Финансовая грамотность является необходимой компетенцией 21 века, которой должен обладать каждый человек. Поэтому так важно осуществлять работу по формированию у граждан знаний, позволяющих им принимать грамотные финансовые решения, своевременно определять признаки финансового мошенничества и противодействовать его распространению, а также понимать специфику функционирования сферы общественных финансов.
Вопросы повышения финансовой грамотности как важнейшего фактора развития страны, финансового потенциала домашних хозяйств и, следовательно, повышения качества жизни населения рассматриваются на государственном уровне уже более 15 лет.
В период 2017 - 2023 годов совместными действиями Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти удалось добиться заметных успехов в сфере повышения финансовой грамотности. Одним из значимых результатов следует считать включение элементов финансовой грамотности в федеральные государственные образовательные стандарты на всех уровнях образования (финансовая грамотность преподается в 98 процентах общеобразовательных организаций и 96 процентах профессиональных образовательных организаций с охватом 78 процентов учащихся и 69 процентов студентов соответственно).
Результаты проведенного в 2022 году по заказу Центрального банка Российской Федерации исследования свидетельствуют о том, что уровень финансовой грамотности граждан страны в целом вырос. Улучшилось понимание россиянами сути таких понятий, как "ссудный процент" (увеличение доли правильных ответов с 68 процентов в 2017 году до 75 процентов в 2022 году) и "инфляция" (увеличение доли правильных ответов с 78 процентов в 2017 году до 81 процента в 2022 году), усилилось осознание ответственности в отношении долгового поведения (увеличение доли правильных ответов с 65 процентов в 2017 году до 69 процентов в 2022 году), повысилась информированность об организациях, защищающих права пользователей финансовых услуг (увеличение доли правильных ответов с 38 процентов в 2017 году до 51 процента в 2022 году).
Финансовое поведение граждан в отдельных аспектах стало более устойчивым и осознанным. Выросли доли опрошенных граждан:
- имеющих денежный запас на непредвиденный случай (с 37 процентов в 2017 году до 47 процентов в 2022 году);
- самостоятельно принимающих финансовые решения (с 38 процентов в 2017 году до 51 процента в 2022 году);
- распределяющих свои доходы так, чтобы их хватало на текущие расходы (с 54 процентов в 2017 году до 62 процентов в 2022 году).
Для работы по популяризации финансовой грамотности активно использовались онлайн-форматы взаимодействия (марафоны, онлайн-фестивали). Это позволило расширить географический охват и увеличить аудиторию слушателей. Для медийного продвижения информационных материалов по финансовой грамотности основные участники реализации Стратегии развивали интернет-сайты, социальные сети, онлайн-приложения, активно привлекали и вовлекали прессу. Так, двумя ключевыми информационно-просветительскими порталами по финансовой грамотности стали "Финансовая культура" (fincult.info) и моифинансы.рф вместе с его предшественником вашифинансы.рф.
Вместе с тем достигнутые результаты не в полной мере отвечают целям формирования устойчивых моделей финансового поведения. Значительное количество граждан не строит долгосрочные планы (75 процентов), не формирует сбережения в значимых объемах (53 процента). Необходимы повышение информированности граждан об инструментах финансового рынка и формирование навыков осознанного (рационального) выбора этих инструментов.
Необходимо также учитывать, что быстрое развитие цифровых технологий существенно изменило традиционные подходы к оказанию финансовых услуг, повысило требования к финансовой киберграмотности, под которой понимаются основные знания, умения и навыки граждан в области безопасного пользования цифровыми финансовыми технологиями.
В рамках реализации Стратегии ставится задача перехода от финансовой грамотности как набора знаний, умений и навыков к финансовой культуре, которая включает в себя ценности, установки и поведенческие практики, определяет качество использования гражданами финансовой грамотности. Для этого необходимо целенаправленное воздействие на все компоненты финансовой культуры через различные каналы коммуникации и соответствующих субъектов - государство, образовательные организации, финансовые организации, бизнес, креативные индустрии, добровольцев (волонтеров), семью, гражданское общество.
В процессе формирования финансовой культуры необходимо учитывать и факторы, связанные с самой природой человека, когнитивные и эмоциональные механизмы финансового поведения, которые приводят к ошибкам и нерациональным действиям. Поэтому повышение уровня финансовой культуры должно включать в себя не только финансовое просвещение, но и обучение людей общим навыкам принятия решений в условиях неопределенности и с учетом когнитивных искажений.
В Приморском крае в период действия региональной программы "Повышение финансовой грамотности в Приморском крае на 2021 - 2023 годы", утвержденной распоряжением Правительства Приморского края от 30 декабря 2020 года N 637-рп "Об утверждении региональной программы "Повышение финансовой грамотности в Приморском крае на 2021 - 2023 годы" (далее - региональная программа N 637-рп), удалось заложить крепкий фундамент для изучения основ финансовой грамотности. Растет число образовательных организаций, активно внедряющих элементы финансовой грамотности в педагогическую практику. На регулярной основе проводятся мероприятия для педагогического сообщества, оказывается консультационная поддержка.