ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2023 года N 728


Об утверждении государственной программы "Развитие юстиции в Республике Башкортостан"



В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 октября 2023 года N 618 "О Порядке разработки и реализации государственных программ Республики Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан постановляет:


1. Утвердить прилагаемые:


государственную программу "Развитие юстиции в Республике Башкортостан";


перечень решений Правительства Республики Башкортостан, признаваемых утратившими силу.


2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.


3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Сагитова И.Х.



Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Г.НАЗАРОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 20 декабря 2023 г. N 728



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЮСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"



Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы "Развитие юстиции в Республике Башкортостан"



1. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Приоритетами и целями государственной политики в сфере юстиции в Республике Башкортостан являются соблюдение прав и основных свобод человека, повышение уровня безопасности судебных участков мировых судей Республики Башкортостан, создание необходимых условий для осуществления правосудия и обеспечение доступности информации о деятельности судов для граждан.


Актуальными остаются вопросы создания необходимых условий для осуществления правосудия мировыми судьями посредством поддержания зданий и помещений, выделенных мировым судьям для осуществления правосудия, в надлежащем состоянии. Работа по организационному обеспечению деятельности мировых судей должна быть продолжена программно-целевыми методами.


Согласно пункту 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.


Открытость и гласность судопроизводства, своевременное, квалифицированное, объективное информирование общества о деятельности мировых судей способствуют повышению уровня правовой осведомленности о судоустройстве и судопроизводстве, являются гарантией справедливого судебного разбирательства, а также обеспечивают общественный контроль за функционированием судебной власти.


Размещению на официальных сайтах мировых судей Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети Интернет подлежат тексты судебных актов, принятых мировыми судьями в установленной соответствующим законом форме по существу дел, рассмотренных в порядке осуществления гражданского, административного, уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях в качестве суда первой инстанции, с учетом требований статьи 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".


Целями государственной политики являются развитие и укрепление института мировой юстиции в Республике Башкортостан. Одним из показателей государственной программы является "Доля судебных актов, опубликованных на Интернет-сайтах мировых судей Республики Башкортостан, в общем количестве судебных актов, подлежащих публикации".


Доля судебных актов, опубликованных на Интернет-сайтах мировых судей Республики Башкортостан, в общем количестве судебных актов, подлежащих публикации, в 2021 году составила 98,9%, в 2022 году - 99,3%, за 9 месяцев 2023 года - 99,4%.


В целях повышения уровня правовой защищенности населения Республики Башкортостан важными аспектами деятельности по обеспечению единства правового пространства на территории Российской Федерации являются повышение качества нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и обеспечение общедоступности и достоверности сведений, содержащихся в республиканском регистре муниципальных нормативных правовых актов (далее - республиканский регистр).


Одним из основных направлений деятельности Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции (далее - Госкомюстиции РБ) является государственная регистрация нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти.


Согласно части 5 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" нормативные правовые акты исполнительных органов субъекта Российской Федерации (за исключением нормативных правовых актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) подлежат государственной регистрации в соответствии с законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.


В соответствии со статьей 37 Закона Республики Башкортостан "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан" нормативные правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Башкортостан вступают в силу после прохождения ими государственной регистрации в уполномоченном республиканском органе исполнительной власти в сфере юстиции и последующего опубликования. В Республике Башкортостан таким государственным органом является Госкомюстиции РБ.


Ежегодно в Госкомюстиции РБ на государственную регистрацию поступает более 1800 правовых актов, изданных республиканскими органами исполнительной власти (в 2020 году - 1913, в 2021 году - 1963, в 2022 году - 1827). В настоящее время в Государственный реестр зарегистрированных нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти включено 20935 актов.


В соответствии с Законом Республики Башкортостан "О республиканском регистре муниципальных нормативных правовых актов", Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2009 года N 119 "О Порядке организации работы по ведению республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов" осуществляется работа по организации и ведению республиканского регистра.


Для реализации прав и свобод человека и гражданина, указанных в статье 29 Конституции Республики Башкортостан, принято Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 сентября 2010 года N 348 "Об утверждении Порядка предоставления сведений, содержащихся в республиканском регистре муниципальных нормативных правовых актов", в котором определяются общие принципы организации работы по предоставлению сведений, содержащихся в республиканском регистре, состав таких сведений и условия доступа к ним государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.


Деятельность республиканского регистра направлена, прежде всего, на создание целостного информационно-правового ресурса, обеспечивающего доступ широкому кругу лиц ко всем муниципальным нормативным правовым актам, оказание необходимой консультативно-методической помощи органам местного самоуправления Республики Башкортостан по вопросам направления муниципальных актов в республиканский регистр.


В рамках реализации полномочий по ведению республиканского регистра в Госкомюстиции РБ поступает соответствующая информация из 895 муниципальных образований Республики Башкортостан.


На сегодняшний день в республиканском регистре размещено 346633 муниципальных нормативных правовых акта. Поступившие муниципальные нормативные правовые акты после первичной юридической обработки размещены в республиканском регистре без нарушений срока.


По состоянию на 1 января 2021 года в республиканский регистр включено 280710 муниципальных нормативных правовых актов, представленных органами (должностными лицами) местного самоуправления.


Необходимо отметить, что количество муниципальных нормативных правовых актов с каждым годом значительно увеличивается и Республика Башкортостан по количеству муниципальных актов, включенных в республиканский регистр, занимает одно из лидирующих мест среди субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ.


Статьей 48 Конституции Российской Федерации определено право каждого гражданина на квалифицированную юридическую помощь.


В последние годы немаловажное значение для развития правовой модели взаимоотношения государства и общества имеет защита прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим особую значимость приобретает обеспечение права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Республики Башкортостан и, соответственно, развитие государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Республики Башкортостан, включая обеспечение функционирования государственного казенного учреждения "Государственное юридическое бюро Республики Башкортостан" для оказания квалифицированной юридической помощи гражданам Российской Федерации, увеличения количества обращений граждан и повышения правовой грамотности населения.


Анализ деятельности в сфере предоставления бесплатной юридической помощи и количества обращений граждан, по которым бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в Республике Башкортостан оказана государственным казенным учреждением "Государственное юридическое бюро Республики Башкортостан", направлен на определение востребованности у населения мероприятий по предоставлению бесплатной юридической помощи. В период с 2020 по 2022 год сотрудниками данного учреждения оказана бесплатная юридическая помощь по 10337 обращениям граждан. При этом наблюдается рост количества обращений граждан, по которым оказана бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в Республике Башкортостан, в связи с расширением перечня категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в соответствии со статьей 8 Закона Республики Башкортостан "О бесплатной юридической помощи в Республике Башкортостан".


Государственная регистрация актов гражданского состояния характеризует правовое состояние граждан, влияет на возникновение, изменение или прекращение их прав и обязанностей.


Государственной регистрации подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.


В сфере государственной регистрации актов гражданского состояния Республики Башкортостан, как в Российской Федерации в целом, так и в Приволжском федеральном округе в частности, наблюдается тенденция к снижению количества зарегистрированных актов гражданского состояния.


Так, количество зарегистрированных актов гражданского состояния в 2021 году составило 154151 акт гражданского состояния, в 2022 году - 137213, за 9 месяцев 2023 года - 100365.


Количество совершенных юридически значимых действий составило в 2021 году 342409, в 2022 году - 358808, за 9 месяцев 2023 года - 285228.


Новым направлением работы для органов записи актов гражданского состояния (далее - органы ЗАГС) в 2022 году стало внедрение суперсервиса "Рождение ребенка". Органы ЗАГС республики являются лидерами в Российской Федерации по количеству зарегистрированных актов о рождении в рамках суперсервиса "Рождение ребенка". За 10 месяцев 2023 года при реализации суперсервиса "Рождение ребенка" зарегистрировано более 14000 рождений.


Доля регистрации рождений в Республике Башкортостан в рамках суперсервиса "Рождение ребенка" в общем количестве зарегистрированных рождений увеличивается. Для сравнения, если в январе 2023 года доля составляла 26%, то за 10 месяцев 2023 года - 52%.


Важным достижением в работе органов ЗАГС Республики Башкортостан является обеспечение высокого уровня удовлетворенности населения услугами в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Так, с 2021 года уровень удовлетворенности населения услугами в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния составляет 99% от числа опрошенных граждан.


Приоритетами государственной политики в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в Российской Федерации являются совершенствование государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечение прав и свобод человека и гражданина. При этом необходимы совершенствование порядка предоставления государственных услуг, обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде, внедрение принципов и стандартов клиентоцентричности в деятельность органов ЗАГС.



2. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Цели, задачи и показатели государственной программы и ее структурных элементов сформулированы в соответствии с:


Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации";


Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации";


Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации";


распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2013 года N 2256-р "Об утверждении целевых показателей оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий";


Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 февраля 2023 года N 21 "Об утверждении значений целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и администрации г. Байконура по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния на 2023 год";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»