ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2024 года N 40


О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 11 ноября 2019 года N 628 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Обеспечение законности и правопорядка на территории Орловской области"



В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 26 июня 2023 года N 459 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Орловской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Орловской области" Правительство Орловской области постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Орловской области от 11 ноября 2019 года N 628 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Обеспечение законности и правопорядка на территории Орловской области" следующие изменения:


1) пункт 4 изложить в следующей редакции:


"4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.";


2) приложение изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.



Губернатор
Орловской области
А.Е.КЛЫЧКОВ



Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 25 января 2024 г. N 40



Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 11 ноября 2019 г. N 628



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"


Стратегические приоритеты государственной программы Орловской области "Обеспечение законности и правопорядка на территории Орловской области"


I. Оценка текущего состояния, тенденции, факторы и проблемные вопросы в сфере реализации государственной программы Орловской области "Обеспечение законности и правопорядка на территории Орловской области"


Обеспечение безопасности общества и личной безопасности граждан, их защищенности от угроз криминогенного характера является одним из ведущих факторов, влияющих на все сферы общественной жизни, в том числе на социально-экономическое развитие Орловской области, ее инвестиционную привлекательность, а также уровень доверия жителей к органам исполнительной власти Орловской области и правоохранительным органам Орловской области.


Необходимость создания безопасных условий для реализации гражданами конституционных прав и свобод, минимизации и ликвидации угроз и рисков для развития личности, общества и государства, обеспечения достойного качества и уровня жизни определяет доминирующую цель в деятельности всех ветвей власти и институтов гражданского общества.


Сферой реализации государственной программы Орловской области "Обеспечение законности и правопорядка на территории Орловской области" (далее также - государственная программа) является организация эффективной деятельности по наиболее актуальным и проблемным направлениям в области обеспечения общественного порядка и противодействия преступности, развития и совершенствования многоуровневой системы профилактики правонарушений, профилактики экстремизма и терроризма, в том числе в подростково-молодежной среде.


Существующие проблемы в сфере правопорядка и безопасности требуют реализации долгосрочных комплексных мер, направленных на повышение уровня защищенности населения Орловской области, их прав и законных интересов. Меры по обеспечению правопорядка должны носить комплексный и системный характер.


В целях выработки единого механизма для консолидации всех усилий в сфере обеспечения законности и правопорядка, придания им системного, комплексного характера разработана государственная программа Орловской области "Обеспечение законности и правопорядка на территории Орловской области". Реализация государственной программы осуществляется в два этапа: с 2020 по 2023 год и с 2024 по 2029 год.


Реализация с 2013 года одноименных государственных программ Орловской области позволила повысить уровень координации деятельности органов исполнительной власти Орловской области и правоохранительных органов Орловской области в сфере обеспечения правопорядка, а также не допустить осложнения криминогенной обстановки на территории Орловской области.


Проведенный анализ показал, что с 2012 года криминогенная обстановка, сложившаяся на территории Орловской области, в целом характеризуется снижением числа зарегистрированных преступлений, сокращением числа тяжких и особо тяжких составов преступлений против жизни и здоровья. В их структуре уменьшилось количество фактов причинения тяжкого вреда здоровью, в том числе со смертельным исходом. Наблюдается тенденция отрицательной динамики преступлений, совершенных в общественных местах.


В 2012 году криминогенная ситуация пребывала в стадии обострения, чему способствовал целый ряд причин и тенденций, большинство из которых имеют социально-экономические корни.


Общее количество совершенных преступлений в 2012 году составило 13229. На фоне роста уровня преступности на 4,9% увеличилось количество нераскрытых преступлений на 28,7% (с 4582 в 2011 году до 5897 в 2013 году). Общая раскрываемость преступлений снизилась на 9,2%.


В результате принятых в рамках одноименных государственных программ Орловской области профилактических мер в период с 2013 года по 2022 год прослеживается общая относительно устойчивая тенденция к уменьшению количества зарегистрированных преступлений на территории Орловской области.


На фоне значительного снижения количества преступлений по итогам 2021 года на 4,7% (8151; в целом по России: - 1,9%) в 2022 году количество зарегистрированных преступлений на территории Орловской области увеличилось на 1,1% (8243), в их числе на 3,6% больше поставлено на учет относящихся к категории тяжких и особо тяжких (2068). Также в сравнении с 2021 годом на 6,6% (65) возросла криминальная активность иностранных граждан, по 34 преступлениям граждане других государств признаны пострадавшими (+ 70%).


Учитывая структуру преступлений и их неустойчивую динамику, а также значительное снижение их количества с 2012 года более чем на 37%, в рамках государственной программы поставлена цель, предусматривающая развитие и совершенствование многоуровневой системы профилактики правонарушений, укрепление общественного порядка и общественной безопасности, вовлечение в эту деятельность государственных органов Орловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области, общественных формирований и населения (обеспечивающие уменьшение преступлений, зарегистрированных на территории Орловской области). К концу 2029 года общее количество зарегистрированных преступлений не должно превысить отметку в 8200.


Дополнительным индикатором эффективности реализуемых мероприятий для достижения поставленной цели выступает показатель удельного веса населения, положительно оценивающего работу правоохранительных органов (не менее 47% в 2029 году). Данный показатель в том числе отражает уровень личной безопасности граждан и дает общую оценку состояния общественной безопасности на территории Орловской области.


Также на территории Орловской области требуют постоянного внимания вопросы недопущения террористических и экстремистских проявлений.


В соответствии с информацией, полученной в результате мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму и экстремизму на территории Орловской области, а также на основании анализа поступающих данных выработаны обоснованные представления об имеющихся тенденциях в данной сфере, а также выявлены причины и условия, способствующие проявлениям терроризма, экстремизма, неонацизма на территории региона.


Оперативная обстановка по линии борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в регионе имеет тенденцию к обострению в связи с проведением специальной военной операции на территории Украины, осуществлением антироссийскими центрами деструктивной информационно-пропагандистской деятельности, распространением идеологии терроризма и экстремизма в сети Интернет.


Анализ оперативной обстановки, установки и рекомендации Национального антитеррористического комитета позволяют своевременно выявлять в деятельности субъектов противодействия терроризму и экстремизму проблемные вопросы, которые регулярно рассматриваются на заседаниях Антитеррористической комиссии в Орловской области, совместных заседаниях Антитеррористической комиссии в Орловской области и оперативного штаба в Орловской области с выработкой мер по совершенствованию данной работы.


В связи с этим в рамках государственной программы также поставлена цель, направленная на разработку и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики экстремизма и терроризма, в том числе в подростково-молодежной среде, выявления и пресечения правонарушений и преступлений экстремистской и террористической направленности.


Индикаторами достижения поставленной цели выступают показатели, отражающие эффективность профилактической работы, в том числе по количеству проведенных профилактических мероприятий с лицами, подверженными влиянию террористической и экстремистской идеологии (не менее 950 в 2029 году), а также количество выявленных административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, касающихся деятельности террористической и экстремистской направленности (не менее 75 в 2029 году).



II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Орловской области "Обеспечение законности и правопорядка на территории Орловской области"


Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 года N Пр-2685, поручениях Президента Российской Федерации от 2 октября 2012 года N Пр-2613 по вопросам обеспечения общественной безопасности в сфере предупреждения и пресечения преступлений, связанных с использованием оружия, указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 года N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года", Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, Федеральном законе от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", постановлении Орловского областного Совета народных депутатов от 21 декабря 2018 года N 31/823-ОС "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2035 года".


Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", национальная безопасность обеспечивается путем достижения целей и решения задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов, одним из которых выступает государственная и общественная безопасность. Целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются в том числе защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка, защита граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств.


Достижение целей стратегического национального приоритета государственной и общественной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение следующих задач:


1) предупреждение и пресечение террористической и экстремистской деятельности организаций и физических лиц;


2) снижение уровня криминализации общественных отношений, развитие единой государственной системы профилактики правонарушений;


3) предупреждение проявлений радикализма, профилактика экстремистских и иных преступных проявлений, прежде всего среди несовершеннолетних и молодежи;


4) выявление и пресечение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;


5) противодействие незаконной миграции;


6) комплексное развитие правоохранительных органов, повышение уровня их технической оснащенности.


Концепция общественной безопасности, утвержденная Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 года N Пр-2685, является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности, в том числе путем решения задачи по достижению и поддержанию необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера.


В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" одной из национальных целей развития Российской Федерации определена национальная цель "Комфортная и безопасная среда для жизни". Одним из целевых показателей, характеризующим достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни", данным указом Президента Российской Федерации установлен показатель "Улучшение качества городской среды в полтора раза".


В рамках Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р, достижение показателя "Улучшение качества городской среды в полтора раза" осуществляется по трем основным направлениям: повышение благоустройства, развитие общественного транспорта и повышение общественной безопасности. Общественная безопасность достигается в том числе за счет предупреждения правонарушений и совершенствования охраны общественного порядка.


В соответствии со Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 года N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года", целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму определена защита основ конституционного строя Российской Федерации, общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз. Достижение указанной цели должно осуществляться путем реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму.


Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»