Государственная программа Орловской области "Развитие информационного общества на территории Орловской области" (далее также - государственная программа) определяет содержание и основные направления развития информационного общества в Орловской области.
Развитие и модернизация современной информационной инфраструктуры создадут условия для обеспечения доступности для граждан и юридических лиц государственных услуг на территории Орловской области.
Внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу, государственное управление и бизнес будет оказывать влияние на рост производительности труда и качество жизни населения, повышать эффективность технологических, производственных и управленческих процессов любой отрасли экономики и уровень обороноспособности страны.
Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации в целом и в Орловской области в частности является повышение качества жизни граждан, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Государственная программа Орловской области "Развитие информационного общества на территории Орловской области" разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".
Информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
На территории Орловской области создана развитая инфраструктура оказания услуг связи. Сети фиксированной связи построены на основе волоконно-оптических линий связи. Подвижная радиотелефонная связь стандарта 2G обеспечивается практически на всей территории области, а также вдоль автомобильных дорог федерального и регионального (межмуниципального) значения. Зоны действия сетей мобильной связи стандартов 3G и 4G (LTE), обеспечивающих высокоскоростной доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), охватывают территории городских округов, муниципального округа, муниципальных районов области, а также иных крупных населенных пунктов.
С использованием механизма универсальных услуг связи на основании Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" решается проблема обеспечения доступа жителей сельской местности к современным услугам связи. Универсальные услуги связи на всей территории Российской Федерации оказываются оператором, определенным Правительством Российской Федерации - ПАО "Ростелеком".
В 2015 - 2019 годах оператором универсального обслуживания ПАО "Ростелеком" на территории области созданы точки доступа к сети передачи данных и сети Интернет в 215 населенных пунктах с численностью жителей от 250 до 500 человек. С 2021 года начат второй этап подключения населенных пунктов с численностью жителей от 100 до 500 человек (далее - УЦН 2.0). Количество населенных пунктов, подлежащих подключению к сети Интернет и услугам телефонной связи по УЦН 2.0, уточняется по итогам переписи населения. Населенные пункты, в которых приоритетно будут построенные базовые станции подвижной радиотелефонной связи, определяются по результатам всенародного голосования через ЕПГУ.
В 2024 году операторы связи планируют дальнейшее осуществление инвестиционной деятельности, направленной на обеспечение устойчивого функционирования сетей связи, совершенствование инфраструктуры сетей, обеспечение высокоскоростного фиксированного и беспроводного доступа к сети Интернет, развитие рынка облачных услуг, внедрение новых технологий мобильной связи.
Ожидается, что продолжит убывать количество подключений в сетях 3G в пользу подключений в сетях 4G. При этом количество подключений к сетям 2G ожидаемо снизится в пользу разговоров через сети 4G. Широкое распространение сетей 5G пока не планируется в связи с нерешенными вопросами с предоставлением радиочастотного спектра на федеральном уровне, а также определенными трудностями импортозамещения.
Развитие и модернизация современной инфраструктуры создадут условия для обеспечения доступности услуг электросвязи для всех слоев населения на территории Орловской области, предоставят равные возможности доступа к информационным сетям городскому и сельскому населению, приведут к снижению цифрового неравенства.
Для обеспечения безопасности информации используется программное обеспечение исключительно отечественного производства (средства антивирусной защиты, средства защиты от несанкционированного доступа, средства мониторинга уязвимостей и обеспечения сетевой безопасности).
Органами исполнительной власти специальной компетенции Орловской области, по рекомендации отдела информационной безопасности Администрации Губернатора и Правительства Орловской области, для защиты информации используются программные и программно-аппаратные средства, имеющие сертификаты ФСТЭК России и ФСБ России по безопасности (в том числе подтверждающие отсутствие недекларированных возможностей).