В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 10 сентября 2013 года N 359 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Чукотского автономного округа", Правительство Чукотского автономного округа постановляет:
1. Утвердить Государственную программу "Социальная поддержка населения Чукотского автономного округа" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент социальной политики Чукотского автономного округа (Брянцева Л.Н.).
Председатель Правительства
В.Г.КУЗНЕЦОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"
Повышение уровня жизни населения Чукотского автономного округа, повышение качества и доступности социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, ветеранам и инвалидам боевых действий, членам их семей, поддержка и защита материнства и детства - основные направления социальной политики Чукотского автономного округа.
В целом в Чукотском автономном округе в полном объеме обеспечена реализация мер социальной поддержки, установленных федеральным законодательством, и действует широкий спектр региональных мер социальной поддержки, направленных на повышение жизненного уровня как социально незащищенных категорий граждан, так и наиболее заслуженных жителей региона.
Система социальной поддержки граждан основана на оценке нуждаемости в мерах социальной поддержки различных категорий граждан и максимально направлена на улучшение качества их жизни и материального положения. Предоставление гражданам в денежной форме мер социальной поддержки является одним из источников обеспечения денежных доходов населения.
Современную систему социальной поддержки и социального обслуживания граждан в Чукотском автономном округе характеризуют следующие факторы:
1. Распределение полномочий между Российской Федерацией и Чукотским автономным округом, между различными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Региональные нормативные правовые акты направлены на обеспечение отдельным категориям граждан, гарантированных государством правовых, экономических, организационных и иных мер, объединенных единой системой в виде социальной поддержки населения.
2. Преимущественно заявительный принцип предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг гражданам, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в учреждение социального обслуживания населения о предоставлении мер социальной поддержки или услуг.
3. Дифференциация подходов к предоставлению мер социальной поддержки граждан, учитывающая особенности контингентов получателей, в том числе:
а) адресный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам (семьям) независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности предоставляются с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества) - путем предоставления государственной социальной помощи, субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг и др.;
б) категориальный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам предоставляются в связи с попаданием в трудную жизненную ситуацию - малообеспеченностью, инвалидностью, сиротством, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних и др.
4. Дифференциация сроков и периодичности предоставления мер социальной поддержки и услуг - постоянная, на определенный срок либо разовая.
На территории Чукотского автономного округа реализуются мероприятия, направленные на действенную поддержку людей, в силу объективных причин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, создание условий для того, чтобы каждый человек мог самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции для себя и своей семьи.
Все меры социальной поддержки, гарантированные в рамках публичных нормативных обязательств, предоставляются в установленные законодательством сроки и в полном объеме. Всего различными мерами социальной поддержки пользуются более 12 тыс. человек, из них семьи с детьми более 4 тыс. получателей.
Социальная поддержка с учетом особенностей контингентов получателей осуществляется в самых разнообразных формах:
в денежной форме - в виде ежегодных, ежемесячных и разовых денежных выплат, регионального материнского (семейного) капитала, субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсационных и единовременных выплат, выплат, приуроченных к знаменательным датам, адресной помощи в денежной форме;
в форме льгот - внеочередной прием в учреждения социального обслуживания;
в форме услуг - предоставление социальных услуг (в том числе социально-оздоровительных услуг) гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного места жительства и занятий и др.
В целях исключения социального иждивенчества проводится последовательная работа по усилению принципа адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки, в том числе для стимулирования активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации.
Малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам предоставляется государственная социальная помощь в виде денежной выплаты на основании социального контракта. Данный вид государственной социальной помощи направлен на повышение стимулирования активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации, в которую они попали.
С 01.01.2019 в Чукотском автономном округе в рамках национального проекта "Демография" реализуется региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей", направленный на внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей с целью стимулирования рождаемости, создания благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, рождения детей, финансового благополучия семей с детьми. В число мероприятий указанного регионального проекта включены успевшие зарекомендовать себя меры социальной поддержки семей, имеющих детей. К указанным мерам относятся ежемесячная выплата в связи с рождением первого и (или) второго ребенка, ежемесячная денежная выплата в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, предоставление средств регионального материнского (семейного) капитала, меры социальной поддержки многодетных семей, воспитывающих трех и более несовершеннолетних детей.
В целях реализации Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 года N 1298-р, с 1 января 2019 года в регионе осуществляются дополнительные меры, направленные на повышение рождаемости на Дальнем Востоке, в том числе предоставляются единовременные выплаты при рождении первого ребенка, а также региональный материнский (семейный) капитал при рождении 2-го ребенка. В 2022 году 265 семьям предоставлены дополнительные меры, направленные на поддержку рождаемости на Дальнем Востоке. За 10 месяцев 2023 года дополнительными мерами поддержки охвачено 176 семей.
Не менее важным направлением социальной защиты населения является социальное обслуживание.
Оказание услуг населению осуществляют 3 учреждения социального обслуживания:
Государственное казенное учреждение "Чукотский окружной комплексный Центр социального обслуживания населения";
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Анадырский окружной психоневрологический интернат" (далее - ГБУ "АОПНИ");
Государственное казенное учреждение социального обслуживания "Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних".
Предоставление социальных услуг жителям Чукотского автономного округа осуществляется в стационарной, полустационарной формах, а также в форме социального обслуживания на дому. Ежегодно социальные услуги получают около 800 человек.
В рамках реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года N 164-р и федерального проекта "Старшее поколение" с 1 сентября 2023 года Чукотский автономный округ приступил к реализации пилотного проекта по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Планируется охватить 200 получателей.
В рамках регионального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" ежегодно проводится вакцинация против пневмококковой инфекции. В 2023 году проведена вакцинация 4 граждан старше трудоспособного возраста из группы риска, проживающих в стационарной организации социального обслуживания - ГБУ "АОПНИ".
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы определены исходя из задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 года N 400 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р, решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, Стратегией социально-экономического развития Чукотского автономного округа на период до 2030 года, а также региональных проектов: "Финансовая поддержка семей при рождении детей", "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения". К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации Государственной программы отнесены:
повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания;
обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году;
обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам.
На решение задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов, направлены цели Государственной программы до 2030 года:
повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
повышение доступности социального обслуживания для населения.
Реализация Государственной программы направлена на достижение национальной цели "Сохранение населения, здоровья и благополучия людей" путем предоставления адресной и качественной социальной поддержки отдельным категориям нуждающихся граждан с целью сохранения социальной справедливости и стабильности в обществе.
Для достижения цели Государственной программы "Повышение благосостояния граждан и снижение бедности" обеспечивается реализацией следующих задач: