Принятие Жилищного кодекса Российской Федерации послужило основой радикального изменения системы управления жилищным фондом: перехода от централизованной и дотируемой эксплуатации многоквартирных домов, осуществляемой муниципальными или государственными структурами, к возложению бремени содержания общего имущества в данных домах, включая расходы на поддержание его в надлежащем состоянии, на собственников помещений в многоквартирных домах, то есть на граждан.
Создание эффективной системы управления многоквартирными домами является социально значимой задачей, поскольку ее решение затрагивает интересы каждого жителя. Вместе с тем в связи с недостаточным и несвоевременным финансированием планово-предупредительных работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, истечением нормативных сроков эксплуатации домов массовой серийной застройки, неурегулированностью в течение длительного времени вопросов планового накопления и расходования средств на капитальный ремонт многоквартирных домов отмечается ряд проблем в сфере управления многоквартирными домами, которые носят массовый характер и непосредственно влияют на качество жизни населения.
Одной из основных проблем является неудовлетворительное техническое состояние строительных конструкций и инженерного оборудования в многоквартирных домах, что существенно снижает комфортность проживания, влечет причинение ущерба имуществу собственников помещений и угрожает безопасности жителей.
Вместе с тем необходимо отметить, что решение вышеуказанных проблем силами собственников помещений в многоквартирных домах осложняется значительной затратностью данных мероприятий и отсутствием у большинства собственников помещений в многоквартирных домах возможностей для накопления необходимых средств.
Одним из решений поставленных задач является применение мер государственной поддержки собственников жилья в части обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.
Во исполнение требований статей 167 и 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в Самарской области сформирована нормативно-правовая база для обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.
Закон Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" устанавливает правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, регулирует порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества, порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества и требования к такой программе, порядок организации и обеспечения функционирования регионального оператора, системы капитального ремонта общего имущества, а также иные положения, необходимые для обеспечения осуществления капитального ремонта общего имущества.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 707 (далее - региональная программа), предусматривает распределение работ по ремонту крыш, внутридомовых инженерных систем, лифтового оборудования (при наличии), фасадов и фундаментов в более чем 17 тыс. многоквартирных домов по трехлетним плановым периодам со сроками выполнения до 2053 - 2055 годов.
Всего с начала реализации региональной программы по конец 2022 года выполнен капитальный ремонт общего имущества в более чем 5,5 тыс. домах.
Проблемными вопросами при реализации региональной программы являются:
неисполненные обязательства регионального оператора капитального ремонта по работам предыдущего периода 2019 - 2021 годов, необходимость завершения которых не дает возможности сконцентрировать имеющиеся средства на исполнении текущего краткосрочного плана;
несбалансированность объемов обязательств регионального оператора капитального ремонта по финансированию работ и финансовых ресурсов, необходимых для их реализации, сложившаяся в том числе по причине недостижения экономически обоснованного минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - взнос на капитальный ремонт);
увеличение объема перечислений с общего счета регионального оператора на специальные счета в связи с изменением способа формирования фонда капитального ремонта (по итогам 2022 года на специальные счета перечислено 855,9 млн. рублей или 22,5% взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за 2022 год).
Для решения указанных проблем Правительством Самарской области реализуются следующие мероприятия: