Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в государственную программу Челябинской области "Повышение эффективности реализации молодежной политики в Челябинской области", утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 30.12.2020 г. N 780-П "О государственной программе Челябинской области "Повышение эффективности реализации молодежной политики в Челябинской области" (Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2020, выпуск N 13; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 29 июня 2021 г.; 2 сентября 2021 г.; 14 сентября 2021 г.; 7 октября 2021 г.; 18 ноября 2021 г.; 24 января 2022 г.; 21 июля 2022 г.; 12 октября 2022 г.; 1 февраля 2023 г.; 16 марта 2023 г.; 15 мая 2023 г.; 26 июля 2023 г.; 7 сентября 2023 г.; 1 ноября 2023 г.; 25 декабря 2023 г.), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Председатель
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР
Государственная программа Челябинской области "Повышение эффективности реализации молодежной политики в Челябинской области"
1. Оценка текущего состояния сферы молодежной политики в Челябинской области.
Государственная молодежная политика представляет собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны.
В государстве в целом сложилась и действует система формирования и реализации молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Интересы и потребности молодежи учитываются при реализации программ социально-экономического развития.
Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных общественных объединений, молодежных совещательных органов, социально ориентированных некоммерческих организаций, образовательных организаций высшего и профессионального образования и иных юридических и физических лиц.
С 2021 года государственная молодежная политика на территории региона реализуется Главным управлением молодежной политики Челябинской области.
Проблемным фактором в сфере реализации молодежной политики является деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, социальное напряжение в обществе. Указанные проблемы проявляются во всех сферах жизни молодежи и для их решения требуется системный подход.
За последние 3 года удалось достичь заметного улучшения социально-экономического положения молодежи в Челябинской области. Наблюдается стремление к ведению здорового образа жизни, снизился уровень безработицы среди молодежи, наметилось снижение преступности, увеличилось число молодежи с активной гражданской позицией. Многие представители молодежи входят в число победителей и призеров всероссийских, международных олимпиад, соревнований, творческих конкурсов.
Продолжает активно развиваться волонтерское движение Челябинской области. В 2023 году общая численность граждан Российской Федерации, вовлеченных в добровольческую (волонтерскую) деятельность в Челябинской области, составляла более 128500 человек. На портале Добро.ру зарегистрировано более 66000 волонтеров.
В 2019 году создан "Региональный ресурсный центр поддержки добровольчества". В 2023 году в Челябинской области функционирует региональный штаб #МЫВМЕСТЕ, а также 43 муниципальных штаба. Сегодня волонтеры штаба занимаются помощью мобилизованным гражданам и их семьям (сбор гуманитарной помощи; участие во встречах с мобилизованными, выявление потребностей бойцов; оказание помощи семьям мобилизованных).
Налажено взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями (далее именуются - НКО), представителями талантливой, творческой, работающей молодежи. Региональные отделения ежегодно становятся лучшими в стране, а активисты НКО помогают развивать и улучшать Челябинскую область.
В 2022 году создана автономная некоммерческая организация "Молодежь Южного Урала", которая для молодежи проводит на территории региона мероприятия всероссийского и регионального уровней патриотической, творческой, интеллектуальной и других направленностей.
В 2023 году автономной некоммерческой организацией "Молодежь Южного Урала" проведено более 30 мероприятий федерального и регионального уровней.
С 2021 года с успехом реализуется проект "Своя атмосфера", в рамках которого создаются молодежные пространства на территории всей Челябинской области. За период с 2021 по 2023 годы создано 11 молодежных пространств. Молодежные пространства являются основной точкой притяжения, местом для самореализации не только молодежи, но и молодежных сообществ города.
Отдельным направлением молодежной политики можно выделить обучение молодежи по реализации проектов, а также участие ребят из Челябинской области в форумах региона и всей страны. Молодежь Южного Урала активно принимает участие во Всероссийском конкурсе молодежных проектов Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). За 2023 год обучено более 1700 молодых людей.
В Челябинской области ежегодно проводятся семинары для специалистов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. В 2023 году проведено 5 семинаров.
Регулярно осуществляется поддержка движения КВН.
С 2022 года на Южном Урале проходит областной граффити-фестиваль "Наш Mural". В муниципальных образованиях региона появились новые муралы, в том числе посвященные участникам специальной военной операции. В 2023 году создано 11 муралов.
В целях поддержки молодежных инициатив продолжена работа по ежегодному вручению премий Губернатора Челябинской области и В.П. Поляничко для выдающейся и талантливой молодежи региона.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере молодежной политики.
Приоритеты государственной молодежной политики отражены в Указах Президента Российской Федерации:
от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
а также в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, и посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
В рамках реализации государственной программы "Повышение эффективности реализации молодежной политики в Челябинской области" (далее именуется - государственная программа) обеспечена взаимосвязь с национальной целью "Возможности для самореализации и развития талантов" и целевыми показателями:
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов.
Ключевым приоритетом государственной политики в сфере молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Цель - воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, региона, народа и своей семьи.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации.
Настоящая государственная программа разработана в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации;
национальным проектом "Образование";
государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (далее именуется - государственная программа Российской Федерации "Развитие образования");
Законом Челябинской области от 24.08.2006 г. N 45-ЗО "О молодежи";
Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года (постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748) (далее именуется - Стратегия 2035).
Целью государственной программы является содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, проживающей на территории Челябинской области. Для этого в целях реализации приоритета Стратегии 2035 "Социальное благополучие" для проведения эффективной социальной политики и повышения уровня удовлетворенности населения услугами в сфере социального обслуживания создаются условия для всестороннего развития, реализации потенциала и успешной интеграции в общество молодых людей, мотивированных на позитивные действия и прилагающих усилия для динамичного развития Челябинской области.
При формировании структурных элементов государственной программы также учтены положения государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", в рамках которой ежегодно заключаются соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Челябинской области в целях софинансирования расходных обязательств Челябинской области, возникающих при развитии и поддержке добровольчества (волонтерства), а также самореализации молодежи, в том числе развитии инфраструктуры.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере молодежной политики.
К задачам сферы молодежной политики на современном этапе относятся:
создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства);
создание условий для эффективной самореализации молодежи, в том числе развитие инфраструктуры;