидов Волгоградской области, образованной постановлением Губернатора Волгоградской области от 19 июня 2015 г. N 552 "Об образовании областной межведомственной комиссии по проблемам пожилых людей и инвалидов Волгоградской области".
4.1. Деятельность участников системы долговременного ухода в целях повышения эффективности их работы и оптимизации взаимодействия основывается на соблюдении законности и осуществляется на следующих принципах:
1) единство общей цели, которая одинаково значима для всех участников системы долговременного ухода;
2) приоритет интересов, мнения и потребностей гражданина, нуждающегося в уходе;
3) разграничение компетенций, которые определяют полномочия участников системы долговременного ухода;
4) синхронизация действий, которые согласованы всеми участниками системы долговременного ухода, не дублируются и не противоречат друг другу;