(с изменениями на 25 июня 2024 года)
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 25.06.2024 N 208)
С целью реализации на территории Алтайского края государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640, в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 09.08.2023 N 302 "Об утверждении порядка разработки и реализации государственных программ Алтайского края" Правительство Алтайского края постановляет:
1. Утвердить государственную программу Алтайского края "Развитие здравоохранения в Алтайском крае" (приложение).
2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Алтайского края:
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО
Утверждена
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 21 декабря 2023 г. N 502
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 25.06.2024 N 208)
По состоянию на 31.12.2022 в крае функционировали 154 медицинские организации, имеющие статус юридического лица. В их числе 151 организация краевого и 3 организации федерального подчинения. В состав организаций краевого подчинения входят 4 организации особого типа и 147 лечебно-профилактических медицинских организаций, из которых 78 больниц (в том числе 58 центральных районных больниц), 2 больницы скорой медицинской помощи, 9 специализированных больниц, 2 родильных дома, 1 госпиталь, 16 диспансеров, 20 поликлиник, 2 дома ребенка, 7 центров, 3 станции скорой медицинской помощи, 1 центр крови, 6 санаторно-курортных организаций. В качестве структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в крае работает 816 фельдшерско-акушерских пунктов, 6 фельдшерских пунктов, 14 фельдшерских здравпунктов, 25 мобильных фельдшерско-акушерских пунктов, 182 сельские врачебные амбулатории, 18 участковых больниц, 4 районные больницы, 3 центра общей врачебной практики.
Показатель общей смертности по итогам 2022 года составил 15,0%о, что на 21,5% ниже уровня аналогичного периода 2021 года (19,1%о). Показатель смертности в крае выше на 14,5% показателя по Российской Федерации (13,1%о) и на 7,9% выше, чем по Сибирскому федеральному округу (далее - СФО) (13,9%о). Среди субъектов Российской Федерации по уровню смертности край занимает 62-е ранговое место от наилучшего показателя, среди субъектов СФО - 10-е ранговое место.
Показатель младенческой смертности (по данным Росстата) за 2022 год составил 4,0%о (4,6%о - в 2021 году), снижение на 11,1%. Показатель младенческой смертности в крае ниже уровня по Российской Федерации (4,5%о) на 11,1% и на 20,0% ниже показателя по СФО (5,0%о). Среди субъектов Российской Федерации по уровню младенческой смертности край занимает 28-е ранговое место (в 2021 году - 43-е место), среди субъектов СФО - 2-е ранговое место (в 2021 году - 3-е место).
В 2022 году уровень общей заболеваемости всего населения Алтайского края увеличился по сравнению с 2021 годом и составил 260316,36 случая на 100 тыс. населения (2021 год - 255179,28 случая на 100 тыс. населения), увеличение показателя на 2%.
Уровень первичной заболеваемости всего населения Алтайского края в 2022 году увеличился на 4% и составил 119121,02 случая на 100 тыс. населения (2021 год - 114540,23 случая на 100 тыс. населения). Распределение ранговых мест основных классов заболеваний по величине показателей общей заболеваемости населения по краю в 2022 году существенно не изменилось.
В 2022 году в Алтайском крае диспансеризацию и профилактические медицинские осмотры определенных групп взрослого населения осуществляла 81 медицинская организация. За 2022 год 1 этап диспансеризации завершили 412219 человек (68,7% от годового плана), профилактические медицинские осмотры взрослого населения 105567 человек (60% от плана). Число сельских жителей, прошедших диспансеризацию и профилактические медицинские осмотры, составило 202301 человек (39,1% от общего количества взрослых, прошедших диспансеризацию и профилактические медицинские осмотры). Количество прошедших диспансеризацию с применением мобильных медицинских бригад составило 6691 человек (1,3%). Углубленную диспансеризацию прошли 82911 человек, переболевших новой коронавирусной инфекцией (75,8% от плана).
Для повышения доступности и качества медицинской помощи в крае модернизируется материально-техническая база медицинских организаций.
В 2022 году построено 29 объектов здравоохранения, в том числе 18 фельдшерско-акушерских пунктов, 10 врачебных амбулаторий, 1 центр общей врачебной практики. Кроме того, начато строительство хирургического корпуса КГБУЗ "Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства". Всего на строительство новых объектов здравоохранения направлено 3,5 млрд рублей.
Кроме того, в 2022 году выполнен ремонт 149 структурных подразделений медицинских организаций. В частности, выполнены работы по восстановлению внутреннего и внешнего облика медицинских организаций, переоборудованию помещений под установку высокотехнологичного оборудования, обеспечению антитеррористической защищенности. На указанные цели из всех источников финансирования направлено 1,4 млрд рублей.
За период с 2018 по 2022 год было приобретено почти 11 тысяч единиц медицинского оборудования на сумму свыше 12 млрд рублей, в обновлении парка медицинского оборудования приняли участие все районы и городские округа края. Из 146 единиц закупленной тяжелой техники 89 единиц на сумму 1,95 млрд рублей приобретено для нужд медицинских организаций районов и городских округов, в ряде которых произведена замена аппаратов со сроком использования более 20 лет. Помимо приобретения самого оборудования, из средств краевого бюджета ежегодно выделяется около 100 млн рублей на ремонт и подготовку помещений для размещения соответствующей медицинской техники.
В крае дополнительно создано 14 тысяч автоматизированных рабочих мест для медицинского персонала.
Обеспеченность врачами в целом по краю в 2022 году уменьшилась по отношению к уровню 2021 года и составила 33,8 человека на 10 тыс. населения (2021 год - 35,2 человека на 10 тыс. населения). Отмечается незначительное снижение обеспеченности врачами клинических специальностей с 21,1 человека на 10 тыс. населения в 2021 году до 20,4 человека на 10 тыс. населения в 2022 году.
Обеспеченность средними медицинскими работниками в целом по краю снизилась на 4,1% по сравнению с 2021 годом и составила 87,4 человека на 10 тыс. населения (2021 год - 91,5 человека на 10 тыс. населения).
В Алтайском крае увеличены расходы на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан за счет средств краевого бюджета с 533 млн в 2018 году до 1415,0 млн рублей в 2022 году.
Количество обеспеченных региональных льготополучателей увеличилось на 3080 пациентов и составило 92172 пациента (22,8%) из 402730 пациентов (100%), состоящих в регистре региональных льготополучателей. Количество обеспеченных федеральных льготополучателей в 2022 году выросло на 1705 пациентов и составило 41058 пациентов (66,2%) из 61982 пациентов (100%), состоящих в регистре федеральных льготополучателей. За счет федеральных средств (субвенция и иной межбюджетный трансферт) ими получены медикаменты на сумму 828,9 млн рублей по 677078 рецептам.
Существует ряд факторов, влияющих на систему здравоохранения в регионе, в том числе:
демографическая ситуация в Алтайском крае характеризуется сокращением численности населения, усилившимся в последние годы. За пятилетний период с 2018 по 2022 год население края сократилось на 9,3%, или на 219,019 тыс. человек: с 2350,1 тыс. человек на начало 2018 года до 2131,019 тыс. человек на начало 2023 года. Существенное влияние на формирование демографических показателей в крае оказывает возрастная структура населения, в которой отмечается незначительный рост удельного веса старших возрастов. Доля лиц в возрасте 65 лет и более выросла к началу 2022 года до 17,1% от общей численности населения, а их численность увеличилась за год на 9200 человек до 388,4 тыс. человек. На начало 2022 года средний возраст жителей края составлял 40,98 года, увеличившись в сравнении с 2021 годом на 0,24% (2021 год - 40,88 года);
для Алтайского края, как и для многих регионов России, характерен отток специалистов. Из общей численности врачей и средних медицинских работников 32% и 24% соответственно - это лица пенсионного и предпенсионного возраста. Кроме того, часть выпускников медицинских образовательных организаций трудоустраиваются в частные медицинские организации. Из общей численности оттока медицинских кадров в частную систему уходят 15% врачей и 10% средних медицинских работников, за пределы региона выезжают 70% врачей и 78% средних медицинских работников, на пенсию выходят 15% врачей и 12% средних медицинских работников;
Алтайский край относится к числу регионов с неблагоприятной эпидемической ситуацией по туберкулезу. Показатель заболеваемости туберкулезом населения края, в том числе и контингента Федеральной службы исполнения наказаний, включающий в себя все зарегистрированные случаи заболевания туберкулезом, в 2022 году увеличился по отношению к уровню 2021 года на 14,5% и составил 58,4 случая на 100 тыс. населения (2021 год - 51,0 случая на 100 тысяч населения). В СФО заболеваемость туберкулезом в 2022 году составила 56,7 случая на 100 тыс. населения;
отмечается прирост показателя первичной заболеваемости злокачественными новообразованиями на 100 тыс. населения ("грубого" показателя), который в 2022 году составил 525,4%о (в 2021 году - 496,2%о). В сравнении с 2021 годом показатель увеличился на 6,0%, в динамике за 10 лет показатель также увеличился, средний темп прироста "грубого" показателя составил 1,1%. "Грубый" показатель заболеваемости выше российского на 32,0% (по Российской Федерации в 2021 году - 397,9%о).
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в следующих документах:
указах Президента Российской Федерации:
абзац утратил силу. - Постановление Правительства Алтайского края от 25.06.2024 N 208;
от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации;
Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 N 2581-р;
Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р;