Действующий

Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Удмуртской Республике" (с изменениями на 27 мая 2024 года)



1. Оценка текущего состояния сферы обеспечения общественного порядка и противодействия преступности в Удмуртской Республике


В соответствии с пунктом "б" статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.


Государственная политика в области обеспечения общественной безопасности является частью внутренней и внешней политики и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, реализуется государственными и муниципальными органами власти на основе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 345 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности". Обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики.


Это элемент установления порядка в обществе, имеющий своей целью обеспечение прав и свобод граждан, защиту общественных отношений от нарушений и обеспечение справедливости в обществе. Основной целью общественного порядка является обеспечение стабильности и безопасности в обществе, что важно для нормального функционирования в целом и социально-экономического развития в республике.


Противодействие преступности - понятие, под которым подразумевается целенаправленная, комплексная, последовательная деятельность государства и общества по предупреждению преступности, выявлению и расследованию совершенных преступных деяний, привлечению виновных в совершении преступлений к уголовной ответственности и ее реализации, а также устранению либо минимизации вреда, причиненного отдельными преступлениями и преступностью в целом, посредством реализации мер правового, информационно-пропагандистского, культурно-образовательного, социального, экономического характера.


Вопрос состояния преступности вызывает наибольшую социальную напряженность как в стране, так и в республике. Преступность, существуя в обществе, пронизывает различные его сферы, определяет состояние общественной и личной безопасности, препятствует эффективному проведению социально-экономических преобразований.


Таким образом, особое значение приобретает выработка комплексных мер, направленных на предупреждение, выявление, устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений. Система профилактики правонарушений предусматривает консолидацию усилий органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, правоохранительных органов и населения в противодействии преступности и иным противоправным деяниям.


Основными проблемами в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности являются внешние и внутренние факторы, оказывающие непосредственное влияние на организацию и результаты деятельности подразделений полиции.


К внешним факторам относят широкий спектр явлений экономического, политического, социального, правового и иного характера, совокупность преступлений и административных правонарушений, к внутренним - ресурсное обеспечение и результаты деятельности правоохранительных органов.


Практика и накопленный за последние годы опыт реализации задач по обеспечению безопасности неизбежно приводят к выводу о необходимости внедрения комплексного подхода в этой работе.


За 2022 год в Удмуртской Республике зарегистрировано 24583 преступления, что на 1,9 тысячи меньше, чем в 2021 году (-7,3%). В 2022 году на 18,8% меньше зарегистрировано убийств (52), на 12,9% (229) - фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, на 48% (39) - изнасилований. Сохраняется тенденция к сокращению числа преступлений против собственности (-7%), в том числе разбоев (-28,6%), грабежей (-7,2%), краж (-11,1%). Средняя по Удмуртской Республике раскрываемость преступлений составила 57,4% (2022 год - 53,3%). Число преступных посягательств, совершенных в отношении несовершеннолетних, уменьшилось на 20,2%.


За 10 месяцев 2023 года в Удмуртской Республике зарегистрировано 20744 преступления, что на 225 фактов меньше, чем за аналогичный период 2022 года (-1,1%). Число преступлений против личности сократилось на 11,6%, в том числе изнасилований и покушений на изнасилование - на 11,8%. На 26,9% уменьшилось количество грабежей, на 5,9% - разбойных нападений, на 35,9% - краж с проникновением, на 17,8% - краж транспортных средств, на 15,3% - карманных краж. Раскрываемость убийств, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, в том числе со смертельным исходом, изнасилований, разбоев составила 100%. Повысилась раскрываемость грабежей, краж, преступлений экономической направленности. Средняя по Удмуртской Республике раскрываемость преступлений составила 57,9% (2022 год - 60,5%).


Сохраняется тенденция к увеличению количества противоправных деяний в сфере информационно-телекоммуникационных технологий (+25,3%). Их удельный вес в числе всех преступных посягательств возрос до 36,8%. Больше совершено дистанционных мошенничеств и краж. Раскрываемость IT-преступлений составила 36,2%.


Существуют сложности в социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений, а также осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы.


Лицами, ранее имевшими преступный опыт, в 2022 году совершено 9909 преступлений (в 2021 году - 10109), их удельный вес от общего числа зарегистрированных преступлений составит 70,1% (в 2021 году - 70,7%).