Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Обеспечение жильем и коммунальными услугами населения Кабардино-Балкарской Республики", утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 марта 2020 г. N 39-ПП.
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ НАСЕЛЕНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 17 МАРТА 2020 Г. N 39-ПП
1. Паспорт государственной программы и паспорта подпрограмм "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем", "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Кабардино-Балкарской Республики" и "Обеспечение реализации государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Обеспечение жильем и коммунальными услугами населения Кабардино-Балкарской Республики" признать утратившими силу.
2. Раздел I "Приоритеты государственной политики, цели, задачи в жилищной сфере. Целевые показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей и решение задач, ожидаемые конечные результаты, сроки реализации государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Приоритеты и цели государственной политики
в жилищной и жилищно-коммунальной сфере
1. Оценка текущего состояния жилищной
и жилищно-коммунальной сферы
Общий совокупный объем ввода жилья на территории Кабардино-Балкарской Республики в период с 2012 по 2022 год составил более 4,5 млн кв. метров, причем динамика роста сохраняется. Наибольший процент роста в сравнении с предыдущим годом зафиксирован в 2015 году.
По итогам 2022 года объем ввода жилья составил 522,6 тыс. кв. метров, из которого многоквартирные дома - 175 тыс. кв. метров, индивидуальное жилищное строительство - 347,6 тыс. кв. метров.
По состоянию на 1 января 2023 г. общая площадь жилищного фонда в Кабардино-Балкарской Республике составляла 19621,9 тыс. кв. метров. Большая часть жилищного фонда находится в частной собственности. Ежегодный рост ввода жилья составляет в среднем 105%, жилищная обеспеченность - 21,7 кв. метра на человека.
Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных процедур в сфере жилищного строительства на федеральном уровне. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки территорий, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.
Стимулирование спроса на жилье обеспечено развитием рынка ипотечного жилищного кредитования.
В целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в 2017 году была создана публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства". В целях полного исключения возможности появления обманутых граждан - участников долевого строительства в 2020 году проведена масштабная реформа долевого строительства и осуществлен переход на привлечение средств граждан для финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу.
Одной из наиболее острых социальных проблем остается обеспечение жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В 2022 году был решен жилищный вопрос 144 семей. По состоянию на 1 января 2023 г. на учете нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на предоставление социальных гарантий) состоят около 9 тыс. семей, подлежащих обеспечению жильем.
Одним из направлений улучшения жилищных условий граждан является ликвидация аварийного жилищного фонда. Указанное направление осуществляется в рамках мероприятий по переселению из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 г. и после указанной даты.
По состоянию на 2022 год включительно расселяемая площадь жилых помещений аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г., составила 13821,8 кв. метров аварийного жилья, переселено 813 семей. До 2025 года планируется расселить 32 тыс. кв. метров аварийного жилья.
Основным фактором, препятствующим устойчивому сокращению непригодного для проживания жилищного фонда, является ежегодный прирост и, соответственно, накопление жилищного фонда, который признается аварийным по итогам его обследования.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики
в жилищной и жилищно-коммунальной сфере.
Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами,
целями, задачами и показателями государственных программ
Российской Федерации
Приоритеты государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере определены в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р, государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27 июня 2023 г. N 299-рп, а также Прогнозе социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2040 года, утвержденном распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 апреля 2019 г. N 250-рп.
Основными приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере являются обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортности жилищного фонда потребностям населения.
Приоритет в жилищной сфере - создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующего потребностям различных групп населения, а также для повышения доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации, в том числе:
формирование эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;
обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктурой, вовлечение в жилищное строительство неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков, в том числе посредством привлечения акционерного общества "ДОМ.РФ";
развитие строительного комплекса с применением инновационных технологий, в том числе энергосберегающих технологий;
содействие комплексному развитию территорий;
стимулирование малоэтажной застройки;
содействие в развитии государственно-частного партнерства;
совершенствование деятельности единого института развития в жилищной сфере в части обеспечения повышения доступности жилья;
повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для граждан.
Приоритетом в жилищно-коммунальной сфере также является обеспечение соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения, в том числе:
создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию в среднесрочной перспективе аварийного жилья;
содействие в организации собственников жилья для эффективного управления многоквартирными домами путем совершенствования нормативно-правовой и методологической базы управления многоквартирными домами;
модернизация жилищно-коммунальной сферы.
В результате реализации указанных приоритетных направлений государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере к 2030 году будет достигнут качественно новый уровень состояния жилищной и жилищно-коммунальной сферы.
Реализация государственной политики в данной сфере будет способствовать достижению следующих целей государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Обеспечение жильем и коммунальными услугами населения Кабардино-Балкарской Республики" (далее - Программа):
увеличение годового объема ввода жилья до 761 тыс. кв. метров жилья в год к 2030 году;
улучшение жилищных условий к 2025 году не менее 17,8 тыс. семей;
расселение до 2025 года 32 тыс. кв. метров аварийного жилищного фонда.
Указанные цели соответствуют показателям национальной цели развития Российской Федерации "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенной Указом N 474, включающим целевые показатели: улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. метров в год.
Достижение национальной цели осуществляется посредством реализации мероприятий в рамках:
федеральных проектов "Жилье", "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" и "Чистая вода", входящих в состав национального проекта "Жилье и городская среда";
федеральных проектов "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", "Содействие развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)".
Основными задачами указанных федеральных проектов являются:
совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных ценных бумаг и поэтапного перехода от привлечения денежных средств для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости к другим формам финансирования жилищного строительства, обеспечивающим защиту прав граждан и снижение рисков для них;
модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установления ограничений на использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья, а также развитие индивидуального жилищного строительства;
снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования в сфере жилищного строительства;
обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;