(с изменениями на 8 июля 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 29.04.2024 N 173-пп, от 08.07.2024 N 295-пп)
В целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", постановлений Правительства Белгородской области от 25 сентября 2023 года N 540-пп "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Белгородской области", от 23 октября 2023 года N 591-пп "Об утверждении перечня государственных программ Белгородской области" Правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Белгородской области "Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области" (далее - Программа, прилагается).
2. Министерству автомобильных дорог и транспорта Белгородской области (Евтушенко С.В.) обеспечить реализацию мероприятий Программы.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Белгородской области при разработке муниципальных программ учитывать положения Программы.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года N 440-пп "Об утверждении государственной программы Белгородской области "Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Белгородской области Базарова В.В.
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 12 апреля начиная с 2025 года, об исполнении - к 12 апреля 2031 года.
6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Губернатор Белгородской области
В.В.ГЛАДКОВ
Утверждена
постановлением
Правительства Белгородской области
от 18 декабря 2023 г. N 730-пп
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ И ДОРОЖНОЙ СЕТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 29.04.2024 N 173-пп, от 08.07.2024 N 295-пп)
Белгородская область обладает развитой сетью внешних транспортных коммуникаций. По территории области проходят дороги федерального, регионального, межмуниципального и местного значения, соединяющие транспортные магистрали южной и центральной России с северными и восточными регионами.
Белгородская область находится в районе высокой плотности прохождения разнонаправленных международных коридоров.
Основные маршруты международных коридоров дополняются межрегиональными связями - электрифицированной двухпутной железной дорогой (Москва - Тула - Курск - Белгород - Харьков), федеральными автомобильными дорогами, а также железными дорогами различных локальных направлений.
В Белгородской области на пересечении магистральных железных дорог с основными территориальными автодорогами сформированы два крупных транспортных узла - Белгородский и Валуйский.
Железнодорожные ветки имеют меридиональное направление, связывают вертикально расположенные населенные пункты области (Юго-Восточная железная дорога). При стабильной геополитической ситуации в зимний период через Белгородскую область проходило 25 пар поездов дальнего следования в сутки, большинство из которых следовали на территорию Украины или через территорию Украины на юг России и в обратном направлении. В летний период это количество возрастало до 70 и более пар поездов в сутки. С 2014 года транзитные потоки на переходах через границу с Украиной значительно снизились, при этом территория области остается важным направлением для грузовых связей Украины и Европы с Казахстаном и странами Средней Азии и далее по Транссибирской железнодорожной магистрали по маршруту TSR2 (через г. Валуйки).
Четыре района области - Вейделевский, Корочанский, Красненский и Ровеньский не обслуживаются железнодорожным транспортом.
В структуре грузоперевозок наибольшую долю занимает железная руда, металлические изделия, зерно. Максимальный вклад в объем грузоперевозок вносят предприятия горнодобывающей промышленности - Лебединский и Стойленский горно-обогатительные комбинаты.
На начало 2022 года в области действовало 4 грузопассажирских железнодорожных и 2 грузовых железнодорожных пункта пропуска через государственную границу.
Международный аэропорт Белгород является современным транспортным узлом. Пропускная способность аэропорта - до 450 пассажиров в час. В 2021 году пассажиропоток стал рекордным и составил 583 тыс. человек - это третий показатель среди регионов Центрального федерального округа. Работа аэропорта Белгорода приостановлена с февраля 2022 года.
Структура сети автомобильных дорог Белгородской области наиболее близка к радиально-кольцевой структуре. Так, административным центром является город Белгород, вокруг которого сформировано несколько распределительных полуколец, обеспечивающих распределение транспортных средств в объезд города. От административного центра отходят несколько радиальных автомобильных дорог, обеспечивающих связь административного центра Белгородской области, административных центров муниципальных образований области и субъектов Российской Федерации. Дополнительная связь радиальных магистралей на удалении от распределительных полуколец осуществляется с помощью региональных и межмуниципальных автомобильных дорог. Вблизи административных центров организованы дорожные обходы, благодаря которым транзитные транспортные потоки не попадают в черту населенных пунктов.
На территории Белгородской области проходит несколько участков магистральной федеральной автомобильной трассы М-2 "Крым", а также участок, соединяющий г. Белгород и М-4 "Дон" через г. Алексеевку и г. Россошь, общей протяженностью 451,1 км. Федеральная автомобильная трасса проходит через Ивнянский, Прохоровский, Красногвардейский и Белгородский районы, Яковлевский, Старооскольский, Новооскольский, Губкинский и Алексеевский городские округа: проходит восточнее города Строитель, обходит город Белгород по объездной дороге с запада и далее идет на юго-запад через село Стрелецкое и заканчивается как М-2 "Крым" на государственной границе с Украиной.
Протяженность сети автомобильных дорог в Белгородской области составляет 22 тыс. км, из них порядка 15,2 тыс. км - дороги местного значения, 6,3 тыс. км - дороги регионального или межмуниципального значения, 0,5 тыс. км - дороги федерального значения.
Плотная сеть дорог обеспечила прямые связи с областным центром для всех районных центров области. В большинстве случаев по этим направлениям осуществляются и межрайонные связи. В зону полутора часовой транспортной доступности до основных экономических центров области (г. Белгород или г. Старый Оскол) входит большая часть административных центров муниципальных образований Белгородской области.
Сеть автодорог Белгородской области соответствует высоким стандартам безопасности движения (полное освещение трасс, барьерные ограждения).
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Белгородской области "Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области" (далее - государственная программа) сформированы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" на территории Белгородской области реализуется национальный проект "Безопасные качественные дороги".
Основные приоритеты государственной политики в сфере дорожного хозяйства направлены на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Комфортная и безопасная среда для жизни".
Целевым показателем, характеризующими достижение национальной цели к 2030 году, является обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов.
Долгосрочная стратегическая цель развития заключается в обеспечении транспортной доступности на всей территории Белгородской области и повышении уровня безопасности транспортной инфраструктуры и направлена на выстраивание комфортной системы расселения, что способствует равномерному развитию муниципальных районов Белгородской области.
Транспортная инфраструктура должна обеспечить доступность территорий, безопасность и надежность внутренних и внешних транспортных связей в условиях прогнозируемого роста подвижности населения и объемов пассажирских и грузовых перевозок. Эти задачи требуют развития единой транспортной системы, обеспечивающей взаимодействие индивидуального и пассажирского транспорта общего пользования, улучшение транспортного обслуживания населения, возможность альтернативного выбора потребителем видов транспортного обслуживания.
В государственную программу включены мероприятия, предусмотренные государственными программами Российской Федерации "Развитие транспортной системы" и "Комплексное развитие сельских территорий".
С учетом вышеуказанных долгосрочных приоритетов государственной политики в сфере дорожного хозяйства определена следующая цель государственной программы: сохранение, повышение качества и развитие автомобильных дорог общего пользования.
Для достижения цели государственной программы реализуются следующие мероприятия:
- выполнение работ в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги";
- увеличение пропускной способности и улучшение параметров автомобильных дорог;
- развитие сельских территорий, обеспечение транспортной доступности населенных пунктов;
- обеспечение сохранности дорожной инфраструктуры.
Для повышения конкурентоспособности Белгородской области на макрорегиональном уровне определена долгосрочная задача - формирование и развитие единой агломерационной системы с двумя основными ядрами - Белгородской агломерацией и Старооскольско-Губкинской агломерацией. Для решения данной задачи необходимо сокращение времени доступности между ядрами агломерации на личном транспорте до 1 часа и развитие скоростного автомобильного движения между городами Белгородом и Старым Осколом.
Также отмечается нагрузка на существующую транспортную инфраструктуру, которая возникла вследствие особенностей расселения и доминирующей роли индивидуальной жилищной застройки, сформировавшихся на предыдущем этапе развития региона. Так, с учетом развития Белгородской агломерации по Курскому направлению движение на участке "п. Северный - город Белгород" в часы пик затруднено.
Несмотря на наличие объездной дороги, хорды, необходимым остается развитие дорожной сети Белгородской агломерации.
Одним из приоритетных направлений является развития магистральной транспортной сети городских агломераций, соединение центральной части и левобережной части Белгорода с районом Харьковской горы, микрорайоном "Юго-Западный" и "Новая Жизнь", исключение заторовых явлений в часы пик.
Соответствующие данному направлению стратегические проекты включают:
реконструкцию подъездной дороги от ул. Красноармейская до микрорайона Юго-Западный-2 в городе Белгороде;
строительство транспортной развязки на км 1+200 автомобильной дороги ул. Красноармейская - микрорайон Юго-Западный-2 в городе Белгороде;
строительство автомобильной дороги от микрорайона Новый-2 до ул. Костюкова в городе Белгороде;