ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2023 года N 625


О внесении изменения в Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26 ноября 2019 года N 392 "О государственной программе "Развитие лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания"



Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:


1. Внести в Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26 ноября 2019 года N 392 "О государственной программе "Развитие лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания" изменение, изложив государственную программу "Развитие лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания", утвержденную Постановлением, в редакции приложения к настоящему Постановлению.


2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Б.ДЖАНАЕВ



Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 29 декабря 2023 г. N 625



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 24 ноября 2019 г. N 392



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ"



1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания в сфере лесного хозяйства


Государственная программа "Развитие лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания" (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 3 августа 2023 года N 330 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации государственных программ Республики Северная Осетия-Алания".


Программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, ресурсного, кадрового и научно-технического обеспечения, механизмы реализации мероприятий Программы и показатели оценки их результативности.


Реализация Программы направлена на формирование условий социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания в части инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.


Леса являются одним из возобновляемых природных ресурсов, удовлетворяющим потребности промышленности, общества и выполняющим важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.


Лесное хозяйство в Российской Федерации продолжает во многом оставаться отсталой отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с использованием современных научно-технических достижений.


В лесном хозяйстве Республики Северная Осетия-Алания также накопились системные проблемы, решение которых требует межведомственного взаимодействия, согласованных усилий органов государственной власти разного уровня на основе целевых установок и вытекающих из них задач.


Низкий уровень использования лесов на территории республики является одной из проблем для организации комплексного освоения лесов.


Потерь лесных ресурсов от вредителей и болезней не отмечено в связи с тем, что гибель лесных насаждений не наблюдается уже несколько лет. Основными факторами, вызывающими ослабление лесных насаждений, являются неблагоприятные почвенно-климатические воздействия (затопление, ветровалы, снеголомы).


Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы государственного лесного надзора на региональном уровне. Несвоевременное принятие оперативных мер по усилению системы государственного лесного надзора, государственного пожарного надзора в лесах приведет к значительному увеличению количества случаев нарушения требований лесного законодательства и объемов незаконных рубок лесных насаждений.


Снижение объемов лесовосстановления может принести реальную угрозу потенциалу будущих лесов, значительно ухудшить возможность повышения устойчивости лесных насаждений. В связи с этим объем лесовосстановления (искусственное лесовосстановление, комбинированное лесовосстановление, содействие естественному лесовосстановлению) в лесном фонде на территории республики поддерживается в стабильном состоянии и составляет 146 га ежегодно.


Доля лесных культур, создаваемых посадочным материалом, выращенным из улучшенных семян лесных растений, в Республике Северная Осетия-Алания составляет около 41,71 процента от созданных. Ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом в значительной мере усугубляется состоянием технологической инфраструктуры. Без коренного изменения традиционных подходов к лесовосстановлению тенденция к дальнейшему ухудшению качества воспроизводимых лесов усилится.


К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся также недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве.


Организация использования лесов, проектирование их освоения сдерживаются отсутствием актуализированной информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках в государственном лесном реестре. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие государственного лесного реестра в целях актуализации его содержания и своевременного внесения в него изменений, связанных с использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, а также обеспечить доступ к данным лесного реестра органам государственной власти, лесопользователям, заинтересованным организациям и гражданам.


Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров и остается низким уровень оплаты труда, а также ухудшается ситуация в профессиональной и квалификационной подготовке специалистов.


Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой государственной программы по интенсификации всех направлений ведения лесного хозяйства, а также подъема его на более высокий организационный, технологический и технический уровень, обеспечения непрерывного, многоцелевого и неистощительного использования лесов на основе современных научных разработок и инновационных достижений в сфере лесных технологий.



2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы


Основными приоритетами в сфере реализации Программы определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства:


создание системы воспроизводства лесного фонда;


улучшение породного состава лесных насаждений, сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.


Приоритетным так же является направление охраны лесов в части планирования и проведения совместных и (или) взаимосвязанных (согласованных) мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение возникновения негативных ситуаций в лесной сфере, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, экологии Республики Северная Осетия-Алания, а также объектам экономики.


Основными факторами возникновения системных проблем в сфере лесного хозяйства республики являются:


недостаточная точность учета лесных ресурсов;


недостаточная эффективность федерального государственного лесного надзора на региональном уровне;


плохо развитая инфраструктура, в том числе дорожная, в лесах;


недостаточный уровень материально-технического, научного и кадрового обеспечения (около четверти специалистов не имеют профильного лесохозяйственного образования, что вызвано низким уровнем оплаты труда, а также низким престижем лесных профессий).


Целями настоящей Программы являются:


сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок;


создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля над использованием и воспроизводством лесов;


обеспечение воспроизводства лесов на уровне не менее 100 процентов объема вырубленных и погибших лесов;


повышение эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, обеспечение кадрового развития лесного хозяйства, а также обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей республики.



3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере лесного хозяйства и государственного управления Республики Северная Осетия-Алания


В рамках настоящей Программы предусматривается решение следующих задач:


повышение эффективности управления лесным сектором;


повышение доходности бюджетной системы Российской Федерации от использования лесов и совершенствование системы финансирования лесного хозяйства;


интенсификация использования и воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений;


повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредителей, болезней и других неблагоприятных факторов, а также от нелегальных рубок;


повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;


сохранение экологического потенциала лесов;


повышение ответственности лиц, использующих леса, за многоцелевое, рациональное, непрерывное и неистощительное использование лесов;


повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного сектора экономики;


формирование условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений.


Способом эффективного решения задач настоящей Программы является своевременное и полноценное обеспечение достижения ожидаемых эффектов в рамках ее структурных элементов по направлениям (подпрограммам) "Охрана и защита лесов", "Использование лесов", "Сохранение лесов", "Воспроизводство лесов" обеспечивающим достижение показателей (индикаторов) Программы и ее структурных элементов.



4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями


В соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", одной из целей национального проекта "Экология" является сохранение биологического разнообразия. Условием эффективного достижения указанной цели является решение задачи по сохранению лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.


В соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", для обеспечения достижения национальной цели развития "Комфортная и безопасная среда для жизни" федеральный проект "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" дополнен общественно значимым результатом "Сохранение лесов страны в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для жителей Российской Федерации", направленным в том числе на устойчивое развитие экологической и природоохранной деятельности на территории страны.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»