ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2023 года N 874-п


О внесении изменений в постановление от 30.12.2014 N 699-п



В постановление Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 699-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013 - 2025 годы" внести следующие изменения:


1. В наименовании постановления и пункте 1 слова "на 2013 - 2025 годы" исключить.


2. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.



Губернатор области
А.В.МООР



Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 22 декабря 2023 г. N 874-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА"



Стратегические приоритеты в сфере реализации Государственной программы Тюменской области "Развитие агропромышленного комплекса"



Оценка текущего состояния агропромышленного комплекса Тюменской области


Государственная программа Тюменской области "Развитие агропромышленного комплекса" (далее - Государственная программа) определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования агропромышленного комплекса, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий и показателей их результативности. Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей.


Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2022 году составил 117,2% по отношению к уровню 2021 года, продукции растениеводства - 148,9%, продукции животноводства - 96,7% (2022 году по отношению к уровню 2020 года соответственно 115,3%, 137,3%, 98,5%).


В отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности сохраняется положительная динамика производства. По предварительным данным Федеральной службы государственной статистики, индекс производства пищевых продуктов в 2022 году по сравнению с соответствующим периодом 2021 года составил 101,1 процент.


По результатам деятельности сельскохозяйственных организаций за 2022 год, подготовленным на основании отчетов о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса Тюменской области рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий составила 16,6 процента.


Среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2022 году составила 41 613,5 рублей, что выше на 12,1 процента чем в 2021 году.


За последние три года в Тюменской области произошло сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения с 3890,9 тыс. гектаров на 1 января 2020 года до 3709,8 тыс. гектаров на 1 января 2023 года, то есть на 181,1 тыс. гектаров, или на 4,6 процента. Результаты анализа двустороннего процесса ввода и вывода пахотных земель свидетельствуют о том, что по состоянию на 1 января 2023 года (1161,3 тыс. га) по сравнению с 1 января 2020 года (1208,8 тыс. га) площадь земель сельскохозяйственного назначения (пашни) уменьшилась на 47,2 тыс. гектаров. По состоянию на 1 января 2023 года, из имеющихся земель сельскохозяйственного назначения неиспользуемыми остаются около 64,4 тыс. гектаров пашни (4,1 процента общей площади пашни в области).


Выбывшие из сельскохозяйственного оборота земли деградируют.


Интенсивность использования находящихся в обороте земель сельскохозяйственного назначения постоянно увеличивается, что также создает риск достижения предела роста производства сельскохозяйственной продукции, для минимизации которого требуются, с одной стороны, целенаправленные усилия по сохранению и повышению плодородия почв, а с другой стороны - вовлечение в оборот новых земель сельскохозяйственного назначения.


При этом, не осуществляется качественная оценка продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, не проводится комплексная внутрихозяйственная оценка земель по плодородию, местоположению и технологическим свойствам земельных участков. Не выполняется оценка состава земель сельскохозяйственного назначения не только по формам собственности, но и по угодьям, степени проявления процессов деградации (водной эрозии, дефляции, засоления и др.), культуртехническому состоянию.


Назревает необходимость формирования достоверных и актуальных сведений о количественных характеристиках и границах земель сельскохозяйственного назначения, а также о количественных и качественных характеристиках сельскохозяйственных угодий, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, с последующим внесением сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости.


По состоянию на 1 января 2023 г. мелиоративный фонд Тюменской области составляет 93171 гектар, из которых:


4571 гектар - орошаемые земли, из которых в сельскохозяйственном производстве фактически используются 3101 гектар;


88600 гектаров - осушенные земли, из которых в сельскохозяйственном обороте используются 48000 гектаров.


На мелиорированных землях, занимающих 8,5% площади всех пахотных земель, производится до 46% овощной продукции и картофеля.


Сельские территории Тюменской области являются ключевым ресурсом, важность которого стремительно растет в условиях усиления процессов глобализации при одновременном увеличении значения природных и территориальных ресурсов для развития области.


Численность сельского населения Тюменской области на 1 января 2023 года составила 519 668 человек, что составляет 99,99% от уровня 2022 года (519 722 человека). С 2019 года доля сельского населения Тюменской области незначительно варьируется в районе 32% (на 1 января 2023 года составила 32,3%, на 1 января 2019 года - 32,5%).


На начало 2023 года насчитывалось 1 231 сельских населенных пунктов, объединенных в 22 муниципальных района (городских округа). В среднем на 1 муниципальный район (городской округ) приходится 55 сельских населенных пунктов и 23,6 тыс. жителей.


На протяжении ряда лет усиливается поляризация сельских поселений по численности населения, что приводит к изменению исторически сложившейся сети расселения. Происходит старение сельского населения, сокращение населения трудоспособного возраста, сохраняется миграция из сельских населенных пунктов в города. Общий коэффициент смертности, коэффициенты младенческой смертности и смертности в трудоспособном возрасте в сельской местности остаются выше, чем в городе. Убыль сельского населения является как следствием демографических процессов, так и результатом недостаточного развития экономики и инфраструктуры сельской местности.


Вместе с тем при грамотном и эффективном использовании потенциала сельских территорий может быть обеспечено устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения страны.


Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств в 2022 году составило 74,7 процента.


Одним из важнейших экономических показателей уровня жизни на селе является средняя начисленная заработная плата в сельском хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве. За 2022 год, по данным статистики, ее размер оказался на 40,5% ниже, чем в целом по экономике - 38898 рублей против 65338 рублей.


Основными проблемами в сфере реализации Государственной программы на текущем этапе являются:


недостаточность перерабатывающих мощностей, товарных направлений и групп;


технологическая зависимость агропромышленного комплекса и зависимость от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции;


отсутствие необходимых прорывных решений и технологий в агропромышленном комплексе;


недостаток высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.



Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы


Цели и задачи социально-экономического развития Тюменской области, в том числе в части их реализации на сельских территориях, разработаны в соответствии со следующими стратегическими документами Российской Федерации:


Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";


Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";


Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 года N 2567-р;


Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 51-р;


перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года N 2816-р;


Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;


Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий";


Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации;


Государственная программа Тюменской области "Развитие агропромышленного комплекса" имеет связь со следующими приоритетами, целями и задачами государственного управления в Тюменской области, содержащимися в Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года, утвержденной Законом Тюменской области от 24.03.20 N 23.

Приоритеты

Цели

Задачи

Приоритет 1.

ЧЕЛОВЕК.

Высокое качество

жизни населения и

человеческий

капитал

1.1. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ. Повышение уровня жизни населения

1.1.1. БЛАГОСОСТОЯНИЕ, ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ, КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ. Рост благосостояния граждан, повышение эффективной занятости населения и развитие кадрового потенциала

1.1.3. ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ. Обеспечение населения доступным и комфортным жильем

1.1.4. БЕЗОПАСНОСТЬ. Повышение безопасности жизни населения

Приоритет 2.

ЭКОНОМИКА.

Устойчивое

экономическое

развитие

2.1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА И СЕРВИСА.

Развитие производственного и сервисного секторов экономики, малого и среднего предпринимательства

2.1.1. ИНВЕСТКЛИМАТ. ИНВЕСТСТРАТЕГИЯ. Создание максимально комфортных условий для бизнеса, развитие эффективной системы привлечения инвестиций. Инвестиционная стратегия Тюменской области

2.1.2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Обеспечение устойчивых темпов роста и повышение конкурентоспособности промышленности

2.1.4. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС. Развитие агропромышленного комплекса

2.1.6. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. Развитие малого и среднего предпринимательства

2.2. РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Развитие научно-инновационной сферы и информационных технологий

2.2.2. ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ. Содействие интеграции научно-технической сферы и производства, обеспечивающей внедрение новых технологий

2.3. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ.

Улучшение качества природной среды и условий жизни человека, рациональное природопользование и развитие "зеленой" экономики

2.3.1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Развитие бережного отношения к природе

2.3.2. ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. Сохранение и защита природной среды, создание экологически безопасной и комфортной обстановки для населения

2.3.3. ЭКОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА, ЭКОБИЗНЕС. Стимулирование снижения ресурсопотребления и внедрения "зеленых технологий"

Приоритет 3.

ПРОСТРАНСТВО.

Сбалансированное пространственное развитие

3.1. ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ.

Организация эффективной системы расселения и распределения производительных сил

3.1.2. СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ. Содействие ускоренному социально-экономическому развитию городских и сельских муниципальных образований за счет эффективного распределения производительных сил

3.2. РАЗВИТИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.

Интеграция в межрегиональные и глобальные социально-экономические отношения

3.2.1. МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ. Развитие межрегиональных связей

3.2.2. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ. ЭКСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ. Развитие внешнеэкономических связей. Стратегия в области обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности


Ключевыми ориентирами развития в рамках Государственной программы являются:


обеспечение продовольственной безопасности Тюменской области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»