АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2023 года N 916-п


О внесении изменения в постановление Правительства Волгоградской области от 04 декабря 2013 г. N 686-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Охрана окружающей среды на территории Волгоградской области"

(с изменениями на 26 апреля 2024 года)

(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 26.04.2024 N 293-п)




Администрация Волгоградской области постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Волгоградской области от 04 декабря 2013 г. N 686-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Охрана окружающей среды на территории Волгоградской области" изменение, изложив государственную программу Волгоградской области "Охрана окружающей среды на территории Волгоградской области", утвержденную названным постановлением, в новой редакции согласно приложению.


2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2024 г. и подлежит официальному опубликованию.



И.о. Губернатора
Волгоградской области
Е.А.ХАРИЧКИН



Приложение
к постановлению
Администрации
Волгоградской области
от 27 декабря 2023 г. N 916-п



"Утверждена
постановлением
Правительства
Волгоградской области
от 04 декабря 2013 г. N 686-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 26.04.2024 N 293-п)




Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Волгоградской области "Охрана окружающей среды на территории Волгоградской области"



1. Оценка текущего состояния сферы охраны окружающей среды и экологической безопасности в Волгоградской области


Волгоградская область - уникальный по природным условиям и важнейший по своей хозяйственной специализации регион юга России. Благодаря особенностям географического положения на ее территории представлен широкий спектр экосистем Волго-Донского и Волго-Уральского междуречий: проходят границы крупных мировых бассейнов, глобальных влагооборотов, физико-географических стран, зон и провинций. К узкому Волго-Донскому перешейку "стянуты" границы семи природных районов.


В настоящее время в мире происходит интенсивное уничтожение природных экосистем и исчезновение видов живых организмов. Волгоградская область не является исключением. Потеря биологического разнообразия происходит в результате воздействия комплекса антропогенных факторов различной формы и происхождения. В Волгоградской области в результате воздействия антропогенных факторов существенно меняются экосистемы и происходит сокращение численности особей отдельных видов растений и животных. Так, в качестве примера можно привести воздействие зарегулирования реки Волги на популяции некоторых ценных видов рыб: шип (Acipenser nudiventris), стерлядь (Acipenser ruthenus), волжская сельдь (Alosa kessleri volgensis), белорыбица (Stenodus leusichthys).


Кроме того, несмотря на имеющиеся разработки, научные исследования и практически реализованные мероприятия, в Волгоградской области не полностью осуществлен учет всех имеющихся экосистем, мест обитаний и представителей видов растений и животных.


Наиболее эффективной формой сохранения природных комплексов и биологического разнообразия является организация особо охраняемых природных территорий. Оздоровление и воспроизводство нарушенных экосистем, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, формирование региональной сети особо охраняемых природных территорий являются важнейшими задачами, установленными Стратегией социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 28 декабря 2021 г. N 134-ОД (далее именуется - Стратегия социально-экономического развития). Во исполнение указанных задач необходимо принимать меры по сохранению и развитию сети особо охраняемых природных территорий, для чего целесообразно минимизировать воздействие на особо охраняемые природные территории различных форм хозяйственной деятельности, провести комплекс мер по охране и благоустройству особо охраняемых природных территорий, обеспечить сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях.


В настоящее время актуальность проблем экологического просвещения населения приобретает особое значение. Переход региона к модели устойчивого развития немыслим без переоценки ценностей, взглядов, поведения различных групп населения по отношению к природе.


Экологическая ситуация на территории Волгоградской области характеризуется рядом негативных процессов. Качество атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв Волгограда и г. Волжского по ряду веществ-загрязнителей не соответствует санитарно-экологическим требованиям. В зонах техногенного воздействия возрастает риск поступления ряда экотоксикантов (в особенности тяжелых металлов) в сельскохозяйственные продукты (зерно, молоко, мясо и другое) и далее в организм человека.


Необходимо отметить, что уровень загрязнения атмосферы по показателю ИЗА (индекс загрязнения атмосферы) в 2022 году в Волгограде характеризовался как "высокий", а в г. Волжском - как "повышенный".


На уровень загрязнения окружающей среды влияет состояние и эффективность использования хозяйствующими субъектами природоохранного оборудования, а также выполнение природоохранных мероприятий, снижающих негативное влияние на окружающую среду.


Предотвращение подобной ситуации и устранение негативных последствий настоятельно требуют конкретных мероприятий, среди которых - получение объективной оперативной информации о состоянии окружающей среды, совершенствование системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и соответственно развития наблюдательной сети, входящей в ее состав.


Другой угрозой экологической безопасности на территории Волгоградской области является проблема накопления твердых коммунальных отходов (далее именуются - ТКО) на местах с недостаточной защитой объектов охраны окружающей природной среды. Основной причиной данного факта является необеспеченность муниципальных районов и городских округов Волгоградской области достаточным количеством объектов размещения ТКО. На территории Волгоградской области мощностями по организованному размещению ТКО обеспечены лишь городские округа город-герой Волгоград, город Волжский, город Камышин и прилегающие к ним муниципальные районы Волгоградской области. Остальная значительная доля ТКО размещается на несанкционированных объектах.


Одной из важных отраслей народного хозяйства Российской Федерации является охотничье хозяйство, представляющее собой сферу деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в этой сфере.


Общая площадь охотничьих угодий Волгоградской области составляет 9649,18 тыс. гектаров (85,5 процента от территории Волгоградской области).


На территории региона действуют семь государственных охотничьих заказников регионального значения Волгоградской области: "Задонский", "Куланинский", "Кумылженский", "Лещевский", "Ольховский", "Раздорский", "Чернополянский" и один государственный зоологический заказник регионального значения "Дрофиный".


Площадь охотничьих угодий, закрепленных за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, составляет 7710,34 тыс. гектаров. Они предоставлены в пользование 52 юридическим лицам и 7 индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют деятельность в 94 охотничьих угодьях.


Общедоступные охотничьи угодья составляют 20,09 процента охотничьих угодий региона.


Современное охотничье хозяйство ведется в условиях интенсивного изменения охотничьих угодий: строятся и расширяются населенные пункты, расширяется сеть дорог, увеличиваются площади возделываемых полей, интенсивно используются лесной и водный фонды, ведется массовый выпас домашнего скота на территории охотничьих угодий, растет уровень посещаемости населением охотничьих угодий в хозяйственных и рекреационных целях, пожарами выжигаются естественные места обитания диких зверей и птиц. Все это создает высокий уровень лимитирующих факторов для существования охотничьих ресурсов и требует проведения мероприятий, направленных на их сохранение и воспроизводство.


Леса являются одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование является стратегически важной задачей.


Волгоградская область относится к малолесным регионам Российской Федерации. Средняя лесистость ее территории составляет 4,2 процента. Все леса относятся к защитным лесам.


Основная часть лесов расположена на землях лесного фонда, площадь которых составляет 680,8 тыс. гектаров. Основными лесообразующими породами на территории Волгоградской области являются дуб, сосна, тополь, вяз, ясень. Из общей площади покрытых лесом земель лесного фонда 169,2 тыс. гектаров, или 35,7 процента, составляют лесные культуры.


Важным направлением развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации является увеличение природоресурсного потенциала регионов. Полезные ископаемые обеспечивают возможность экономического развития таких отраслей, как горнодобывающая, перерабатывающая, строительная и другие. В настоящее время минерально-сырьевая база требует серьезного и пристального внимания со стороны государства в части решения задач охраны и рационального использования недр.


Волгоградская область обладает высоким потенциалом для развития минерально-сырьевой базы на основе имеющихся в ее недрах разнообразных общераспространенных полезных ископаемых, используемых в качестве сырья для промышленности и стройматериалов (карбонатные породы, пески и глины различного назначения, песчаники и другое).


Добыча полезных ископаемых в Волгоградской области осуществляется ежегодно с незначительным ростом и составляет около 4 млн. куб. метров в год. В целях обеспечения прироста запасов общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод требуется проводить геологическое изучение и разведку, в связи с чем предусматриваются соответствующие мероприятия государственной программы Волгоградской области "Охрана окружающей среды на территории Волгоградской области" (далее именуется - государственная программа).


Таким образом, основными проблемами в сфере охраны окружающей среды, на решение которых будет направлена реализация государственной программы, являются:


угроза сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты уникальных природных комплексов;


сохранение разрыва между фактической и потенциальной (соответствующей экологической емкости среды обитания) численностью охотничьих ресурсов, отражающего неиспользуемый потенциал развития охотничьего хозяйства;


разрыв между фактической и потенциальной численностью охотничьих ресурсов;


низкий уровень охотничьей культуры и этики, нарушение правил охоты;


сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха урбанизированных территорий и прилегающих районов;


высокий уровень загрязнения почв в зонах техногенного воздействия;


необеспеченность муниципальных районов и городских округов Волгоградской области достаточным количеством объектов инфраструктуры обращения с ТКО;


потеря лесных ресурсов от пожаров, вредителей, болезней и незаконных рубок леса;


недостаточная обеспеченность прироста запасов полезных ископаемых и подземных вод.


Итогом влияния перечисленных проблем является снижение качества жизни населения Волгоградской области и, как следствие, снижение темпов экономического роста региона.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы


Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены национальные цели развития Российской Федерации (далее именуются - национальные цели).


Государственная программа направлена на достижение следующих национальных целей и целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 году:


национальная цель "Комфортная и безопасная среда для жизни", характеризующаяся целевыми показателями "Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое", "Создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза";


национальная цель "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", характеризующаяся целевым показателем "Реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года".


Выбор приоритета, относящегося к сфере реализации государственной программы, определен Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., Стратегией социально-экономического развития.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»