В целях повышения эффективности управления и распоряжения имуществом Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 29.09.2023 N 782 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Самарской области" Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 680 "Повышение эффективности управления имуществом Самарской области на 2014 - 2025 годы" следующие изменения:
в наименовании, пункте 1 слова "на 2014 - 2025 годы" исключить;
пункты 2, 3 изложить в следующей редакции:
"2. Установить, что к расходным обязательствам Самарской области относится предоставление из областного бюджета муниципальным образованиям Самарской области субсидии на проведение комплексных кадастровых работ на территории Самарской области, реализуемое в соответствии с порядком предоставления и распределения из бюджета Самарской области субсидии местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Самарской области на проведение комплексных кадастровых работ на территории Самарской области, представленным в приложении к Государственной программе.
3. Финансовое обеспечение возникающего в результате принятия настоящего Постановления расходного обязательств Самарской области, указанного в пункте 2 настоящего Постановления, осуществляется в форме бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке министерству имущественных отношений Самарской области.";
в государственной программе Самарской области "Повышение эффективности управления имуществом Самарской области на 2014 - 2025 годы" (далее - Государственная программа):
в наименовании слова "на 2014 - 2025 годы" исключить;
паспорт Государственной программы признать утратившим силу;
текст Государственной программы изложить в следующей редакции:
"Стратегические приоритеты Государственной программы
1. Оценка текущего состояния в сфере реализации
Государственной программы
Деятельность государственной власти и реализация государственной политики на региональном уровне основываются на имеющихся в распоряжении публично-правового образования материально-финансовых ресурсах, к которым в том числе относится государственное имущество.
Управление имуществом Самарской области представляет собой всю совокупность общественных отношений (экономических, правовых, социальных и прочих), возникающих с участием государственного имущества Самарской области, закрепленного на вещных правах за государственными унитарными (казенными) предприятиями Самарской области, государственными учреждениями Самарской области, имущественных правах Самарской области, вытекающих из ее участия в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях, а также имущества, составляющего государственную казну Самарской области.
Использование государственного имущества Самарской области и распоряжение им осуществляются путем передачи имущественных объектов в аренду, безвозмездное пользование, хозяйственное ведение (государственным унитарным предприятиям Самарской области), оперативное управление (государственным учреждениям и казенным предприятиям Самарской области), залог, доверительное управление, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование (в отношении земельных участков), в иную публичную форму собственности, а также передачи объектов имущества по концессионному соглашению; приобретения имущества для государственных нужд; приватизации с последующей продажей; предоставления жилых помещений, входящих в состав имущества казны Самарской области и составляющих жилищный фонд Самарской области, по договорам найма; предоставления мест под установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Повышение эффективности управления государственным имуществом основывается на необходимости повышения результативности владения, пользования и распоряжения объектами государственного имущества в рамках институционально устанавливаемых правил и ограничений.
По состоянию на 1 октября 2023 года в реестре имущества Самарской области учтено 7 858 объектов недвижимости, из которых 7 155 объектов общей площадью 6 295 тыс. кв. м переданы в оперативное управление государственным учреждениям и казенным предприятиям Самарской области; 258 объектов общей площадью 89,87 тыс. кв. м переданы в хозяйственное ведение государственным предприятиям Самарской области; 445 объектов составляют имущество казны Самарской области (в том числе в отношении 178 объектов права третьих лиц отсутствуют).
Управление государственным имуществом Самарской области осуществляется с применением государственной информационной системы Самарской области "Управление активами Самарской области", предназначенной для обеспечения надлежащего учета имущества Самарской области, муниципального имущества, доступности и достоверности информации для заинтересованных пользователей, обоснованности и эффективности принятия управленческих решений, прозрачности деятельности органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области при распоряжении имуществом Самарской области и муниципальным имуществом, а также централизации разрозненных, дублирующих информационных систем в единую цифровую платформу по управлению имуществом на муниципальном и региональном уровне. Оператором государственной информационной системы является министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство).
Создание единого информационного пространства по управлению имуществом Самарской области путем модернизации государственной информационной системы Самарской области "Управление активами Самарской области" осуществляется министерством с 2018 года.
В настоящее время к государственной информационной системе подключены 37 муниципальных образований Самарской области, министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, организована возможность работы более 2 100 пользователей в 1 600 учреждениях государственного и муниципального уровня Самарской области, количество которых по мере подключения правообладателей возрастает. В государственной информационной системе содержатся данные о 5,35 млн. объектов имущественного учета и более чем 80 тыс. договоров.
Консолидация сведений о государственном и муниципальном имуществе в объеме, достаточном для принятия управленческих решений, станет возможной после завершения всего комплекса работ по развитию государственной информационной системы.
В целях обеспечения надлежащего функционирования системы контроля управления недвижимым имуществом, находящимся в собственности Самарской области и закрепленным на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями Самарской области, на праве оперативного управления за государственными казенными предприятиями и государственными учреждениями Самарской области, органами государственной власти Самарской области, а также имуществом, составляющим казну Самарской области, раз в три года проводится инвентаризация недвижимого имущества, по итогам которой реализуются мероприятия по повышению эффективности использования объектов недвижимого имущества Самарской области, в том числе:
перераспределение объектов имущества Самарской области между иными государственными организациями Самарской области;
списание имущества, непригодного для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, восстановление, реконструкция и (или) перепрофилирование которого невозможны или экономически нецелесообразны;
включение объектов недвижимости в прогнозный план (программу) приватизации имущества Самарской области для дальнейшей продажи;
передача объектов имущества Самарской области в залог;
передача объектов имущества Самарской области в доверительное управление;
предоставление жилых помещений, входящих в состав имущества казны Самарской области и составляющих жилищный фонд Самарской области, по договорам найма;
передача объектов имущества Самарской области по концессионному соглашению;
передача объектов имущества Самарской области в иную публичную форму собственности;
предоставление государственными организациями Самарской области ликвидного, но не используемого в своей деятельности недвижимого имущества для использования третьими лицами на соответствующем праве.
Вместе с тем на экономический результат от управления государственным имуществом Самарской области негативно влияет высокий износ объектов (среднее значение износа превышает 50%), значительная часть которых находится в ветхом, неудовлетворительном состоянии, многие объекты недвижимого имущества не подвергались капитальному ремонту с момента постройки.
Повышение эффективности использования объектов государственной собственности Самарской области невозможно без следующих направлений:
планомерного и своевременного обновления основных фондов;
замены устаревшего оборудования на новое, соответствующее современным условиям развития техники и модернизации;
реализации мероприятий по организации и обеспечению оценки недвижимого имущества Самарской области, не востребованного органами исполнительной власти Самарской области и подведомственными им государственными организациями, в целях включения его в прогнозный план (программу) приватизации имущества Самарской области, сдачи в аренду, по списанию имущества, не пригодного для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, восстановление, реконструкция и (или) перепрофилирование которого невозможны или экономически нецелесообразны, а также обеспечению охраны объектов недвижимого имущества казны Самарской области.
По состоянию на 1 октября 2023 года осуществлена государственная регистрация права собственности Самарской области на 89% от общего количества объектов капитального строительства, учтенных в реестре имущества Самарской области.
Отсутствие в необходимом объеме документов технического и кадастрового учета является одной из причин, сдерживающих государственную регистрацию права собственности Самарской области на имущество Самарской области, что негативно сказывается на уровне их вовлечения в экономический оборот, а также приводит к отсутствию возможности своевременно принимать решения о распоряжении государственным имуществом Самарской области, в том числе о приватизации объектов недвижимости, разделе земельных участков, разграничении прав собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями при возникновении необходимости передачи имущества, предназначенного для реализации соответствующих полномочий.
Эффективное использование государственного имущества подразумевает извлечение пользы (социальный, экономический, бюджетный эффект) при оптимизации бюджетных затрат в рамках передачи государственного имущества на праве оперативного управления, хозяйственного ведения и в виде вклада в уставный капитал хозяйственных обществ.
Эффективность управления региональной собственностью проявляется прежде всего через достигнутые социально-экономические результаты.
Сложившаяся в текущий момент ситуация в сфере управления имуществом Самарской области оказывает влияние на экономические эффекты для регионального бюджета, выраженные в нестабильности поступлений доходов от использования государственного имущества Самарской области в бюджет Самарской области, и в большей степени обусловлена следующими факторами:
сокращением количества государственных унитарных предприятий Самарской области ввиду необходимости их ликвидации (реорганизации, приватизации) в соответствии с положениями Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции";
отсутствием в государственной собственности Самарской области достаточного количества высоколиквидного имущества, востребованного гражданами и юридическими лицами в целях аренды или приобретения в собственность;
разграничением имущества в соответствии с полномочиями между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями;
предоставлением государственного имущества Самарской области субъектам малого и среднего предпринимательства на льготных условиях с целью оказания содействия в их развитии в порядке, предусмотренном законодательством.
Вместе с тем, учитывая роль учреждений в воспроизводственном процессе, эффективное управление государственным имуществом в большей степени выражается в социальной эффективности, поскольку именно в социальном эффекте находит свое непосредственное отражение принцип общественного назначения публичной собственности, ее особый характер, направленность на удовлетворение публичного (общественного, коллективного) интереса.
К концу реализации Государственной программы планируется увеличение доли находящихся на территории Самарской области земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о местоположении границ и контуров которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, а также объема доходов областного бюджета, полученных от управления и распоряжения имуществом Самарской области.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики