ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2023 года N 769


Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту"



В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 июня 2023 г. N 257 "О системе управления государственными программами Республики Мордовия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия" Правительство Республики Мордовия постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Мордовия "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" (далее - Государственная программа).


2. Определить ответственным исполнителем Государственной программы Министерство здравоохранения Республики Мордовия.


3. Определить куратором Государственной программы Первого Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия Г.А.Лотванову.


4. Признать утратившими силу:


постановление Правительства Республики Мордовия от 21 июня 2021 г. N 281 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 24 июня 2021 г., N 1300202106240003);


постановление Правительства Республики Мордовия от 28 марта 2022 г. N 285 "О внесении изменений в государственную программу Республики Мордовия "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 30 марта 2022 г., N 1300202203300006);


постановление Правительства Республики Мордовия от 27 марта 2023 г. N 157 "О внесении изменений в государственную программу Республики Мордовия "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 29 марта 2023 г., N 1300202303290003).


5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Председатель Правительства
Республики Мордовия
Д.ПОЗДНЯКОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 27 декабря 2023 г. N 769



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ"



Глава 1. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ


Динамика изменений, происходящих в России и в мире вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков, связана с возникновением новых вызовов и угроз, вызванных активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ.


Республика Мордовия, являясь динамично развивающимся субъектом Российской Федерации, имеющим развитую транспортную инфраструктуру, торговые, в том числе внешнеэкономические, отношения, не может оставаться в стороне от общероссийских тенденций. В этой связи возникает необходимость активизации деятельности органов государственной власти Республики Мордовия по предупреждению негативных явлений, связанных с расширением масштабов наркотизации населения.


Так, по данным системы мониторинга, в 2022 году состояние наркоситуации в Республике Мордовия Государственным антинаркотическим комитетом оценивалось как "нейтральное", аналогично 57 регионам Российской Федерации.


Результатом реализации Стратегии антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года стала зафиксированная устойчивая тенденция к общему оздоровлению наркоситуации в регионе.


По состоянию на 1 января 2023 г. по "уровню первичной заболеваемости наркологическими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков" населения обстановка в Республике Мордовия соответствовала "напряженному уровню" (21,0 человек с диагнозами "наркомания" и "пагубное (с вредными последствиями) потребление наркотиков" на 100 тысяч населения), что ниже зарегистрированного среднероссийского показателя (26,0 человек на 100 тысяч населения).


По данным Республиканского клинического наркологического диспансера, по состоянию на 1 октября 2023 г. на диспансерном наблюдении с диагнозом "наркомания" состояло 712 человек, в том числе 1 несовершеннолетнее лицо.


На диспансерном наблюдении с диагнозом "пагубное (с вредными последствиями) потребление наркотических средств" состояло 923 человека, в том числе 7 несовершеннолетних лиц.


На протяжении предыдущих лет органами государственной власти, органами местного самоуправления и различными общественными организациями была проведена большая работа в рамках реализации семи государственных программ по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Республики Мордовия, каждая из которых являлась логическим продолжением предыдущей. Программы по реализации антинаркотической политики в Республике Мордовия в предыдущие годы были направлены на координацию усилий всех заинтересованных структур на региональном и муниципальном уровнях, объединение различных ресурсов по решению проблем незаконного распространения и потребления наркотиков.


Согласованные меры и совместные усилия органов всех ветвей власти и институтов гражданского общества в ходе реализации программных мероприятий и других межведомственных антинаркотических мероприятий в рамках противодействия наркомании позволили удержать ситуацию под контролем. Наблюдаются положительные тенденции по снижению темпов роста количества лиц, состоящих на диспансерном наблюдении, количества женщин, детей и подростков, находящихся на диспансерном наблюдении в Республиканском клиническом наркологическом диспансере республики, стабилизации количества смертельных случаев, наступивших вследствие употребления наркотиков. Увеличивается число лиц, находящихся в состоянии стойкой ремиссии, а также снятых с учета в связи с выздоровлением.


Основными факторами, несущими негативное влияние на развитие обстановки в регионе в сфере незаконного оборота наркотиков, являлись миграционный приток иностранных граждан, организация каналов поставок и сетей сбыта наркотиков лидерами и активными членами организованных преступных группировок, возможность приобретения новых видов психоактивных веществ посредством сети Интернет. В связи с этим одной из основных задач государственной антинаркотической политики является решение вопросов организации информационной работы по профилактике наркомании и наркопреступности.


В целях улучшения наркоситуации необходима дальнейшая эффективная работа всех органов власти, государственной наркологической службы и общественных организаций региона по профилактике и противодействию наркомании. Для достижения поставленной цели требуется выполнение комплекса мероприятий за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных государственной программой.


Использование программно-целевого метода позволит создать условия и предпосылки для максимально эффективного использования финансовых ресурсов в соответствии с приоритетами государственной антинаркотической политики, обеспечить системный подход к решению поставленных задач.


Вместе с тем в целях реализации комплекса мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков в Республике Мордовия предусматривается формирование централизованных механизмов их координации, а также системы показателей (индикаторов) государственной программы, что должно обеспечить контроль за реализацией мероприятий, а также свести риск наступления негативных последствий от реализации государственной программы к минимуму.



Глава 2. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Приоритетами государственной антинаркотической политики являются обеспечение противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, пресечение наркотрафика, подрыв финансовых основ наркопреступности, уничтожение незаконно выращенных посевов и очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, сокращение числа потребителей наркотиков в немедицинских целях, неприятие употребления наркотиков в немедицинских целях, пресечение пропаганды наркотической субкультуры, создание системы антинаркотической пропаганды, предотвращение вовлечения детей и подростков в немедицинское употребление наркотиков, выявление лиц, употребляющих наркотики, создание системы социальной реабилитации и ресоциализации, научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности по снижению спроса на наркотики, создание общей системы обеспечения безопасности в данной сфере.


Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 733 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).


Стратегическими целями антинаркотической политики являются:


а) сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления;


б) снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков;


в) формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте.


Определены приоритеты государственной программы:


Повышение качества и результативности противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков;


Сокращение числа лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.



Глава 3. СВЕДЕНИЯ О ВЗАИМОСВЯЗИ СО СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ПРИОРИТЕТАМИ, ЦЕЛЯМИ И ПОКАЗАТЕЛЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Стратегические показатели (индикаторы) на плановый период определены Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года.


Значения стратегических показателей (индикаторов) на плановый период установлены в соответствии с методическими рекомендациями Государственного антинаркотического комитета, исходя из оценки общего состояния наркоситуации в Российской Федерации и Республики Мордовия.



Глава 4. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И СПОСОБЫ ИХ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ


Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:


- обеспечение мониторинга наркоситуации, оценка эффективности проводимой антинаркотической работы и совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача;


- развитие и укрепление системы межведомственного взаимодействия в организации профилактики наркомании, реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.


Основными целевыми индикаторами, характеризующими результаты реализации государственной программы, являются:


1) охват обучающихся образовательных организаций мероприятиями социально-психологического тестирования;


2) доля больных наркоманией повторно, госпитализированных в течение года, в общей численности госпитализированных больных наркоманией;


3) число больных наркоманией, находящихся в ремиссии свыше 2 лет (на 100 больных наркоманией среднегодового контингента).


Перечень целевых показателей (индикаторов) государственной программы определялся на основе следующих принципов:


охват наиболее значимых мероприятий государственной программы;


максимальная информативность при минимальном количестве показателей;


наблюдаемость и неизменность методологии расчета значений показателей в течение всего срока реализации государственной программы;


применение общепринятых определений, методик расчета и единиц измерения;


наличие объективных источников информации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»