ПРАВИТЕЛЬСТВО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2023 года N 947-пп


О внесении изменений в постановление Правительства Магаданской области от 30 декабря 2021 г. N 1079-пп



Правительство Магаданской области постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Магаданской области от 30 декабря 2021 г. N 1079-пп "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Содействие развитию институтов гражданского общества и реализация государственной национальной политики в Магаданской области" следующие изменения:


- в преамбуле слова "постановлением Правительства Магаданской области от 26 февраля 2014 г. N 151-пп "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Магаданской области", постановлением администрации Магаданской области от 22 августа 2013 г. N 792-па "Об утверждении Перечня государственных программ Магаданской области" заменить словами "постановлением Правительства Магаданской области от 8 августа 2022 г. N 665-пп "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Магаданской области", постановлением Правительства Магаданской области от 4 апреля 2023 г. N 226-пп "Об утверждении Перечня государственных программ Магаданской области";


- государственную программу Магаданской области "Содействие развитию институтов гражданского общества и реализация государственной национальной политики в Магаданской области", утвержденную указанным постановлением, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию, вступает в силу с 1 января 2024 года и распространяется на правоотношения, возникающие при составлении проекта областного бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.



И.о. Губернатора
Магаданской области
Ю.А.БОДЯЕВ



Приложение
к постановлению
Правительства Магаданской области
от 28 декабря 2023 г. N 947-пп



"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ"



I. Стратегические приоритеты государственной программы Магаданской области "Содействие развитию институтов гражданского общества и реализация государственной национальной политики в Магаданской области"



1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы


Магаданская область является многонациональным (полиэтничным) и поликонфессиональным субъектом Российской Федерации, занимает территорию в 462 000 кв. км с численностью населения 134,3 тыс. чел.


По данным Всероссийской переписи населения 2020 года в Магаданской области проживают представители 105 национальностей, где большинство населения - это русские 80,67%, украинцы - 2,48%, коренные народы Севера - 3,20%, от 0,1% до 1% занимают татары, белорусы, коряки, ингуши, азербайджанцы, узбеки, буряты, немцы, молдаване, осетины и др., другие национальности 8,03%.


Работа по взаимодействию исполнительных органов государственной власти с общественными организациями способствует укреплению и развитию диалога между обществом и властью. Взаимодействие с общественными организациями строится на принципах социального партнерства, включающих объединение усилий в постановке и решении приоритетных задач, взаимную ответственность сторон за результаты их реализации. Это позволяет организовать систему совместных действий и устойчивое внедрение различных форм взаимодействия.


Государственная программа реализуется в два этапа:


1 этап: 2021-2023 годы;


2 этап: 2024-2026 годы.


Формирование и реализация первого этапа государственной программы осуществлялись в соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 26 февраля 2014 года N 151-пп "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Магаданской области".


Формирование и реализация второго этапа государственной программы осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 8 августа 2022 года N 665-пп "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Магаданской области".



Реализация мероприятий по развитию гражданского общества в Магаданской области


СО НКО являются важнейшим институтом гражданского общества. Деятельность СО НКО способствует решению актуальных социальных проблем, созданию условий для развития человеческого капитала, повышению доступности предоставляемых гражданам социальных услуг, расширению благотворительной деятельности и добровольчества. Вовлечение граждан в добровольческую деятельность СО НКО способствует повышению уровня гражданской активности населения.


Процесс создания и регистрации новых общественных организаций остается стабильным на протяжении нескольких лет. Количество вновь регистрируемых некоммерческих организаций (далее - НКО) ежегодно увеличивается. Если в 2015 году было зарегистрировано 344 НКО, то на 1 января 2022 года в Магаданской области зарегистрировано 371 НКО, из них: 204 общественных объединений, 42 религиозных организаций, 36 родовые общины, 7 казачьих обществ, 14 политических партий и 104 иные некоммерческие организации.


Федеральным законодательством определены социально ориентированные направления деятельности НКО, меры и формы поддержки данных организаций, такие как имущественная, финансовая, информационная, консультативная и образовательная поддержка.


Является востребованным обеспечение участия общественных организаций в региональном конкурсе социальных проектов. С 2004 года поддержано около 450 социально значимых проектов общественных объединений территории на общую сумму более 80 млн рублей, направленных на развитие в регионе гражданского общества. Благодаря реализации социально значимых проектов ежегодно более 17 000 жителей области получают конкретную социальную помощь и поддержку, заботу и внимание.


Реализованные проекты помогли улучшить демографическую ситуацию в Магаданской области, обеспечить оказание помощи беременным, попавшим в трудную жизненную ситуацию и многодетным одиноким женщинам, привлечь детей, подростков и молодежь к различным видам спорта, повысить количество историко-краеведческих мероприятий, организовать культурно-просветительские мероприятия, привлечь жителей области к решению проблем экологии, провести общественно значимые акции и конференции, профилактические оздоровительные мероприятия, оказать жителям региона бесплатную информационно-методическую помощь по различным вопросам. Улучшается качество жизни слабо защищенных категорий граждан: пенсионеров, ветеранов, детей инвалидов, многодетных семей. Осуществлены меры по укреплению культуры межэтнического общения, обеспечены условия для национального развития и гармонизации межнационального взаимодействия этнических общностей и групп, сохраняется и развивается национально-культурная самобытность.


В целях индивидуальной работы по проектной деятельности с социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СО НКО), в 2016 году создано Магаданское областное государственное автономное учреждение "Ресурсный центр поддержки общественных инициатив" (далее - МОГАУ "Ресурсный центр поддержки общественных инициатив"). Специалистами ресурсного центра оказываются бесплатные юридические и бухгалтерские услуги, организована консультационная, техническая поддержка и сопровождение подготовки и реализации некоммерческими организациями социальных проектов. Также оказывается содействие в подготовке и реализации проектов, поддержанных Фондом президентских грантов. В рамках государственной программы необходимо продолжить работу ресурсного центра.


Благодаря реализации в 2015-2022 годах государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций создан значительный потенциал в активизации ресурсов гражданского общества к решению проблем сообщества Магаданской области, отмечается расширение круга привлекаемых к реализации социально значимых проектов некоммерческих организаций; приобретен опыт привлечения сторонних финансовых ресурсов к выполнению проектных мероприятий.


Среди других мер поддержки также необходимо продолжить содействие в участии общественных организаций во Всероссийских и региональных мероприятиях в соответствии с федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, решениями межведомственных комиссий, советов ДВФО и вышестоящих руководящих органов, является востребованным выполнение иных разовых социально значимых мероприятий, предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований из областного бюджета на реализацию муниципальных программ, направленных на поддержку СО НКО, на проведение социологических исследований по проблемам деятельности и развития СО НКО в Магаданской области предусмотрено проведение форумов, семинаров и других мероприятий. С целью повышения квалификации активистов СО НКО ежегодно предоставляются субсидии из областного бюджета для обеспечения участия работников и добровольцев СО НКО в семинарах, стажировках, конференциях, совещаниях или мероприятиях на территории Магаданской области или за ее пределами.


За инициативный, добросовестный, ответственный труд и значительный личный вклад в социально значимую деятельность организации является востребованным выделение денежных средств на материальное поощрение активных работников и добровольцев СО НКО. В целях государственной поддержки, развития и дополнительного стимулирования деятельности общественных объединений, нужно продолжить ежегодное присуждение премии Губернатора Магаданской области "Признание" за активную гражданскую позицию и большую общественную работу в Магаданской области.


Несмотря на существование благоприятных условий для развития гражданского общества, отмечается и наличие реально существующих проблем в сфере развития гражданского общества в области:


- несовершенство нормативной правовой базы в отношении СО НКО;


- недостаточная информированность общества о деятельности СО НКО;


- низкая гражданская активность и правовая грамотность населения области;


- слабое продвижение СО НКО на рынки предоставления социальных услуг населению.


Также необходимо отметить важность повышения активности волонтерского движения в области, увеличение вовлеченности населения в социально ориентированные проекты и мероприятия.


Открытыми остаются вопросы укрепления материально-технической базы СО НКО, действующих на территории региона. Для работников многих СО НКО является востребованной консультативная и образовательная поддержка со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.


Вместе с тем количество площадок, на которых можно было бы обсуждать проблемы СО НКО недостаточно.


Необходимо выстраивание системы взаимодействия СО НКО, органов власти и средств массовой информации. Среди конкретных форм совместной работы можно назвать такие, как вовлечение представителей СО НКО в совместную деятельность, размещение публикаций, сюжетов и ведение специальных тематических рубрик о деятельности СО НКО, организация совместных семинаров и иных форм повышения компетентности, проведение информационных кампаний и социальных акций.


Важно сохранить информационное освещение социально значимых мероприятий, в 2016 году по инициативе общественных организаций был запущен раздел "Гражданское общество" https://society.49gov.ru/ на официальном портале Правительства Магаданской области, в 2019 году запущен портал некоммерческих организаций Магаданской области "Инициатива Колымы", также ведется работа по освещению деятельности СО НКО в социальных сетях. Несмотря на создание интернет ресурсов необходимо продолжить выстраивание системы взаимодействия с СО НКО.


Комплексной формой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, обеспечивающей координацию различных мероприятий, проводимых в соответствии с полномочиями муниципальных образований, являются муниципальные программы. Продолжается работа по оказанию содействия органам местного самоуправления по вопросам поддержки СО НКО, в том числе путем содействия муниципальным программам поддержки СО НКО, а также методического обеспечения, информационной и консультационной поддержки органов МСУ и оказания им содействия в разработке и реализации мер по поддержке СО НКО организаций на территориях муниципальных образований.


В настоящее время в области действует ряд общественных институтов, чьи потенциальные возможности необходимо использовать более эффективно, взаимодействие с которыми позволит вывести процессы управления социальным климатом на принципиально иной качественный уровень.


Одной из наиболее острых проблем остается проблема продвижения СО НКО на рынки предоставления социальных услуг населению. Большинство организаций не предпринимает специальных усилий по позиционированию себя на рынке социальных услуг. Необходимо проведение комплекса мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению.


Результатом действия должно стать внедрение в практику государственно-общественных отношений действенных комплексных механизмов управления процессами, обеспечивающих активное участие общественных объединений и социально ориентированных некоммерческих организаций в выработке и реализации стратегических решений, определяющих долгосрочное социально-экономическое развитие Магаданской области и муниципальных образований на его территории.



Гармонизация межнациональных отношений, этнокультурное развитие народов и профилактика экстремистских проявлений в Магаданской области


На территории региона реализуется Стратегия государственной национальной политики в Магаданской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Магаданской области от 29 октября 2015 г. N 761-пп "Об утверждении Стратегии государственной национальной политики в Магаданской области на период до 2025 года", План мероприятий по реализации в Магаданской области в 2022-2025 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный постановлением Правительства Магаданской области от 19 апреля 2022 г. N 353-пп "Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Магаданской области в 2022-2025 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии государственной национальной политики в Магаданской области на период до 2025 года".


Одной из главных задач органов исполнительной власти Магаданской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере реализации государственной национальной политики является поддержание межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных отношений, профилактика возникновения конфликтных ситуаций, содействие диалогу между представителями различных этнических общностей.


Значимую роль в укреплении взаимопонимания между представителями различных народов, проживающих в регионе, играют национально-культурные общественные объединения.


По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в регионе зарегистрировано 19 национально-культурных объединений, 4 из них созданы выходцами из стран СНГ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»