В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 июня 2023 г. N 257 "О системе управления государственными программами Республики Мордовия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия" Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Мордовия "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" (далее - Государственная программа).
2. Определить ответственным исполнителем Государственной программы Министерство здравоохранения Республики Мордовия.
3. Определить куратором Государственной программы Первого Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия Г.А.Лотванову.
4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Мордовия от 21 июня 2021 г. N 281 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 24 июня 2021 г., N 1300202106240003);
постановление Правительства Республики Мордовия от 28 марта 2022 г. N 285 "О внесении изменений в государственную программу Республики Мордовия "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 30 марта 2022 г., N 1300202203300006);
постановление Правительства Республики Мордовия от 27 марта 2023 г. N 157 "О внесении изменений в государственную программу Республики Мордовия "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 29 марта 2023 г., N 1300202303290003).
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
Д.ПОЗДНЯКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ"
Динамика изменений, происходящих в России и в мире вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков, связана с возникновением новых вызовов и угроз, вызванных активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ.
Республика Мордовия, являясь динамично развивающимся субъектом Российской Федерации, имеющим развитую транспортную инфраструктуру, торговые, в том числе внешнеэкономические, отношения, не может оставаться в стороне от общероссийских тенденций. В этой связи возникает необходимость активизации деятельности органов государственной власти Республики Мордовия по предупреждению негативных явлений, связанных с расширением масштабов наркотизации населения.
Так, по данным системы мониторинга, в 2022 году состояние наркоситуации в Республике Мордовия Государственным антинаркотическим комитетом оценивалось как "нейтральное", аналогично 57 регионам Российской Федерации.
Результатом реализации Стратегии антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года стала зафиксированная устойчивая тенденция к общему оздоровлению наркоситуации в регионе.
По состоянию на 1 января 2023 г. по "уровню первичной заболеваемости наркологическими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков" населения обстановка в Республике Мордовия соответствовала "напряженному уровню" (21,0 человек с диагнозами "наркомания" и "пагубное (с вредными последствиями) потребление наркотиков" на 100 тысяч населения), что ниже зарегистрированного среднероссийского показателя (26,0 человек на 100 тысяч населения).
По данным Республиканского клинического наркологического диспансера, по состоянию на 1 октября 2023 г. на диспансерном наблюдении с диагнозом "наркомания" состояло 712 человек, в том числе 1 несовершеннолетнее лицо.
На диспансерном наблюдении с диагнозом "пагубное (с вредными последствиями) потребление наркотических средств" состояло 923 человека, в том числе 7 несовершеннолетних лиц.
На протяжении предыдущих лет органами государственной власти, органами местного самоуправления и различными общественными организациями была проведена большая работа в рамках реализации семи государственных программ по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Республики Мордовия, каждая из которых являлась логическим продолжением предыдущей. Программы по реализации антинаркотической политики в Республике Мордовия в предыдущие годы были направлены на координацию усилий всех заинтересованных структур на региональном и муниципальном уровнях, объединение различных ресурсов по решению проблем незаконного распространения и потребления наркотиков.
Согласованные меры и совместные усилия органов всех ветвей власти и институтов гражданского общества в ходе реализации программных мероприятий и других межведомственных антинаркотических мероприятий в рамках противодействия наркомании позволили удержать ситуацию под контролем. Наблюдаются положительные тенденции по снижению темпов роста количества лиц, состоящих на диспансерном наблюдении, количества женщин, детей и подростков, находящихся на диспансерном наблюдении в Республиканском клиническом наркологическом диспансере республики, стабилизации количества смертельных случаев, наступивших вследствие употребления наркотиков. Увеличивается число лиц, находящихся в состоянии стойкой ремиссии, а также снятых с учета в связи с выздоровлением.
Основными факторами, несущими негативное влияние на развитие обстановки в регионе в сфере незаконного оборота наркотиков, являлись миграционный приток иностранных граждан, организация каналов поставок и сетей сбыта наркотиков лидерами и активными членами организованных преступных группировок, возможность приобретения новых видов психоактивных веществ посредством сети Интернет. В связи с этим одной из основных задач государственной антинаркотической политики является решение вопросов организации информационной работы по профилактике наркомании и наркопреступности.
В целях улучшения наркоситуации необходима дальнейшая эффективная работа всех органов власти, государственной наркологической службы и общественных организаций региона по профилактике и противодействию наркомании. Для достижения поставленной цели требуется выполнение комплекса мероприятий за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных государственной программой.
Использование программно-целевого метода позволит создать условия и предпосылки для максимально эффективного использования финансовых ресурсов в соответствии с приоритетами государственной антинаркотической политики, обеспечить системный подход к решению поставленных задач.
Вместе с тем в целях реализации комплекса мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков в Республике Мордовия предусматривается формирование централизованных механизмов их координации, а также системы показателей (индикаторов) государственной программы, что должно обеспечить контроль за реализацией мероприятий, а также свести риск наступления негативных последствий от реализации государственной программы к минимуму.
Приоритетами государственной антинаркотической политики являются обеспечение противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, пресечение наркотрафика, подрыв финансовых основ наркопреступности, уничтожение незаконно выращенных посевов и очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, сокращение числа потребителей наркотиков в немедицинских целях, неприятие употребления наркотиков в немедицинских целях, пресечение пропаганды наркотической субкультуры, создание системы антинаркотической пропаганды, предотвращение вовлечения детей и подростков в немедицинское употребление наркотиков, выявление лиц, употребляющих наркотики, создание системы социальной реабилитации и ресоциализации, научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности по снижению спроса на наркотики, создание общей системы обеспечения безопасности в данной сфере.
Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 733 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).
Стратегическими целями антинаркотической политики являются:
а) сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления;
б) снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков;
в) формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте.
Определены приоритеты государственной программы:
Повышение качества и результативности противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков;
Сокращение числа лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.
Стратегические показатели (индикаторы) на плановый период определены Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года.
Значения стратегических показателей (индикаторов) на плановый период установлены в соответствии с методическими рекомендациями Государственного антинаркотического комитета, исходя из оценки общего состояния наркоситуации в Российской Федерации и Республики Мордовия.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
- обеспечение мониторинга наркоситуации, оценка эффективности проводимой антинаркотической работы и совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача;
- развитие и укрепление системы межведомственного взаимодействия в организации профилактики наркомании, реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
Основными целевыми индикаторами, характеризующими результаты реализации государственной программы, являются:
1) охват обучающихся образовательных организаций мероприятиями социально-психологического тестирования;
2) доля больных наркоманией повторно, госпитализированных в течение года, в общей численности госпитализированных больных наркоманией;
3) число больных наркоманией, находящихся в ремиссии свыше 2 лет (на 100 больных наркоманией среднегодового контингента).
Перечень целевых показателей (индикаторов) государственной программы определялся на основе следующих принципов:
охват наиболее значимых мероприятий государственной программы;
максимальная информативность при минимальном количестве показателей;
наблюдаемость и неизменность методологии расчета значений показателей в течение всего срока реализации государственной программы;
применение общепринятых определений, методик расчета и единиц измерения;
наличие объективных источников информации;