В соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.07.2023 N 400 "Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга государственных программ Республики Бурятия", в целях приведения нормативного правового акта Правительства Республики Бурятия в соответствие с действующим законодательством Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Внести следующие изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 10.03.2022 N 102 "Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Совершенствование государственного управления" (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 27.05.2022 N 306, от 17.03.2023 N 140, от 27.07.2023 N 444, от 01.09.2023 N 512):
1.1. Преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.07.2023 N 400 "Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга государственных программ Республики Бурятия" Правительство Республики Бурятия постановляет:".
1.2. Государственную программу Республики Бурятия "Совершенствование государственного управления" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силу:
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Бурятия
Е.ЛУКОВНИКОВ
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 10.03.2022 N 102
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ"
Государственная программа Республики Бурятия "Совершенствование государственного управления" (далее - Государственная программа) разработана с учетом Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года, утвержденной Законом Республики Бурятия от 18.03.2019 N 360-VI, которая является документом стратегического планирования Республики Бурятия, разработанным в рамках целеполагания, основной целью которого является определение приоритетов и целей социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года.
Настоящая Государственная программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение наиболее актуальных задач в различных сферах системы государственного управления.
Важнейшим условием динамичного развития Республики Бурятия является эффективно выстроенная система государственного управления.
Совершенствование государственного управления возможно только при наличии высокопрофессиональных кадров в исполнительных органах государственной власти Республики Бурятия. От того, насколько эффективно действуют эти органы, во многом зависит доверие населения к власти.
В настоящее время в Республике Бурятия функционируют 27 исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия.
Должности категории "руководители" занимают 231 государственный гражданский служащий, из них 32% - высшая группа должностей, 37% - главная группа должностей, 31% - ведущая группа должностей.
Самую многочисленную группу должностей составляет категория "специалисты" - 1042 человека. Из них: 2% - высшая группа должностей; 51% - главная группа должностей, 25% - ведущая группа должностей, 21% - старшая группа должностей, 1,3% - обеспечивающие специалисты.
Молодые специалисты в возрасте до 30 лет составляют от общей численности 14%, лица в возрасте от 30 до 40 лет - 34% государственных гражданских служащих, от 40 до 50 лет - 34%, от 50 до 60 лет - 16%, старше 60 лет - 2%.
Соотношение мужчин и женщин в исполнительных органах государственной власти Республики Бурятия составляет примерно один к двум: значительную долю - 70% составляют женщины, а численность мужчин составила, соответственно, 30%.
53% от общей численности государственных гражданских служащих имеют стаж работы от 10 лет и выше, 20% - от 5 до 10 лет, 19% - от 1 до 5 лет, и 8% - до 1 года.
Возрастает потребность в квалифицированных специалистах, в том числе молодых, стабильно ориентированных на прохождение гражданской службы.
Доля государственных гражданских служащих Республики Бурятия, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности, остается на уровне 89% в течение ряда прошедших лет.
При существующем положении дел руководителям исполнительных органов и сотрудникам кадровых подразделений необходимо больше внимания уделять применению современных кадровых технологий на гражданской службе, связанных с оценкой, отбором и формированием мотивации для эффективного исполнения служебных обязанностей гражданских служащих, в том числе с применением информационных ресурсов.
Внедрение новых прогрессивных форм профессионального развития гражданских служащих позволит в полном объеме обеспечить потребности стремительно развивающегося общества, требующего новых знаний и умений, в том числе в части современных информационных технологий на гражданской службе.
В соответствии с федеральным законодательством развитие муниципальной службы является приоритетным направлением государственной политики в сфере местного самоуправления. Государственная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 35 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", согласно которым развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы, финансируемыми соответственно за счет средств местного бюджета.
Эффективная кадровая политика является основой процесса развития муниципальной службы.
Доля муниципальных служащих органов местного самоуправления в Республике Бурятия (далее - органы местного самоуправления), имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности, составляет 87%.
В целях повышения результативности деятельности администраций органов местного самоуправления необходимо на уровне муниципального образования сформировать единую систему профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров для местного самоуправления.
Реализация Государственной программы должна способствовать формированию у кадрового состава администраций органов местного самоуправления необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно выполнять должностные обязанности в органах местного самоуправления.
В современных условиях меняются требования, предъявляемые к муниципальной службе со стороны общества, которые должны стать более открытыми и эффективными. Однако их низкая конкурентоспособность, низкий уровень кадровой ротации и отсутствие целостной системы кадровой работы в государственных органах приводит к падению профессионализма, компетентности и квалификации служащих, сложности привлечения молодых специалистов и низкому качеству управленческих решений. Все это подрывает доверие к муниципальной службе и способствует формированию негативного имиджа.
В Республике Бурятия наработан уникальный опыт в содействии в развитии форм гражданской инициативы в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления, подтверждающий своевременность и актуальность этой инициативы.
Так, созданные и осуществляющие свою деятельность территориальные общественные самоуправления (далее - ТОС) на территории муниципальных образований в Республике Бурятия в полной мере доказали свою необходимость и эффективность.
В основу программ деятельности ТОС преимущественно закладываются основные цели, такие как воспитание, возрождение духовных и культурных традиций, профилактика правонарушений и пожарной безопасности, добровольчество и волонтерство, благоустройство и развитие своих территорий. В рамках деятельности ТОС создаются и развиваются центры творческой активности территориального общественного самоуправления - клубы, кружки: детско-юношеские, ветеранские, здорового и счастливого образа жизни, досуговые, небольшие творческие коллективы. Созданы различные команды по интересам.
Доля населения, участвующего в территориальном общественном самоуправлении, составляет 4,6%.
Для поддержки территориального общественного самоуправления в Республике Бурятия в рамках мероприятия "Развитие территориальных общественных самоуправлений" создан уникальный комплекс мер поддержки и развития ТОСовского движения, признанный одним из лучших в Российской Федерации.
Ежегодный конкурс "Лучшее территориальное общественное самоуправление года" дает толчок для инициативы и творчества людей. Поощрение деятельности органов ТОС в Республике Бурятия в рамках данного конкурса является дополнительным стимулом для развития гражданской активности жителей и института территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях в Республике Бурятия. Большинство территориальных общественных самоуправлений, одержавших победу, свои денежные награды направляет на решение инфраструктурных проблем.