В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 26 июня 2023 года N 459 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Орловской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Орловской области" Правительство Орловской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Орловской области от 2 октября 2019 года N 556 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Социальная поддержка граждан в Орловской области" следующие изменения:
1) в преамбуле слова "постановлением Правительства Орловской области от 23 июля 2012 года N 255 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Орловской области и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Орловской области" заменить словами "постановлением Правительства Орловской области от 26 июня 2023 года N 459 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Орловской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Орловской области";
2) в пункте 3 слова "мероприятий" исключить;
3) приложение изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Губернатор
Орловской области
А.Е.КЛЫЧКОВ
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 2 октября 2019 г. N 556
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
1.1. Оценка текущего состояния сферы социального обслуживания населения Орловской области, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы социального обслуживания населения
В Российской Федерации приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан.
Система социальной поддержки граждан основана на оценке нуждаемости в мерах социальной поддержки различных категорий граждан и максимально направлена на улучшение качества их жизни и материального положения.
Предоставление гражданам в денежной форме мер социальной поддержки является одним из источников обеспечения денежных доходов населения.
Современную систему социальной поддержки и социального обслуживания граждан в Орловской области характеризуют следующие важнейшие тенденции и показатели:
1. Распределение полномочий между Российской Федерацией и Орловской областью, между различными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Региональные нормативные правовые акты направлены на обеспечение отдельных категорий граждан гарантированными государством правовыми, экономическими, организационными и иными мерами, объединенными единой системой в виде социальной поддержки населения.
2. Преимущественно заявительный принцип предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг гражданам, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в учреждение социальной защиты населения или социального обслуживания за предоставлением мер социальной поддержки или услуг.
3. Дифференциация подходов к предоставлению мер социальной поддержки граждан, учитывающая особенности контингентов получателей, в том числе:
а) адресный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам (семьям) независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности предоставляются с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества) - путем предоставления государственной социальной помощи, субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг и др.;
б) профессиональный подход, при котором меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям граждан в связи с особыми условиями, ограничениями и рисками осуществления профессиональной деятельности (госслужащие, врачи-фтизиатры, спортсмены и тренеры и др.);
в) категориальный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам предоставляются:
в связи с последствиями политических репрессий и др.;
в связи с попаданием в трудную жизненную ситуацию - малообеспеченностью, инвалидностью, сиротством, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних.
4. Дифференциация сроков и периодичности предоставления мер социальной поддержки и услуг - постоянная, на определенный срок либо разовая.
Важнейшей характеристикой современной системы социальной поддержки населения в Орловской области является значительное количество категорий и число граждан, которым меры социальной поддержки предоставляются в денежной форме.
Население Орловской области своевременно и в полном объеме обеспечивается мерами социальной поддержки.
Единовременные, ежегодные, ежемесячные выплаты и компенсации в 2023 году получили свыше 270 тыс. человек из числа ветеранов, инвалидов, малоимущих граждан, семей с детьми и др. социально значимых категорий.
Актуальной мерой социальной поддержки, предоставляемой гражданам в качестве помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг, по-прежнему являются жилищные субсидии, предоставляемые адресно. Данной мерой поддержки пользуются более 5,7 тыс. получателей.
Более 70 тыс. человек (с учетом членов семей) из числа федеральных льготников являются получателями ежемесячной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Наиболее массовой группой получателей регулярных денежных выплат в форме ежемесячных выплат и компенсаций являются региональные льготники, такие как ветераны труда, труженики тыла, лица, имеющие продолжительный стаж работы, жертвы политических репрессий. Граждан данных категорий более 88 тыс. человек.
С 2021 года на территории региона предоставляется государственная социальная помощь на основании социального контракта на условиях софинансирования из федерального бюджета. По итогам 2023 года 54 процента граждан из числа охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, по которым проведена оценка среднедушевого дохода семьи, увеличили свой доход в сравнении с доходом до заключения социального контракта. У 31 процента граждан доход превысил величину прожиточного минимума.
Важное значение для увеличения рождаемости в регионе имеет финансовая поддержка семей при рождении детей. В Орловской области действует комплекс региональных мер социальной поддержки семей с детьми:
1) с 1 мая 2022 года обеспечивается предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде набора принадлежностей для ухода за новорожденным ребенком "Подарок новорожденному" либо единовременной денежной выплаты на приобретение принадлежностей для ухода за новорожденным ребенком в размере 5 тысяч рублей;
2) семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Орловской области, предоставлено право на пособие на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося в общеобразовательной организации, расположенной на территории Российской Федерации, - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет);
3) особое внимание в регионе уделяется многодетным семьям, реализуется целый комплекс мер, направленных на повышение престижа многодетной семьи, - это финансовые и нефинансовые меры поддержки.
Всего детские пособия получают 19,9 тыс. семей на 39,9 тыс. детей.
На постоянной основе проводится аудит действующих мер поддержки семей с детьми с точки зрения их достаточности, условий получения, доступности и удобства обращения за назначением мер. По итогам аудита проводится актуализация комплекса мер поддержки семей с детьми.
5. Социальный и экономический эффект социального обслуживания на дому. Приоритетность надомной формы обслуживания граждан, позволяющей поддерживать их функциональность, социальные связи в привычной, благоприятной среде.
6. Ориентированность стационарного социального обслуживания (в случаях, когда семейные формы ухода недостаточны и/или невозможны в силу различных причин) на создание максимально комфортных и безопасных условий оказания помощи гражданам, нуждающимся в постороннем уходе.
Организацию предоставления социальных услуг населению осуществляет 57 бюджетных учреждений (комплексные центры социального обслуживания, дома-интернаты и психоневрологические интернаты, социально-реабилитационные центры).
Система социального обслуживания семьи и детей развивается в соответствии с такими направлениями, как:
совершенствование системы социального обслуживания семьи, обеспечивающей сохранение в ней ребенка;
комплексная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов направлено на продление периода самостоятельной здоровой жизни в привычном социальном окружении.
На территории Орловской области функционирует 15 бюджетных стационарных учреждений, а также 11 домов ветеранов, входящих в структуру центров социального обслуживания населения Орловской области, подведомственных Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, которые полностью обеспечивают потребность получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
В настоящее время в домах-интернатах и домах ветеранов для престарелых и инвалидов проживает около 2,0 тысячи получателей социальных услуг, 80% из которых составляют инвалиды с различной степенью утраты трудоспособности. Более трети из них лишены возможности самостоятельно передвигаться и требуют постоянного постороннего ухода, а также проведения реабилитационно-восстановительных процедур. Такие процедуры оказываются в отделениях милосердия, функционирующих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в том числе в психоневрологических интернатах.
С учетом соблюдения требований санитарно-эпидемиологического режима проводятся досуговые мероприятия, отмечаются праздники, организовываются экскурсионные поездки.
В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 19 февраля 2022 года N 66 "О комплексных мерах по оказанию содействия в социально-бытовом устройстве гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, вынужденно покинувшим жилые помещения и находящимся в пунктах временного размещения на территории Орловской области" в центрах социальной профилактики и реабилитации инвалидов "Березка" и "Солнышко" развернуты пункты временного размещения граждан Российской Федерации, Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Орловской области в экстренном массовом порядке (далее - ПВР), на 50 мест в каждом учреждении.
Приняты исчерпывающие меры по социально-бытовому обустройству граждан, находящихся в ПВР, в том числе все проживающие обеспечены полноценным горячим питанием, предметами первой необходимости, средствами защиты и гигиены, лекарственными препаратами. Регулярно поступает гуманитарная помощь, организовано медицинское сопровождение и охрана. При необходимости жители Украины направляются в медицинские организации для оказания им медицинской помощи. Обеспечено взаимодействие с региональным волонтерским Центром по оперативному обеспечению потребностей проживающих.