Правительство Республики Калмыкия постановляет:
Внести в постановление Правительства Республики Калмыкия от 5 декабря 2018 г. N 369 "О государственной программе "Повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Республики Калмыкия" следующие изменения:
1) в наименовании после слов "государственной программе" дополнить словами "Республики Калмыкия";
2) в пункте 1 после слов "государственную программу" дополнить словами "Республики Калмыкия";
3) государственную программу "Повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Республики Калмыкия", утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 5 декабря 2018 г. N 369 "О государственной программе "Повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Республики Калмыкия", изложить в новой редакции согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
Г.БОСХОМДЖИЕВА
"Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 5 декабря 2018 г. N 369
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ"
Государственная программа Республики Калмыкия "Повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Республики Калмыкия" (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710.
Государственная программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на модернизацию жилищно-коммунального комплекса, повышение качества услуг, предоставляемых населению, обеспечение безопасных и благоприятных условий проживания граждан, экономическую устойчивость деятельности предприятий, оказывающих коммунальные услуги.
Государственная программа предусматривает модернизацию (строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, замену) объектов инженерной инфраструктуры, улучшение технического состояния жилищного фонда, укрепление материально-технической базы предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
При реализации Государственной программы будут проводиться мероприятия по сохранению и повышению качества имущества, находящегося в управлении организаций, предоставляющих жилищные и коммунальные услуги, повышению эффективности деятельности данных предприятий и финансового оздоровления в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Улучшение жилищных условий и повышение качества услуг жилищно-коммунального хозяйства - важные факторы, определяющие уровень жизни населения.
Основная проблема - предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества, главным образом обусловлена сохраняющимся ростом морально-технического износа жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры и энергетики, что приводит к превышению темпов старения жилищно-коммунального комплекса над темпами его реновации и модернизации.
Жилищно-коммунальные услуги - важнейшая составляющая часть системы жизнеобеспечения населения, достижение соответствующего качества предоставления услуг является важнейшей целью функционирования организации, входящей в систему жилищно-коммунального хозяйства.
Достижение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг должно сочетаться с оптимизацией затрат на их предоставление, что обусловлено монопольным положением организаций, действующих на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Эффективная система качества должна удовлетворять запросы и ожидания потребителя и защищать интересы поставщика (исполнителя) услуги. Хорошо структурированная система качества является надежным средством в деле оптимизации затрат и управления качеством. Предоставление качественной услуги должно быть выгодно и способствовать сокращению рисков. Риски, в данном случае, связаны со здоровьем и безопасностью людей, штрафными санкциями за неудовлетворительное качество услуги, потерей репутации и, в конечном счете, потерей бизнеса.
Жилищно-коммунальная услуга должна отвечать следующим требованиям:
отвечать строго определенным потребностям заказчика (потребителя);
соответствовать действующим стандартам, техническим требованиям или условиям договора;
отвечать требованиям общества (требования, вытекающие из кодексов, законов, правил, инструкций, относящихся к защите окружающей среды, здоровью и безопасности населения);
должна предлагаться потребителю на основании экономически обоснованного тарифа;
должна быть выгодной для исполнителя и доступной для потребителя.
Для достижения поставленных целей необходимо держать под контролем все технические, административные, экономические и человеческие факторы, влияющие на качество жилищно-коммунальной услуги.
Важнейшим звеном в жизни каждого человека является вода. Обеспечение населения качественной питьевой водой, а также водой хозяйственно-бытовых нужд является одной из приоритетных проблем, решение которой необходимо для сохранения здоровья, улучшения условий деятельности и повышения уровня жизни населения.
Отсутствие гарантированного обеспечения населения качественной питьевой водой ряда населенных пунктов неблагоприятно воздействует не только на благополучие проживания людей, но и на перспективное развитие республики.
На территории республики 20 регулируемых организаций осуществляют деятельность в сфере водоснабжения и 13 организаций подвозят воду по установленному тарифу.
Потребность населения республики в воде составляет 109 тыс. м3/сут., из них для хозяйственно-бытовых и питьевых нужд - 78,4 тыс. м3/сут.
Общая протяженность водоводов и распределительной сети по республике составляет 1568,6 км, в системы хозяйственно-питьевого водоснабжения ежегодно подается до 11 900 - 12 200 тыс. м3 воды, количество аварий ежегодно достигает 300 - 500, потери воды составляют в среднем до 3 500 тыс. м3.
Изношенность водопроводных сетей и сооружений составляет 67%.
Основные проблемы в сфере водоснабжения республики:
высокий уровень износа инженерных сетей и сооружений;
технологическая отсталость отрасли, в том числе слабая практика применения инновационных перспективных технологий водоподготовки;
недостаточные объемы финансирования проектов по модернизации (строительству, реконструкции, капитальному ремонту, замене) сетей и сооружений из внебюджетных источников.
Вместе с тем, также необходимо предусматривать экологическую безопасность населения Республики Калмыкия для сохранения здоровья, улучшения условий деятельности и повышения уровня жизни населения.
Отсутствие централизованной системы водоотведения в сельских населенных пунктах республики, а также сооружений по очистке сточных вод в городах влияют не только на благополучие проживания людей, но и на перспективное развитие республики.
На территории республики 5 регулируемых организаций осуществляют деятельность в сфере водоотведения по установленному тарифу в 5 населенных пунктах (г. Элиста, г. Городовиковск, г. Лагань, с. Малые Дербеты, с. Троицкое).
В то же время, в указанных населенных пунктах отсутствуют сооружения по очистке сточных вод, за исключением г. Элисты.
Общая протяженность канализационной сети по республике составляет 161,2 км.
Изношенность канализационных сетей и сооружений составляет 66,5%.
Основные проблемы в сфере водоотведения республики:
высокий уровень износа инженерных сетей и сооружений;
технологическая отсталость отрасли, в том числе слабая практика применения инновационных перспективных технологий очистки сточных вод;
недостаточные объемы финансирования проектов по модернизации (строительству, реконструкции, капитальному ремонту, замене) сетей и сооружений из внебюджетных источников.
Надежное и устойчивое обслуживание населения Республики предприятиями коммунального комплекса за счет использования всех доступных ресурсов включает в себя обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, повышение эффективности управления объектами жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также обеспечение антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Республики Калмыкия, и необходимо для улучшения условий деятельности и повышения уровня жизни населения.
Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда. С введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома возложена на собственников помещений - граждан. Однако, неудовлетворительное состояние многоквартирных домов не позволяет в полной мере реализовать обязанность собственников помещений по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества в таких домах, в том числе по проведению текущего и капитального ремонтов многоквартирных домов.
В 2014 году в Республике Калмыкия создана новая региональная система капитального ремонта, обеспечивающая своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Теперь капитальный ремонт проводится за счет обязательных ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и государственной поддержки. В связи с внедрением новой системы в республике приняты все необходимые нормативные правовые акты. Утверждена региональная программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Калмыкия, на 2014 - 2044 годы", принимаются краткосрочные Планы ее реализации сроком на три года.
Государственная программа должна создать условия для перехода к долгосрочной системе планирования капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда.