В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 июня 2023 г. N 257 "О системе управления государственными программами Республики Мордовия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия" Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Мордовия "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия" (далее - Государственная программа).
2. Определить ответственным исполнителем государственной программы Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.
3. Установить, что объемы финансирования мероприятий государственной программы подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Мордовия.
4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Мордовия от 28 февраля 2022 г. N 187 "Об утверждении государственной программы "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия" (официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), 1 марта 2022 г., N 1300202203010016);
постановление Правительства Республики Мордовия от 23 марта 2023 г. N 146 "О внесении изменений в государственную программу "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия" (официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), 24 марта 2023 г., N 1300202303240007).
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
Д.ПОЗДНЯКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ"
Поверхностные и подземные воды являются важнейшим компонентом природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используемым и охраняемым как основа жизни и деятельности населения. Они обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Государственная программа направлена на решение проблемы обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и удовлетворения потребностей экономики республики в природных сырьевых, в частности, водных ресурсах. Необходимость ее решения обусловливает одновременное рассмотрение всего комплекса задач, связанных с развитием природно-ресурсного, водного потенциала и охраной окружающей среды.
Актуальность проблемы рационального использования природно-ресурсного, водного потенциала и сохранения окружающей природной среды Республики Мордовия как единого комплекса, обеспечивающего потребности экономики и жизнедеятельности населения, продиктована состоянием ее водных ресурсов, а также напряженностью экологической обстановки на территориях с интенсивной хозяйственной деятельностью.
Государственная программа является начальным этапом развития водохозяйственного комплекса Республики Мордовия и направлена на охрану водных объектов, увеличение их пропускной способности, предотвращение негативного воздействия вод, защиту населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от подтопления и затопления за счет реконструкции существующих защитных сооружений, проведения берегоукрепительных работ, снижение уровня аварийности гидротехнических сооружений за счет проведения ремонтно-восстановительных мероприятий.
Поверхностные водные объекты на территории Республики Мордовия представлены реками с расположенными на них водохранилищами, образованными путем перекрытия рек гидротехническими сооружениями, озерами и болотами. На территории республики полностью или частично протекает 1525 рек и ручьев общей протяженностью 9250 км. Водный режим малых рек отличается устойчивой, но низкой водностью в межень и высокой в половодье.
Территория Республики Мордовия относится к наиболее эродированным районам европейской части Российской Федерации. На территории Республики Мордовия широко распространены водноэрозионные процессы, отрицательно влияющие на состояние водных объектов и прибрежных территорий, активно развивающиеся в период половодья. Малые реки, на долю которых приходится значительная часть поверхностного стока территории Республики Мордовия, наиболее восприимчивы к антропогенному воздействию. Они выполняют функцию регулятора водного режима определенных ландшафтов, поддерживая равновесие и осуществляя перераспределение влаги.
Негативное воздействие на состояние водных объектов оказывает также хозяйственная и иная деятельность.
Основными последствиями проявления негативного воздействия вод в республике являются деформация и разрушение береговой зоны водных объектов, подтопление селитебных территорий, характеризующиеся экономическими потерями и недостаточной обеспеченностью населенных пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной защиты.
В период весеннего половодья в зоне затопления находятся многие населенные пункты Республики Мордовия.
В период половодья уровень воды на реках повышается на 7 - 8 метров, в результате чего вода выходит из русел и затапливает прилегающие окрестности. Наиболее паводкоопасными районами республики являются Краснослободский, Ковылкинский, Ичалковский, Рузаевский, Инсарский, Кадошкинский, Зубово-Полянский, Ардатовский и другие районы.
Естественные колебания характеристик гидрологического режима водных объектов приводят к возникновению рисков негативного воздействия вод на население и объекты экономики. Негативное воздействие вод проявляется рядом факторов: заиление и зарастание русла водотоков, затопление территории населенных пунктов, городских территорий и сельскохозяйственных угодий во время высоких паводков, абразия и переработка берегов основных рек в городах и населенных пунктах, ухудшение технического состояния гидротехнических сооружений на территории Республики Мордовия. Основными видами работ, которые необходимо выполнить для защиты (смягчения) от вредного воздействия вод, являются: инженерная защита, берегоукрепление рек и расчистка русел рек в населенных пунктах, капитальный ремонт гидротехнических сооружений, восстановление и экологическая реабилитация водных объектов.
Техническое состояние гидротехнических сооружений вызывает серьезную озабоченность в связи с тем, что многие выработали свой ресурс. Подавляющее большинство из них составляют водоподпорные сооружения малых и средних водохранилищ, многие из них эксплуатируются без ремонта и реконструкции 30 и более лет. Отсутствие необходимых средств не позволяет содержать гидротехнические сооружения в надлежащем технически исправном состоянии.
Основными причинами ухудшения технического состояния гидротехнических сооружений являются:
длительный срок эксплуатации гидротехнических сооружений без ремонтно-восстановительных работ;
физический износ бетонных и металлических конструкций;
деформация паводкового водосброса;
нарушение геометрических размеров тела плотины за счет деформации и размывов откосов;
фильтрация тела плотины;
отсутствие правильной эксплуатации гидротехнического сооружения.
При недостаточной пропускной способности водосбросных и водопропускных сооружений, дефектов при строительстве большое количество существующих гидротехнических сооружений являются потенциально опасными, поскольку в нижнем бьефе прудов и водохранилищ расположены населенные пункты, инженерные сооружения (дороги, мосты, трубопереезды). При пропуске весенних паводков через гидротехнические сооружения, имеющие пониженный уровень безопасности, могут возникать чрезвычайные ситуации, связанные с разрушением плотин и подтоплением ниже расположенных населенных пунктов и объектов экономики.
По приблизительным оценкам, при возникновении чрезвычайных ситуаций в результате аварий на гидротехнических сооружениях, затраты на ликвидацию негативных последствий, как минимум, в три раза превышают затраты на их предотвращение.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" полномочиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривается решение вопросов безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
Техническое состояние гидротехнических сооружений требует принятия безотлагательных мер по их капитальному ремонту.
В рамках реализации программы будет осуществлен капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Республики Мордовия, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений. Выполнены работы по реализации мероприятий, направленных на осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Мордовия, а также осуществлены меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Мордовия.
Решение проблемы рациональности использования водных ресурсов и эффективного управления водохозяйственным комплексом Республики Мордовия в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия необходимо путем комплексного подхода в рамках программы.
При реализации программы наметятся следующие прогнозные тенденции:
увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях;
увеличение протяженности новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления;
увеличение размера предотвращенного ущерба;
увеличение количества гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в текущем году в безопасное техническое состояние;
увеличение количества населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов;
увеличение протяженности расчищенных участков русел рек;
увеличение доли населения, проживающего на защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий территории, в общей численности населения, проживающего на территории Республики Мордовия, подверженных негативному воздействию вод;
увеличение протяженности работ по расчистке русел рек.
Прогноз реализации программы основывается на достижении уровней ее основных показателей (индикаторов).
Масштабность и ресурсоемкость задач, направленных на развитие водохозяйственного комплекса, требуют скоординированных действий по осуществлению мероприятий проектного и восстановительно-строительного характера с привлечением средств из бюджетов разного уровня. Расходы программы формируются за счет средств федерального бюджета (при условии выделения средств из федерального бюджета), средств республиканского бюджета Республики Мордовия, а также средств местного бюджета.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Мордовии на очередной финансовый год и на плановый период.
Основным стратегическим приоритетом государственной политики в сфере реализации программы является сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов.
Защита населенных пунктов от негативного воздействия паводковых вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений является неотъемлемой частью государственной политики Российской Федерации в области использования, восстановления и охраны водных объектов, направленной на создание правовых, организационных и материальных условий для реализации требования статьи 9 Конституции Российской Федерации об использовании и охране водных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории.