ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2023 года N 1176
О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 25.04.2019 N 259 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области" на 2019 - 2030 годы"
В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Самарской области от 29.09.2023 N 782 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Самарской области" Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 25.04.2019 N 259 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области" на 2019 - 2030 годы" следующие изменения:
в наименовании, пункте 1 слова "на 2019 - 2030 годы" исключить;
пункты 1.1 и 2 признать утратившими силу;
в государственной программе Самарской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области на 2019 - 2030 годы" (далее - Государственная программа):
в наименовании слова "на 2019 - 2030 годы" исключить;
паспорт Государственной программы признать утратившим силу;
текст Государственной программы изложить в следующей редакции:
"Стратегические приоритеты Государственной программы
1. Оценка текущего состояния в сфере реализации
Государственной программы
Самарская область - одна из крупнейших экономически развитых территорий России. Позиционирование Самарской области на межрегиональном и мировом уровне определяется перспективами ее социально-экономического развития и степенью реализации возможностей региона в части формирования привлекательности и эффективного использования ресурсов территории.
Экономическое развитие области в настоящее время представляет собой не столько количественный рост, сколько качественные изменения, при этом основным параметром успешной реализации региональной политики признается умение действовать в новых рамках более жесткого конкурентного окружения и социального контроля.
Развитие любого региона России в значительной мере зависит от создания условий для свободы предпринимательства и конкуренции, привлечения экономических партнеров, инвесторов.
Малое и среднее предпринимательство является одним из важнейших составляющих экономики и оказывает значительное влияние на качество жизни населения Самарской области, что очень важно для диверсификации экономики и ее устойчивого роста в долгосрочной перспективе.
Малое и среднее предпринимательство несет в себе потенциал экономического роста, и уровень его развития напрямую влияет на экономический прогресс и социальную стабильность региона, устойчивость экономики региона к циклическим и общемировым кризисам.
Малое предпринимательство имеет ярко выраженный региональный аспект, являясь стратегическим ресурсом развития территории. Самарская область по уровню развития малого предпринимательства является лидером среди регионов Приволжского федерального округа, по отдельным показателям входит в первую пятерку регионов России.
В Самарской области по состоянию на 01.09.2023 насчитывается 127,7 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП): 0,4 тыс. средних предприятий, 51,7 тыс. малых предприятий (с учетом микропредприятий) - юридических лиц и 74,3 тыс. индивидуальных предпринимателей. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (включая микропредприятия) составила 359,5 тыс. человек.
Объем оборота малых и средних предприятий за 2022 год составил 1 720 млрд. рублей.
По приросту оборота малых и средних предприятий Самарская область занимает 5 место в Российской Федерации (по итогам 2022 года). Несмотря на то, что потенциал малого и среднего предпринимательства в Самарской области оценивается как положительный, существует ряд проблем, сдерживающих интенсивное развитие:
отсутствие эффективного взаимодействия малых и средних предприятий с крупными промышленными предприятиями Самарской области, что сдерживает рост конкурентоспособности продукции (работ, услуг) предприятий Самарской области;
наличие диспропорции в развитии предпринимательства на территории Самарской области между развитыми городскими округами и муниципальными образованиями с низкой бюджетной обеспеченностью;
затрудненный доступ субъектов малого предпринимательства, особенно начинающих, к финансово-кредитным ресурсам, который наиболее остро проявляется в муниципальных районах Самарской области с низкой бюджетной обеспеченностью;
установленная действующим законодательством налоговая нагрузка является препятствием для развития малого и среднего предпринимательства в Самарской области.
Экономическая устойчивость малых и средних предприятий во многом зависит от их интеграции с крупными предприятиями. Сложность такого взаимодействия обусловлена рядом причин: недостаточностью финансовых ресурсов у малых предприятий, низким качеством их продукции, трудно выполнимыми условиями, содержащимися в контрактах крупных предприятий, низкой заинтересованностью крупных предприятий в сотрудничестве с малым и средним бизнесом, который не соответствует их требованиям.
Государственная поддержка в сфере выстраивания эффективного взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса направлена на стимулирование экспортного потенциала производственных предприятий, инновационной деятельности предприятий, развитие системы "доращивания" поставщиков крупных предприятий, импортозамещение, развитие моногородов.
72,2% от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства региона осуществляют деятельность в городских округах Самара и Тольятти, где сосредоточены институты развития бизнеса, предоставляющие все необходимые меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 209-ФЗ).
Реализация Государственной программы направлена на создание равных условий в получении государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства на территории всей Самарской области.
В муниципальных районах Самарской области с низкой бюджетной обеспеченностью у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъектов МСП) ограничен доступ к финансовым ресурсам в связи с недостаточностью залоговой базы и низкими показателями финансово-экономической деятельности. С целью расширения доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках Государственной программы разрабатываются новые финансовые продукты с льготными кредитными ставками и облегченными условиями по залоговому обеспечению для самозанятых граждан и начинающих предпринимателей, осуществляющих деятельность по приоритетным направлениям, зарегистрированных на территории моногородов.
В рамках мер, реализуемых в соответствии с Государственной программой, предусмотрено применение имущественного вычета в соответствии с Законом Самарской области "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области", а также налоговых льгот:
для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в соответствии с Законом Самарской области от 30.12.2015 N 140-ГД "О налоговой ставке в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения";
для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших в установленном Федеральным законом 209-ФЗ порядке статус социального предприятия, у которых предельный размер дохода за каждый налоговый период (год) не превышает 50 млн. рублей, а также индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных с 1 января 2023 года, местом жительства (местом осуществления деятельности) которых являются населенные пункты с численностью населения до 5 тыс. человек (далее - вновь зарегистрированные ИП), у которых предельный размер дохода за каждый налоговый период (год) не превышает 10 млн. рублей, в соответствии с Законом Самарской области от 16.07.2021 N 63-ГД "Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения" действуют пониженные ставки в следующем размере:
2 процента - в случае если объектом налогообложения являются доходы (базовая ставка 6%);
5 процентов - в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (базовая ставка 15%).
В Самарской области с начала действия Государственной программы за период с 2019 года по 2022 год:
количество малых и средних предприятий остается стабильным - 127,7 тыс. единиц;
численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства увеличилась с 513 тыс. человек до 645,5 тыс. человек;
объем поступлений налогов в консолидированный бюджет Самарской области постоянно увеличивается, а именно: за 2019 год - 9,8 млрд. рублей, за 2020 год - 10,1 млрд. рублей, за 2021 год - 13,7 млрд. рублей, за 2022 год - 16,0 млрд. рублей;
с 2020 года внедрен институт самозанятости, количество самозанятых граждан выросло в разы - с 39,9 тыс. человек до 153,8 тыс. человек;
налоговыми льготами воспользовалось 257 субъектов МСП, которыми создано 105 новых рабочих мест, что обеспечивает занятость населения и пополнение областного бюджета более чем на 11 млн. рублей.
Реализация Государственной программы позволит на основе системного стратегического подхода определить общие и секторальные ориентиры внутреннего развития региона, учесть интересы жителей Самарской области, оценить и задействовать ресурсный, инфраструктурный и геоэкономический потенциал, получив таким образом синергетический эффект для развития региона на период до 2030 года.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики
в сфере реализации Государственной программы
В целях преодоления актуальных вызовов, с которыми сталкивается национальная экономика, а также достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Самарской области определены цели, разработаны структура и система показателей Государственной программы.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р.
Реализация Государственной программы будет непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" и целевого показателя "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 миллионов человек". Кроме того, в рамках Государственной программы предусмотрено достижение результатов национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
С учетом изложенного приоритетами Государственной программы являются:
создание благоприятной деловой среды;
совершенствование механизмов взаимодействия государства и бизнеса;
создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами и начинающими предпринимателями;
создание условий для комфортного ведения бизнеса растущим малым и средним предпринимателям. На текущий момент только 3% субъектов МСП переходят из микропредприятий в малые, так как не могут справиться с барьерами роста: повышением налоговой нагрузки, более сложной правовой и бухгалтерской отчетностью, вниманием контрольно-надзорных органов;
создание комплексной системы государственной поддержки для растущих субъектов МСП из приоритетных отраслей - сферы обработки, туризма, информационных технологий, инжиниринговые центры, малые технологические компании. Ввиду высокой концентрации квалифицированных рабочих мест, добавленной стоимости, роли в обеспечении внутреннего спроса в данных секторах предлагается сфокусировать наиболее ресурсоемкие меры поддержки. В их числе - льготное кредитование, зонтичные поручительства, биржевые инструменты, создание производственной инфраструктуры, стимулирование долгосрочного спроса на продукцию.