РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 сентября 2007 года N 320р-П

[ Об утверждении Основных направлений инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2007-2010 годы]


В соответствии с Законом Республики Карелия от 26 июня 2004 года N 787-ЗРК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия», в целях реализации Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года и Программы экономического и социального развития Республики Карелия до 2010 года, а также повышения инвестиционной привлекательности Республики Карелия:     

1. Утвердить прилагаемые Основные направления инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2007-2010 годы (далее -Основные направления).     

2. Министерству экономического развития Республики Карелия в месячный срок разработать мероприятия по реализации Основных направлений и представить их в установленном порядке в Правительство Республики Карелия.     

3. Органам исполнительной власти Республики Карелия ежеквартально в срок до 10 числа каждого месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Министерство экономического развития Республики Карелия информацию по реализации инвестиционных проектов, курируемых соответствующими органами, в том числе по созданию рабочих мест в соответствии с приложениями N 1 и 4 Основных направлений.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия при разработке стратегий и программ развития муниципальных образований уделять первостепенное внимание вопросам повышения их инвестиционной привлекательности.

5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Карелия - Министра финансов Республики Карелия А.С.Колесова.


     Глава Республики Карелии С.Л. Катанандов

Утверждены
распоряжением Правительства Республики Карелия
от 4 сентября 2007 года N 320р-П


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

на 2007-2010 годы

Декларация безопасности инвестора (Декларация заинтересованности)


Правительством Республики Карелия поставлена задача о переходе к инновационному этапу развития. Одним из ключевых факторов достижения результата является разработка и планомерное проведение продуманной Инвестиционной политики. В связи с этим работа по привлечению инвесторов, созданию благоприятного инвестиционного климата, содействия инвестору при реализации проектов должна стать приоритетной.

Республике необходимы инвестиции. В связи с этим Правительство Республики Карелия заявляет о своей готовности принять неограниченный объем инвестиций во все сферы  экономической  деятельности.  Всем  инвесторам,  планирующим  или осуществляющим инвестиционные проекты на территории Республики Карелия, Правительство обеспечит создание инвестиционно проводящей среды. Это предполагает прозрачный, выгодный и предсказуемый режим работы предприятий с налоговыми, контрольными, правоохранительными и иными государственными органами.

В ответ на это Правительство Республики Карелия будет ожидать от инвесторов продуманного, экономически обоснованного, ориентированного на долгосрочную перспективу рационального использования имеющихся в республике природных, трудовых и технических ресурсов. Такой подход предполагает преимущественное использование местной рабочей силы, сотрудничество с карельскими научными организациями, размещение заказов на местных предприятиях.

Одновременно Правительство Карелии заявляет о применении исключительно рыночного подхода при решении вопросов инвестиционной деятельности, входящих в компетенцию органов республиканской власти. Инвестиции карельских предприятий будут реализовываться на тех же основаниях, что и проекты по инициативе инвесторов из-за пределов республики. Основным критерием оценки проектов будут являться экономический и социальный эффект.

Так как в ряде отраслей сложилась ограниченно конкурентная среда (энергетика, транспорт, строительство), ограничивающая действие рыночных механизмов в полной мере, будут приняты меры к усилению конкуренции. Наличие опыта и территориальная принадлежность не могут являться исключительным основанием предпочтительного положения   предприятий.   Они   должны   быть   подкреплены   экономической целесообразностью и иными факторами, позволяющими отнести проект к приоритетньм. Так, к приоритетньм относятся все проекты с суммарным объемом инвестиций не менее 1 млрд. рублей (или эквивалентной суммы в иностранной валюте). С целью скорейшей реализации особо крупных проектов предусматривается определить порядок работы с инвесторами.

При реализации инвестиционных проектов Правительство Республики Карелия будет максимально стремиться к справедливому распределению обязанностей между органами власти и инвесторами для максимизации обоюдной выгоды. Это будет касаться вопросов выбора и подготовки земельного участка, социальных обременении, финансирования строительства инфраструктуры.

С целью создания предсказуемости работы на территории республики Правительство Республики Карелия еще раз подчеркивает приоритет безопасности и защиты осуществленных на законной основе вложений в экономику Карелии. Для этого Правительство Республики Карелия гарантирует постоянный и свободный доступ в органы исполнительной власти по решению возникающих вопросов и содействие при взаимодействии с органами местного самоуправления.

Деятельность инвесторов по реализации проектов в республике рассматривается как важная и желательная, и содействие всем инициативам такого рода является обязательным для всех причастных к реализации инвестиционных проектов органов исполнительной власти Республики Карелия.


     1. Итоги реализации программы «Инвестиционная политика Правительства Республики Карелия на 2003-2006 годы»


Правительство Республики Карелия (далее - Правительство) отмечает, что программа «Инвестиционная политика Правительства Республики Карелия на 2003-2006 годы», утвержденная распоряжением от 5 мая 2003 года N 177р-П, в целом выполнена. Развитие инвестиционной деятельности в республике характеризуется положительной динамикой и позволяет говорить о выполнении основного контрольного показателя программы - удвоения объемов инвестиций в основной капитал по сравнению с предыдущим периодом работы Правительства. За период с 2003 по 2006 годы объем инвестиций в основной капитал составил 56,2 млрд. рублей, при 26,8 млрд. рублей за 1999-2002 годы.

На развитие экономики и социальной сферы республики организациями всех форм собственности в 2006 году использовано более 17 млрд. рублей инвестиций в основной капитал.

С начала проведения активной инвестиционной политики наметились изменения в структуре инвестиций в основной капитал.

В общем объеме доля инвестиций на приобретение машин, оборудования, транспортных средств увеличилась с 41% в 2002 году до 46,3% в 2006 году.

Одним из главных источников привлечения инвестиций в основной капитал предприятий оставались привлеченные средства (2006 г. - 63,2% от общего объема), однако прослеживается тенденция увеличения доли собственных средств. С 2002 по 2006 годы доля собственных средств увеличилась с 36 до 36,8 %. Тенденция объясняется ростом амортизационных отчислений с 18,6% до 23% и увеличением прибыльности отдельных крупных предприятий.

В отчетном периоде   отмечена активизация инвестиционной деятельности по развитию производств, связанных с распределением электроэнергии, газа и воды, в 2006 г. их доля в общем объеме инвестиций увеличилась до 6,1%, и транспорта и связи - до 41,3%.

За 2003-2006 годы произошли определенные позитивные изменения в состоянии основных фондов предприятий. Износ основных фондов крупных и средних коммерческих организаций на начало 2006 года снизился по сравнению с 2002 г. на 16,6 процентных пунктов и составил 26%.

Объем иностранных инвестиций увеличился с 20,4 млн. долл. США в 2002 году до 287 млн. долл. США в 2006 году, или более чем в 14 раз. Доля прямых инвестиций

составляла от 10 до 39% от общего объема иностранных инвестиций. Вложения направлялись, в основном, в добычу полезных ископаемых,   обрабатывающие производства и лесозаготовки.

В республике работают крупные отечественные и зарубежные компании, такие как холдинги СУ АЛ, «Северсталь», концерны «Stora Enso» и «IKEA». Значительные объемы инвестиций в экономику Карелии поступили от Северо-Западного банка Сбербанка России, ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром».

В целом за четыре года в республике реализовано более 50 коммерческих проектов, главным образом - в сфере промышленности и транспорта. Кроме того, в поле зрения Правительства находится ещё более 90 проектов с оценочным объемом инвестиций порядка 43 млрд. рублей. Среди самых крупных проектов последних лет: реконструкция «Карельского окатыша», модернизация и расширение производства на Кондопожском и Сегежском целлюлозно-бумажных комбинатах, реконструкция на целлюлозном заводе «Питкяранта», Надвоицком алюминиевом заводе, реконструкция Пудожского карьера, электрификация и реконструкция карельского участка Октябрьской железной дороги, строительство третьей очереди завода «Кархакос», Импилахтинского лесозавода, предприятия «Сведвуд-Карелия» и других.

Ежегодно за счет всех источников финансирования на реализацию некоммерческих проектов технической и социальной инфраструктуры направлялось от 1,5 до 2 млрд. рублей. Объем капитальных вложений по адресной федеральной и республиканской программам без учета автомобильных дорог за последние четыре года увеличился в 2,5 раза и достиг в 2006 году 919 млн. рублей.

Реализация программы «Инвестиционная политика Правительства Республики Карелия на 2003-2006 годы» осуществлялась через выполнение ежегодно утверждаемых мероприятий, всего выполнено 70 важнейших мероприятий. Ход реализации программы ежегодно рассматривался на заседаниях Правительства Республики Карелия. Проблемам инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях было посвящено два заседания Совета республики. Проведено 35 заседаний рабочей группы по содействию в привлечении инвестиций в экономику Республики Карелия под руководством Премьер-министра Правительства Республики Карелия, где рассматривался ход реализации более 60 проектов. Проведено   два   Инвестиционных Форума Северо-Запада России, многочисленные презентации Республики Карелия на международном и федеральном уровне. Создан и активно действует сайт «Республика Карелия для инвестора».

Рейтинговое агентство АК&М по результатам исследований 2006 года определило Карелию на 29 место среди субъектов Российской Федерации по объему инвестиций на душу населения. Это же агентство в июне 2006 года опубликовало рейтинг относительной кредитоспособности субъектов Российской Федерации, где Карелия поднялась с 55 места в 2004 году на 33 в 2005 году.

Однако при всех достигнутых положительных результатах необходимо констатировать, что в настоящее время    заканчивается определенный этап инвестиционной деятельности, когда республика использовала факторы инвестиционной привлекательности, не требовавшие больших бюджетных затрат.

Появились новые цели, связанные с ускорением социально-экономического развития, удвоением валового регионального продукта, реализацией национальных проектов, что невозможно выполнить без расширения инвестиционной деятельности и новых подходов к созданию благоприятного инвестиционного климата.


     2. Основные условия развития


Карелия  обладает  рядом  стратегических  преимуществ,  которые  при целенаправленных действиях могут сыграть решающую роль в повышении ее инвестиционной привлекательности.

Богатый природно - ресурсный потенциал создает широкие возможности для глубокой переработки сырья и получения добавленной стоимости.

Относительно низкие производственные издержки, включая транспортные (по сравнению со странами ЕС) позволяют развивать взаимовыгодную промышленную кооперацию и торговлю с ближайшими странами (Финляндия, Швеция), а также размещать часть производств из этих стран на территории республики.

Выгодное географическое расположение: только через республику проходят сухопутные транспортные пути, соединяющие Финляндию и Европейский Север России, железнодорожные и автодорожные магистрали, соединяющие Центр России и Мурманскую область. Республика обладает уникальной водной системой, соединяющей 5 морей Европы и Азии. Это позволяет реализовать перспективу по ее транзитным возможностям.

Богатое историческое, культурное наследие, наличие геологических памятников и природных особенностей позволяют реализовать значительный туристический потенциал.

В то же время в республике существуют факторы, объективно снижающие ее инвестиционную привлекательность.

Низкая  численность  и  плотность  населения  препятствуют  развитию потребительского  и  финансового рынков,  являющихся главными  факторами инвестиционной привлекательности, особенно в потребительском секторе экономики.

В республике отсутствуют такие инвестиционно-привлекательные природные ресурсы, как нефть и газ.

Серьезное конкурентное влияние на республику оказывают г.Санкт-Петербург и Ленинградская область, обладающие мощным научно-техническим потенциалом, емким потребительским и финансовым рынками. Данный мегаполис имеет в 9,5 раз больше численность населения, обладает более выгодным геоэкономическим расположением и более развитой транспортной инфраструктурой.

Наряду с объективными факторами сильных и слабых сторон инвестиционной привлекательности республики существует ряд временных факторов, которые действовали в прошедшем периоде, а также те, которые, как предполагается будут действовать в планируемом периоде, оказывая существенное влияние на инвестиционную активность.

Развитие инвестиционной деятельности предыдущих периодов (1999-2002-2006 годы) шло на основе факторов постдефолтных последствий (низкий курс рубля, резкое увеличение доходов экспортеров), загрузки и восстановления имеющихся промышленных мощностей, относительной дешевизне рабочей силы. Преобладающим видом инвестиционной деятельности были и еще остаются реконструкция и модернизация существующих предприятий.

Как правило, инвесторами не ставились задачи строительства новых предприятий, инвестирования в новые и конкурентоспособные виды продукции, что требует существенно больших инвестиционных затрат. Предприятия в основном инвестировали за счет собственных средств. Были достаточно слабыми банковская и бюджетная системы, финансовые рынки страны, чтобы обеспечивать долговременные заемные средства на реализацию проектов и строительство инфраструктуры.


Прошедший период характеризуется максимально возможным использованием имеющейся технической и транспортной инфраструктуры, разработанных и ранее освоенных месторождений, земельных участков    под старыми разрушенными предприятиями. Разработка лесных ресурсов ведется в доступных местах. В сфере инвестиционной политики предыдущего этапа (2003-2006 годы) применялись меры, не несущие существенных капитальных и текущих   затрат бюджета республики. Определенный эффект и влияние  на развитие инвестиционной деятельности был достигнут за счет совершенствования инвестиционного законодательства, предоставления налоговых льгот и бюджетных кредитов, сопровождения приоритетных инвестиционных проектов, информационного и имиджевого обеспечения, поддержки развития малого бизнеса, использования средств региональной адресной инвестиционной программы, привлечения федеральных бюджетных средств.

Однако при всех заметных положительных сдвигах в сфере инвестиционной деятельности, нельзя надеяться на длительную инерцию процесса. На сегодняшний день в республике нет серьезного задела по крупным проектам с участием стратегических иностранных инвесторов. Подходит к завершению проект электрификации Октябрьской железной дороги.

Нет ожидаемых результатов по лесному комплексу. В основном в сторону снижения инвестиций идет уточнение инвестиционных обязательств арендодателей, получивших лес в долговременную аренду.

Серьезные отставания наблюдаются в градостроительном планировании. Сдерживает инвестиционный процесс недостаток инвестиционных площадок, обустроенных соответствующей технической инфраструктурой, особенно под крупные проекты.

Не исключаются проблемы с энергообеспеченностью и энергоподачей. В республике имеются территории, развитие которых будет сдерживаться из-за отсутствия энергопередающих устройств в промышленных объемах.

В горнодобывающем комплексе дальнейшая перспектива будет сдерживаться из-за отсутствия надежных, достоверных геологических и технологических данных.

Планируемый   этап   развития   инвестиционной   деятельности   будет характеризоваться своим рядом особенностей. В российской экономике произошло определенное накопление капитала. Многие российские крупные предприятия готовы вкладывать деньги в новые производства. Банковской системой накоплена достаточная ликвидность для среднесрочного кредитования    высокорентабельных проектов. Макроэкономические показатели положительно влияют на инвестиционный климат. Растут международные суверенные кредитные рейтинги России. Состояние бюджетной системы России позволяет увеличивать направление бюджетных средств на капитальное строительство и целевые программы. Появился Инвестиционный фонд для реализации проектов в сфере строительства инфраструктуры, создается Государственная корпорация развития, Российская венчурная компания. Фондовый рынок России принимает макроэкономический масштаб. Предприятия реального сектора все чаще рассматривают его как средство для привлечения инвестиций. Сегодня капитализация рынка акций сопоставима с ВВП.

Существенными особенностями планируемого периода, которые будут оказывать влияние на инвестиционный процесс в России и Карелии, можно назвать следующие:

во-первых, резко усиливается конкуренция между регионами России за привлечение инвестиций на свою территорию. Кроме объективных условий, влияющих на инвестиционный климат региона (емкость потребительского и финансового рынков, наличие природных ресурсов и др.), одним из главных   факторов становится инфраструктурная обустроенность территории для ведения бизнеса;

во-вторых, уровень затрат, связанный с заработной платой, уже не является существенным фактором инвестиционной привлекательности региона и страны;

в-третьих, появляется более широкая возможность привлечения федеральных бюджетных средств для инвестирования по линии федеральных целевых программ, Адресных инвестиционных программ, Инвестиционного фонда.

Главным направлением усилий становится планомерная работа республиканских отраслевых министерств и ведомств в части обоснований проектов, подготовки необходимой технической документации, взаимодействие с российскими органами управления;

в-четвертых, весь планируемый период (до 2010 года) будет проходить в условиях обозначенного Правительством Российской Федерации курса на увеличение вывозных таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы, что имеет важнейшее значение для республики. Создаются условия для инвестирования в проекты деревообработки. Наряду с этим идет эксперимент по установлению нулевой ставки импортных пошлин почти на 800 видов технологического оборудования, в том числе в сфере переработки древесины, горнодобывающего  и перерабатывающего оборудования, автодорожной техники и др. Сегодня отмечается резкое повышение импорта оборудования. Следует исходить из того, что данный эксперимент будет продолжен.

Таким образом, можно констатировать, что   экстенсивный и относительно малозатратный этап в развитии инвестиционной деятельности в республике завершается.

Произошедшие изменения предыдущего периода, усиление конкуренции регионов за инвестиции, а также учет наличия объективно слабых сторон, снижающих инвестиционный потенциал республики, требует проведения соответствующей активной региональной политики. Проведение политики, основанной на более интенсивных мерах, направленных на улучшение инвестиционной привлекательности, в свою очередь вызывает необходимость пересмотра бюджетно-финансовой политики, направленной на увеличение целевых бюджетных расходов.


     3. Цель Основных направлений инвестиционной политики


При постановке цели Правительство исходит из того, что основным фактором экономического и социального развития республики являются инвестиции.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»