ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2023 года N 356


О государственной программе Чеченской Республики "Охрана окружающей среды и развитие лесного хозяйства Чеченской Республики"



В соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 29 сентября 2023 года N 247 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и мониторинга государственных программ Чеченской Республики" Правительство Чеченской Республики постановляет:


1. Утвердить государственную программу Чеченской Республики "Охрана окружающей среды и развитие лесного хозяйства Чеченской Республики" согласно приложению.


2. Признать утратившими силу:


Постановление Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 347 "Об утверждении государственной программы Чеченской Республики "Охрана окружающей среды и развитие лесного хозяйства Чеченской Республики";


Постановление Правительства Чеченской Республики от 11 марта 2014 года N 31 "О внесении изменений в государственную программу Чеченской Республики "Охрана окружающей среды и развитие лесного хозяйства Чеченской Республики";


Постановление Правительства Чеченской Республики от 3 ноября 2015 года N 205 "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики 19 декабря 2013 года N 347";


Постановление Правительства Чеченской Республики от 5 апреля 2016 года N 55 "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики 19 декабря 2013 года N 347";


Постановление Правительства Чеченской Республики от 2 августа 2016 года N 126 "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики 19 декабря 2013 года N 347";


Постановление Правительства Чеченской Республики от 7 марта 2017 года N 41 "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики 19 декабря 2013 года N 347";


Постановление Правительства Чеченской Республики от 4 июля 2017 года N 173 "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики 19 декабря 2013 года N 347";


Постановление Правительства Чеченской Республики от 9 июля 2018 года N 146 "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики 19 декабря 2013 года N 347";


Постановление Правительства Чеченской Республики от 10 декабря 2018 года N 282 "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики 19 декабря 2013 года N 347";


Постановление Правительства Чеченской Республики от 12 февраля 2019 года N 29 "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики 19 декабря 2013 года N 347";


Постановление Правительства Чеченской Республики от 31 октября 2019 года N 206 "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики 19 декабря 2013 года N 347";


Постановление Правительства Чеченской Республики от 10 апреля 2020 года N 78 "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики 19 декабря 2013 года N 347";


Постановление Правительства Чеченской Республики от 24 декабря 2020 года N 386 "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики 19 декабря 2013 года N 347";


Постановление Правительства Чеченской Республики от 30 апреля 2021 года N 75 "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики 19 декабря 2013 года N 347";


Постановление Правительства Чеченской Республики от 29 октября 2021 года N 244 "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики 19 декабря 2013 года N 347";


Постановление Правительства Чеченской Республики от 17 марта 2022 года N 41 "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики 19 декабря 2013 года N 347";


Постановление Правительства Чеченской Республики от 11 мая 2022 года N 105 "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики 19 декабря 2013 года N 347";


Постановление Правительства Чеченской Республики от 18 октября 2022 года N 252 "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики 19 декабря 2013 года N 347";


Постановление Правительства Чеченской Республики от 21 декабря 2022 года N 317 "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики 19 декабря 2013 года N 347";


Постановление Правительства Чеченской Республики от 14 марта 2023 года N 80 "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики 19 декабря 2013 года N 347";


Постановление Правительства Чеченской Республики от 6 июля 2023 года N 175 "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики 19 декабря 2013 года N 347".


3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года и подлежит официальному опубликованию.



Председатель
М.М.ХУЧИЕВ



Приложение



Утверждена
Постановлением Правительства
Чеченской Республики
от 26 декабря 2023 г. N 356



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"



Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Чеченской Республики "Охрана окружающей среды и развитие лесного хозяйства Чеченской Республики"



1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы "Охрана окружающей среды и развитие лесного хозяйства Чеченской Республики"


В современных условиях охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности населения, сохранение и эффективное использование природных ресурсов приобретают все большее значение при реализации социально-экономической политики.


Чеченская Республика относится к числу достаточно обеспеченных водными ресурсами регионов России и имеет весьма разветвленную речную сеть. Общее количество рек составляет 3198, суммарная протяженность - 6508,8 км. Все реки относятся к речным системам Терека и Сулака (бассейн Каспийского моря). Преобладающее большинство рек (более 97%) представляют собой небольшие водотоки длиной менее 10 км. Число основных рек (длиною более 10 км) - 100. Наиболее крупными по протяженности реками являются: Терек (218 км), Сунжа (205 км), Аргун (125 км), Белка (83,2 км), Джалка (82,5 км), Мартан (61 км), Гехи (57 км), Аксай (57 км), Фортанга (34,7 км), Асса (32,4 км).


Общий объем используемой воды распределяется на следующие нужды: хозяйственно-питьевые, производственные, орошения, сельскохозяйственного водоснабжения, прудового рыбного хозяйства. Незначительны расходы воды в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения. Основными водопользователями являются сельское хозяйство и жилищно-коммунальное хозяйство.


Общие потери воды при транспортировке составляют свыше 2/3 от использованной свежей воды. Таким образом, теряется 158 миллионов кубических метров воды в год, что ориентировочно соответствует ущербу более 3 миллиардов рублей в год, не считая ущербов от подтопления территории грунтовыми водами, при этом нормативно очищенных сточных практически нет. Объем сбрасываемых сточных, транзитных вод за 2022 год составил 22,29 миллионов кубических метров, что на 0,17 миллионов кубических метров больше, чем в 2021 году. Это связано с частичным прекращением организованного сброса, сильным износом и выходом из строя канализационных насосных станций. Сброс сточных вод от предприятий промышленности в республике отсутствует.


Охрана водных объектов в республике реализуется через механизм условий водопользования. В соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения, своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, по предотвращению их загрязнения и засорения. Указанные мероприятия водопользователями реализуются недостаточно. На протяжении ряда лет прослеживается стабильная тенденция ухудшения санитарного состояния малых водотоков, причиной которого является уменьшение их пропускной способности и заиливание. Общая протяженность участков русел, нуждающихся в увеличении пропускной способности, в республике составляет 253,65 км.


Водохозяйственный комплекс в целом обеспечивает текущие водоресурсные потребности республики. По состоянию на 1 декабря 2023 года в республике насчитывается 11 действующих договоров водопользования, общий плановый объем забора водных ресурсов по договорам составляет 52 074,54 тыс. м3. Количество действующих решений на право пользования водными объектами - 37. Развитие социальной инфраструктуры, рост промышленного производства уже в ближайшем будущем потребует увеличение объема забора водных ресурсов соответствующего качества, предназначенных для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, а также для использования в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и в рекреационных целях.


В рамках проведения мероприятий по предотвращению загрязнения, засорения водных объектов по состоянию на конец 2023 года общая протяженность установленных границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов составляет 1671,48 км. Общая протяженность береговой линии, требующей установления границ водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие) составляет 2 295,34 км.


В целях осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий на территории республики в период с 2007 по 2023 год проведены мероприятия по расчистке и спрямлению участков русел рек в 15 населенных пунктах на 8 водных объектах, осуществлено строительство 5 гидротехнических сооружений.


Для предотвращения негативного воздействия вод на территории и объекты Чеченской Республики необходимо дальнейшее строительство берегоукрепительных сооружений и ремонт сооружений инженерной защиты.


Впервые с 2015 года реализована уникальная возможность ликвидации и рекультивации объектов накопленного вреда окружающей среде. За период 2015 - 2022 годов в рамках реализации государственной программы Чеченской Республики "Охрана окружающей среды и развитие лесного хозяйства Чеченской Республики" (далее - государственная программа) регионального проекта "Чистая страна" национального проекта "Экология" ликвидировано и рекультивировано 45 объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе 29 объектов с нефтесодержащими отходами и 16 несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов. Возвращено в хозяйственный оборот 224,4 га загрязненных земель. Улучшены экологические условия проживания населения для 351,4 тысяч человек. Рост промышленного производства в Чеченской Республике может обострить экологическую обстановку, а также увеличить вероятность возникновения техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. В целях снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду необходимо реализовать мероприятия по экологической реабилитации загрязненных территорий площадью 91,3 га.


Леса оказывают огромное воздействие на экологическое состояние природных комплексов Чеченской Республики. В соответствии с экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями, леса Чеченской Республики отнесены к защитным лесам, основным назначением которых является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций. Почти полное отсутствие финансирования лесного хозяйства в 1992 - 2004 годах отрицательно сказалось на состоянии лесов, привело к резкому истощению материально-технической базы. В целях воспроизводства лесов на территории Чеченской Республики и поддержания их устойчивости в период с 2013 года по настоящее время проведены мероприятия по лесовосстановлению на общей площади 9037,5 га, в том числе по искусственному лесовосстановлению - на площади 3060,5 га. Впервые за последние 40 лет проведены работы по лесоустройству и закреплению на местности местоположения границ лесничеств Чеченской Республики общей площадью 352,719 тыс. га. Значительная площадь лесных земель на севере республики (14 тыс. га) находится в аридной зоне, где происходит процесс опустынивания и имеется потребность в их закреплении посадкой лесных насаждений.


Среди проблем лесного хозяйства в настоящее время наиболее острыми являются:


недостаточность лесных дорог, необходимых для обеспечения повышения показателей пользования всеми лесными ресурсами;


отсутствие современного лесопромышленного комплекса;


эрозия бурунных земель в Наурском и Шелковском районах;


эрозия горных лесов в Ножай-Юртовском районе.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы


Приоритеты и цели государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности отражены в следующих стратегических документах:


Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";


Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2035 года";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»