Стратегические приоритеты и оценка текущего состояния государственной программы Пензенской области "Региональная и государственная национальная политика, развитие гражданского общества в Пензенской области"
Государственная программа Пензенской области "Региональная и государственная национальная политика, развитие гражданского общества в Пензенской области" (далее - государственная программа) реализуется в рамках двух основных направлений стратегического развития Пензенской области, определенных Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года, утвержденной Законом Пензенской области от 15.05.2019 N 3323-ЗПО "О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года": "Пензенская область - территория комфортного проживания" и "Пензенская область - территория образования, культуры и туризма".
В Пензенской области на 1 декабря 2023 года зарегистрировано 1756 некоммерческих организаций.
Ежегодно, учитывая высокие достижения пензенских некоммерческих организаций, Правительство Пензенской области проводит конкурсные отборы проектов социальных инициатив, увеличивает число видов и форм поддержки.
В 2022 году в рамках государственной программы гранты в форме субсидии из бюджета Пензенской области на реализацию проектов социальных инициатив получили 27 СО НКО на общую сумму 17,3 млн рублей, из которых 9 млн рублей - софинансирование Фонда президентских грантов.
В Пензенской области действует порядок целевого бюджетного субсидирования отдельных общественных организаций и иных некоммерческих организаций. В 2023 году выделено 37,5 млн рублей.
В целях организации диалога органов власти Пензенской области с институтами гражданского общества при исполнительных органах Пензенской области созданы и функционируют общественные советы, также при Правительстве Пензенской области создан Совет по развитию институтов гражданского общества. В состав советов входят представители социально ориентированных некоммерческих организаций, общественных объединений, религиозных объединений, образовательных организаций, средств массовой информации. На заседаниях созданных общественных советов рассматриваются проекты нормативных правовых актов, итоги реализации проектов, курируемых органами исполнительной власти региона, проблемные вопросы в рамках компетенции исполнительных органов, иные вопросы социально-экономического, духовно-нравственного развития области.
Общественная палата Пензенской области ежегодно проводит мониторинг эффективности деятельности общественных советов при исполнительных органах государственной власти региона. Мониторинг позволяет проследить основные направления деятельности общественных советов, а также эффективность сотрудничества исполнительных органов области с институтами гражданского общества.
Ежеквартально Общественная палата региона проводит круглые столы на социально значимые темы. К участию в мероприятиях приглашается широкий круг лиц: представители Законодательного Собрания Пензенской области, исполнительных органов Пензенской области, администрации города Пензы, прокуратуры региона, общественных советов при исполнительных органах Пензенской области, Общественной палаты региона, социально ориентированных некоммерческих организаций, представители общественности и СМИ. По итогам круглых столов разрабатываются рекомендации, которые направляются в исполнительные органы Пензенской области и заинтересованные организации.
Исторически Пензенская область является многонациональным регионом. По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на территории области зафиксировано проживание представителей более 100 национальностей.
В Пензенской области по состоянию на 15 декабря 2023 года зарегистрированы и осуществляют деятельность 27 этнокультурных организаций, в том числе 15 национально-культурных автономий, 5 из которых регионального уровня, 10 - местного. Они представляют 10 различных этнических общин пензенского края.
На сегодняшний день в Пензенской области действуют 579 религиозных организаций различных конфессий.
В Пензенской области утверждены все необходимые стратегические и плановые документы, определяющие основные направления деятельности по сохранению межнационального и межконфессионального мира и согласия, которые своевременно актуализируются и дополняются в соответствии с целями и задачами Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации.
В регионе выстроена многоуровневая система мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений.
Во всех муниципальных районах и городских округах обеспечен доступ к государственной информационной системе мониторинга ФАДН России сотрудникам, курирующим вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений. На постоянной основе обеспечено взаимодействие с Ситуационным центром ФАДН России.