Деятельность жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области характеризуется недостаточно высоким качеством предоставляемых коммунальных услуг, неэффективным использованием топливных и энергетических ресурсов.
Проблема кризисного состояния объектов и сетей Ивановской области, неэффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством (далее - ЖКХ) требует безотлагательных преобразований и новых решений. Кризисное состояние ЖКХ обусловлено его дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов. Износ объектов коммунальной инфраструктуры составляет порядка 73%. Сохраняющийся высокий уровень износа основных фондов на предприятиях ЖКХ Ивановской области обуславливает стабильное число возникающих аварийных ситуаций. В 2020 - 2021 годах количество аварийных ситуаций на муниципальных объектах ЖКХ, для ликвидации которых были предоставлены материально-технические ресурсы, составило 30 единиц в 2020 году, 23 единицы в 2021 году.
Причинами наличия нерешенных проблем в ЖКХ Ивановской области являются:
высокий уровень износа объектов и систем коммунальной инфраструктуры, их технологическая отсталость;
существующие системы водоснабжения и водоотведения не обеспечивают надлежащего качества очистки и обеззараживания подаваемой питьевой воды и отводимых сточных вод;
низкая эффективность использования бюджетных средств;
недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального хозяйства;
отсутствие привлечения средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры.
При этом экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги ежегодно увеличиваются под воздействием объективных факторов: роста цен на топливно-энергетические ресурсы, инфляционных процессов, снижения объемов выработки и реализации коммунальных ресурсов. Рост тарифов на коммунальные услуги для населения Ивановской области ограничен индексом роста платы граждан, ежегодно утверждаемым Правительством Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации. В целях соблюдения установленного индекса роста платы граждан в Ивановской области возмещение недополученных доходов теплоснабжающих организаций, организаций водопроводно-канализационного хозяйства и организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, возникающих в результате установления льготных тарифов, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Законодательное регулирование льготной тарификации коммунальных ресурсов на уровне субъекта Российской Федерации установлено законами Ивановской области от 05.06.2015 N 52-ОЗ "О льготных тарифах на водоснабжение и водоотведение на территории Ивановской области", от 09.12.2014 N 103-ОЗ "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ивановской области", принятыми в соответствии с федеральными законами от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В целях обеспечения бесперебойного снабжения населения коммунальными услугами в Ивановской области введена практика формирования запасов материально-технических ресурсов.
С 2018 года на территории Ивановской области реализуется региональный проект "Чистая вода", в рамках которого на конец 2022 года завершено строительство следующих объектов:
станция обезжелезивания в г. Приволжск;