ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 апреля 2011 года N 185р-П


[Об утверждении Основных направлений инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2011-2015 годы]



В соответствии с Законом Республики Карелия от 26 июня 2004 года N 787-ЗРК "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия", в целях реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года и Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, а также повышения инвестиционной привлекательности Республики Карелия:


1. Утвердить прилагаемые Основные направления инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2011-2015 годы (далее - Основные направления).


2. Министерству экономического развития Республики Карелия в течение трех месяцев разработать мероприятия по реализации Основных направлений и представить в установленном порядке в Правительство Республики Карелия.


3. Органам исполнительной власти Республики Карелия два раза в год в срок до 10 июля и до 25 января представлять в Министерство экономического развития Республики Карелия информацию о ходе реализации инвестиционных проектов, курируемых соответствующими органами, в соответствии с приложением N 2 Основных направлений.


4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия при разработке стратегий и программ развития муниципальных образований уделять первостепенное внимание вопросам повышения их инвестиционной привлекательности.


5. Контроль за выполнением Распоряжения возложить на первого заместителя Главы Республики Карелия Канчера Ю.А.



Глава Республики Карелия
А.В.НЕЛИДОВ



Утверждены
Распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 21 апреля 2011 года N 185р-П



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
 инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2011-2015 годы



Введение


Основные направления инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2011-2015 годы (далее - Основные направления инвестиционной политики на 2011-2015 годы) определяют основные принципы, цели, задачи и направления реализации инвестиционной политики в республике, являются базовыми ориентирами построения системы программных мероприятий органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Карелия.


Документ разработан в соответствии со стратегическими документами - Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года и Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года.


В Основных направлениях инвестиционной политики на 2011-2015 годы предусмотрена преемственность реализованных ранее документов на периоды 2003-2006 годов и 2007-2010 годов:


- постановка целевого ориентира - через выделение главного фактора экономического и социального развития республики - инвестиции;


- учет основных условий инвестиционной привлекательности республики, таких как формирование институциональной среды регионального уровня для привлечения инвестиций; снижение инфраструктурных и административных барьеров, препятствующих развитию инвестиционных процессов; поддержка инновационного развития.


Документ учитывает изменения федерального законодательства, законодательства Республики Карелия, обуславливающие условия инвестиционной деятельности в республике, и новые формы государственного регулирования инвестиционных процессов.


Предусмотренные Основными направлениями инвестиционной политики на 2011-2015 годы действия Правительства Республики Карелия позволят повысить инвестиционную привлекательность Республики Карелия, способствующую притоку инвестиций, обеспечив условия для последовательного повышения уровня и качества жизни населения на территории республики.



I. Итоги выполнения Основных направлений инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2007-2010 годы


Главной целью Основных направлений инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2007-2010 годы, утвержденных Распоряжением Правительства Республики Карелия от 4 сентября 2007 года N 320р-П, являлось достижение уровня высокой инвестиционной привлекательности республики, всей совокупности ее территорий и видов экономической деятельности, который позволил бы обеспечить привлечение необходимых объемов инвестиций для ускорения региональных темпов экономического роста.


Итогом выполнения в 2007-2010 годах комплекса мероприятий по реализации Основных направлений инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2007-2010 годы стали следующие экономические результаты (приложение N 1).


В соответствии с Основными направлениями инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2007-2010 годы, к 2010 году предполагалось довести объем инвестиций в основной капитал до 27 млрд. рублей, обеспечив рост к уровню 2006 года более чем на 70% (в действующих ценах), или на 23% в сопоставимой оценке.


Однако экономический кризис 2008-2009 годов не позволил достичь программных показателей, отодвинув перспективы их достижения на 2013 год. Общий объем вложений в основной капитал Республики Карелия (по полному кругу организаций) за счет всех источников финансирования в 2010 году составил 22,3 млрд. рублей, или 123,1% в действующих ценах к уровню 2006 года.


В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал 2010 года несколько усилился приоритет собственных средств, удельный вес которых вырос на 8,2 процентных пункта, однако сохранилась тенденция преобладания привлеченных источников - 58% от общего объема финансирования.


Преобладание привлеченного капитала сохранилось, главным образом, за счет резкого долевого роста бюджетных источников до 30,2% в 2010 году против 18,1% в 2006 году и значительно более сдержанного удельного увеличения банковских кредитов (до 13,4% в 2010 году против 8,7% в 2006 году).


Всего с 2007 по 2009 годы за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП) на территории республики профинансировано 2984,3 млн. рублей капиталовложений. В 2010 году этот показатель составил 4100,3 млн. рублей, в 1,4 раза превысив совокупный объем финансирования предыдущих трех лет, а уровень 2006 года - в 12 раз.


Объем федеральных инвестиций в стройки и объекты республики в 2,3 раза превысил уровень 2009 года и достиг 5279,3 млн. рублей (лимит - 5432,6 млн. рублей, объем финансирования - 5391,1 млн. рублей) при доле 88,6% в совокупном объеме инвестиций, осуществленных в ходе реализации федеральных программ.


В рамках республиканской адресной инвестиционной программы (далее - РАИП) в 2007-2010 годах за счет средств республиканского бюджета профинансировано 3444,2 млн. рублей инвестиций (со значительным сокращением объема финансирования в 2009-2010 годах), направленных преимущественно в развитие транспортной и социальной инфраструктуры.


В составе инвестиций по видам экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) 2010 года, по сравнению с уровнем 2006, наблюдается рост в 2,8 раза доли вложений в производство и распределение электроэнергии, газа и воды (в 2006 году - 5,3%, в 2010 году - 15%) при значительных удельных потерях инвестиций в транспорт и связь (в 2006 году - 42,4%, в 2010 году - 38%) и добычу полезных ископаемых (в 2006 году - 16,1%, в 2010 году - 13,6%).


В целом в структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности 2010 года сохранилась высокая концентрация вложений в производство и распределение электроэнергии, газа и воды; транспорт и связь, обрабатывающие производства и добычу полезных ископаемых, совокупная доля которых, несмотря на колебания долевых акцентов внутри названной группы видов экономической деятельности, относительно уровня 2006 года увеличилась на 4,9 процентных пункта и составила 79,3%.


Приток иностранных инвестиций в экономику региона в 2007-2010 годах составил 595,7 млн. долларов США. При этом ни в одном году названного периода не удалось превысить уровень данного показателя 2006 года. Ближе всего к объему зарубежных вложений 2006 года регион оказался в 2009 году, когда в республику поступило 238,7 млн. долларов США (в 2006 году - 288 млн. долларов США).


Однако после скачкообразного роста в 2009 году произошел значительный спад притока иностранных инвестиций (2010 год - 89 млн. долл. США, или 30,9% в действующих ценах к уровню 2006 года) как реакция на оживление мировой экономики, порождающее расширение спроса на банковские кредиты для восстановления основных сегментов европейского рынка. Вместе с тем структура иновложений региона формально благоприятна.


За период 2007-2010 годов в республике реализовано около 70 инвестиционных проектов, среди основных: ввод лесопильного комплекса с полным циклом глубокой переработки древесины ЗАО "Соломенский лесозавод", строительство животноводческого комплекса ОАО "Племсовхоз "Мегрега", создание на базе лесозавода современного деревообрабатывающего комплекса ООО "Сетлес", строительство лесоперерабатывающего завода ООО "Русфорест", ввод комплекса по производству щебня ЗАО "Карьер "Голодай Гора", техническое перевооружение производства ООО "Онежский судостроительный завод", строительство завода по выпуску строительного материала - "эковата" совместной российско-шведской компанией SPG Russia LTD, завершение проекта по реконструкции подстанции 220 кВ "Ляскеля" для нужд внешнего электроснабжения о. Валаам и строительство сверхсовременной подстанции, мощностью 250 мегаватт в Лоухском районе Карельским предприятием магистральных электрических сетей - филиалом ОАО "ФСК ЕЭС" и другие.


Организовано сопровождение наиболее крупных республиканских инвестиционных проектов, в том числе ЗАО "Норд Гидро" (строительство общественно-торгового центра в городе Петрозаводске), ООО "ДОК Калевала" (строительство завода по производству ориентированно-стружечных плит), холдинга "Охта Групп" (реконструкция 1-й площадки Онежского тракторного завода), ООО "Производственная компания "Ягода Карелии" (строительство завода по производству пищевой продукции из дикорастущих лесной ягоды, а также садовой ягоды и фруктов) и другие.


В рамках сопровождения инвестиционных проектов заключались соглашения о сотрудничестве и взаимодействии со стратегическими инвесторами, рассматривались предложения по созданию и размещению новых производств.


Работала межведомственная рабочая группа по содействию в привлечении инвестиций в экономику Республики Карелия.


Подготовлены и направлены в Министерство регионального развития Российской Федерации предложения по созданию благоприятных условий по привлечению инвестиций для строительства производственных предприятий в приграничных регионах.


Для привлечения ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации подготовлен проект "Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в сфере региональной инвестиционной политики между Министерством регионального развития Российской Федерации и Правительством Республики Карелия".


Подписано соглашение о сотрудничестве между Правительством Республики Карелия и Государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (далее - Внешэкономбанк).


В рамках развития государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) на территории Республики Карелия подготовлен проект распоряжения Правительства Республики Карелия о развитии системы ГЧП в республике и порядке взаимодействия между Правительством Республики Карелия и Центром государственно-частного партнерства Внешэкономбанка. В настоящее время в республике с применением механизмов ГЧП запущена в эксплуатацию первая очередь новых водоочистных сооружений в г. Петрозаводске и заявлен ООО "Петросоюз-Строй" к реализации проект - "Комплексная система водоочистки малых городов Республики Карелия" по созданию и эксплуатации муниципальных комплексов очистных сооружений сточных вод в 37 населенных пунктах.


В 2007-2010 годах Правительство Республики Карелия обеспечивало мониторинг реализации более 100 проектов с потенциальным объемом инвестиций более 200 млрд. рублей и созданием порядка 9800 новых рабочих мест.


Опыт реализации государственной поддержки инвестиционной деятельности в Республике Карелия показал, что реализуемые виды поддержки инвесторов не являются в полной мере действенным механизмом, способствующим эффективной реализации инвестиционных проектов.


Размещение средств бюджета на конкурсной основе для финансирования инвестиционных проектов - предоставление бюджетных кредитов в связи с принятыми изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации прекращено.


Недостаточность средств на субсидирование части затрат по инвестиционным кредитам не позволила оказывать поддержку новым инвестиционным проектам, финансируемым с привлечением банковских кредитов.


В настоящее время единственной действующей формой государственной поддержки инвесторов остается только предоставление налоговых льгот и организационно-информационная поддержка.


Вместе с тем, в республике действует 13 инвестиционных соглашений о предоставлении режима инвестиционного благоприятствования с инвесторами объемом инвестиций 6610,3 млн. рублей. Среди организаций-инвесторов, получивших налоговые льготы, - важнейшие налогоплательщики республики, такие как ООО "Сведвуд Карелия", ОАО "Сегежский ЦБК", ООО "Прионежская горная компания" и другие.


Для повышения информационной доступности функционируют Web-сайт "Республика Карелия для инвестора", база данных "Проект ищет инвестора", содержащие информацию по инвестиционным проектам и предложениям, составлен краткий инвестиционный паспорт Республики Карелия.


Республика принимала участие в работе совещаний международного и российского уровней инвестиционной направленности, в том числе Делового Совета "Северное измерение", Российско-Турецкого семинара по вопросам межрегионального сотрудничества и других.



II. Основные условия инвестиционной деятельности


Условия реализации Основных направлений инвестиционной политики на 2011-2015 годы обусловлены основными вызовами устойчивому развитию республики, обозначенными в Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»