В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 26 июня 2023 года N 459 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Орловской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Орловской области" Правительство Орловской области постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Орловской области от 16 сентября 2019 года N 526 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Образование в Орловской области", изложив приложение в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Губернатор
Орловской области
А.Е.КЛЫЧКОВ
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 16 сентября 2019 г. N 526
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБРАЗОВАНИЕ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Система образования Орловской области в 2023 году представлена преемственностью многоуровневого образования и успешно реализует современные методики и программы. Образовательный процесс начинается с освоения программ дошкольного образования и продолжается получением общего и профессионального, а также предполагает получение дополнительного образования на каждом из этих этапов.
Система дошкольного образования в Орловской области представлена 166 муниципальными дошкольными образовательными организациями и дошкольными группами (отделениями) в 125 общеобразовательных организациях, 1 государственной образовательной организацией - детским домом для детей дошкольного возраста, 1 негосударственным учреждением, 2 индивидуальными предпринимателями, реализующими программу дошкольного образования.
В организациях дошкольного образования обучается 26688 детей, из которых 4662 ребенка в возрасте до 3 лет и 20026 детей в возрасте от 3 лет и старше.
Система общего образования на начало 2023/2024 учебного года представлена 345 общеобразовательными организациями. Из них 321 муниципальная образовательная организация, 11 организаций интернатного типа, 3 государственные образовательные организации, 3 образовательные организации при исправительных учреждениях, 7 негосударственных образовательных организаций. Из общего количества общеобразовательных организаций 29% расположены в городах и поселках городского типа, 71% - в сельской местности. 112 школ, расположенных в сельской местности, являются малокомплектными.
Особое внимание уделяется организации обучения и социальной адаптации детей-инвалидов.
В области функционируют 9 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам: 6 школ-интернатов и 1 школа - для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 школа-интернат - для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, 1 школа-интернат - для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В Орловской области работают 10 центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Целью работы таких центров является своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Служба по оказанию услуг ранней коррекционной помощи помогает частично решать вопросы обеспечения доступности дошкольного образования для детей раннего возраста с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также позволяет решить следующие задачи: обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание комплексной психолого-медико-педагогической консультативной помощи родителям, содействие психофизическому и личностному развитию детей, раннее выявление каких-либо отклонений, повышение компетентности родителей.
В Орловской области обеспечено инклюзивное обучение детей. В настоящее время в общеобразовательных организациях обучается 5702 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, из них 1546 детей-инвалидов. Кроме того, в общеобразовательных организациях, осуществляющих обучение исключительно по адаптированным образовательным программам, проходят обучение 1313 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 236 детей-инвалидов.
В образовательных организациях Орловской области успешно внедрена цифровая образовательная среда, внедрение которой стало возможно благодаря участию в национальном проекте "Образование". В настоящее время 211 образовательных организаций оснащены компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением для использования сервисов федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды. В рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" осуществляет свою деятельность центр цифрового образования детей "IT-куб", в котором реализуются программы, направленные на ускоренное освоение актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий.
Благодаря реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в образовательных организациях Орловской области создано 70 центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" и 138 центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста", что значительно расширило возможности детей, обучающихся в сельской местности и малых городах, для получения качественного образования с применением высокотехнологичного современного оборудования.
В рамках федерального проекта "Современная школа" создан и функционирует на базе общеобразовательной организации детский технопарк "Кванториум", оснащенный высокотехнологичным оборудованием и позволяющий детям получать бесплатное образование по актуальным техническим, инженерным и естественно-научным направлениям, учиться проектной деятельности, командной работе, креативности и критическому мышлению.
С целью развития мотивации детей к познанию и творчеству, содействия их личностному и профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе, приобщения к здоровому образу жизни в Орловской области интенсивно развивается система дополнительного образования детей. Наиболее востребованы естественно-научное, технологическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое и художественное направления.
В настоящее время дополнительное образование детей осуществляется 94 организациями, в которых обучается около 42882 детей в возрасте от 5 до 18 лет. 3877 детей обучаются по программам дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных в сельской местности. На базе 92 образовательных организаций открыты новые места дополнительного образования детей.
Продолжают функционировать созданные в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" детский технопарк "Кванториум", 2 мобильных технопарка "Кванториум", региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Созвездие Орла". Мероприятиями детского технопарка "Кванториум", регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Созвездие Орла" и центра "IT-куб" охвачено около 17000 человек.
Участие в федеральном проекте "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" позволило в 59 образовательных организациях создать условия для занятия физической культурой и спортом, привлечь обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, развить и популяризировать школьный спорт, сформировать творческие и интеллектуальные способности, удовлетворять индивидуальные потребности детей.
Система профессионального образования представлена 18 бюджетными профессиональными образовательными организациями. По программам среднего профессионального образования ежегодно обучаются около 17 тыс. человек.
С 2021 года внедрена и функционирует Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, организационное, методическое, аналитическое сопровождение и мониторинг которой осуществляет региональный модельный центр дополнительного образования детей посредством регионального навигатора дополнительного образования.
Показатель "Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием" составляет 75,4%.
В рамках федерального проекта "Молодые профессионалы" национального проекта "Образование" в Орловской области был создан и осуществляет работу Центр опережающей профессиональной подготовки, основными целями которого являются профессиональная ориентация, опережающая профессиональная подготовка, переподготовка всех категорий граждан в соответствии с изменениями потребности в специалистах и требованиями к осваиваемым компетенциям.
Патриотическое воспитание в образовательных организациях Орловской области осуществляется в соответствии с рабочими программами воспитания, неотъемлемой частью которых является вовлечение обучающихся в патриотическое движение. С целью реализации еженедельного мероприятия по поднятию государственного флага 274 общеобразовательные организации региона оснащены государственными символами Российской Федерации. В 146 общеобразовательных организациях введена должность "Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями".
Педагогический состав, осуществляющий образовательную деятельность по программам дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, регулярно повышает свою квалификацию, проходя обучение на дистанционной платформе Министерства просвещения Российской Федерации, а также в очном формате на базе бюджетного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" и других образовательных организаций.
С 2020 года в Орловской области успешно реализуется программа "Земский учитель". В школах области осуществляют образовательную деятельность 50 земских учителей (математики, физики, русского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществознания, биологии, химии, начальных классов, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры, информатики).
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Орловской области "Образование в Орловской области" (далее также - государственная программа) отражены в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента РФ N 474), указе Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года и от 21 апреля 2021 года, постановлении Орловского областного Совета народных депутатов от 21 декабря 2018 года N 31/823-ОС "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2035 года".
К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации государственной программы относятся сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства.
На решение задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов, направлены цели государственной программы до 2029 года:
1) обеспечение высокого качества и доступности образования в условиях меняющихся запросов населения и перспективных задач развития общества и экономики государства;
2) воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций Орловской области.
Государственной программой поставлены следующие задачи для достижения:
национальной цели "возможности для самореализации и развития талантов" - обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, обеспечение возможности для педагогических работников профессионального развития на протяжении всей профессиональной деятельности, организация комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, создание и внедрение в общеобразовательных организациях цифровой образовательной среды, создание и функционирование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, продвижение русского языка как основы культурного и образовательного единства народов Российской Федерации;
национальной цели "сохранение населения, здоровье и благополучие людей" - создание условий, способствующих полноценному воспитанию и развитию каждого обучающегося, осваивающего образовательные программы общего образования (включая воспитание культуры питания, поддержание здоровья школьников, их физического и умственного развития, способности к эффективному обучению), обеспечение возможности для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет получать дошкольное образование, обновление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях;
национальной цели "достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" - обеспечение возможности обучающимся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, получить профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда;
национальной цели "цифровая трансформация" - обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования, обеспечение онлайн-сервисами образовательных организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования.
Для достижения цели "обеспечение высокого качества и доступности образования в условиях меняющихся запросов населения и перспективных задач развития общества и экономики государства" государственной программы решаются задачи: