Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Чувашской Республики "Обеспечение граждан в Чувашской Республике доступным и комфортным жильем", утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 октября 2018 г. N 405 (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 июля 2019 г. N 317, от 11 декабря 2019 г. N 533, от 24 января 2020 г. N 31, от 27 мая 2020 г. N 274, от 9 сентября 2020 г. N 512, от 29 октября 2020 г. N 588, от 20 февраля 2021 г. N 55, от 23 июня 2021 г. N 280, от 20 декабря 2021 г. N 677, от 31 января 2022 г. N 27, от 25 мая 2022 г. N 232, от 12 августа 2022 г. N 396, от 14 декабря 2022 г. N 679, от 23 марта 2023 г. N 198, от 31 мая 2023 г. N 366, от 22 ноября 2023 г. N 731).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
О.НИКОЛАЕВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ"
Изложить государственную программу Чувашской Республики "Обеспечение граждан в Чувашской Республике доступным и комфортным жильем" в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 16.10.2018 N 405
Государственная программа Чувашской Республики "Обеспечение граждан в Чувашской Республике доступным и комфортным жильем"
Ответственный исполнитель: | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики | |
Дата составления проекта Государственной программы: | 25 июля 2018 года | |
Непосредственный исполнитель Государственной программы: | первый заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Максимов В.М. (т. 56-54-23, e-mail: construc55@cap.ru) | |
Министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики | М.А.Коледа |
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Чувашской Республики "Обеспечение граждан в Чувашской Республике доступным и комфортным жильем" (далее также - Государственная программа)
I. Оценка текущего состояния сферы реализации Государственной программы
В рамках реализации регионального проекта "Жилье (Чувашская Республика - Чувашия)" на территории Чувашской Республики - Чувашии общий совокупный объем ввода жилья на территории Чувашской Республики в период с 2019 по 2022 год составил 2801,2 тыс. кв. метров, в том числе 1512,3 тыс. кв. метров - многоквартирные жилые дома, 1288,9 тыс. кв. метров - индивидуальные жилые дома. Максимальный объем жилья за этот период введен в 2022 году - 850,6 тыс. кв. метров.
В Чувашской Республике (далее также - республика) реализуются 10 инфраструктурных проектов, предусматривающих строительство инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры для участков комплексной застройки территорий под жилищное строительство в городах Чебоксары, Канаше, Новочебоксарске и Чебоксарском муниципальном округе. Республике одобрено предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов в объеме 5021,8 млн. рублей. Указанные инвестиции позволят до 2030 года обеспечить необходимой инфраструктурой строительство более 1 млн. кв. метров жилья, а также создать 3,1 тыс. рабочих мест.
За период с 2019 по 2023 год создана государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Чувашской Республики, которая позволяет получать информацию о региональных и местных нормах градостроительного проектирования, правилах землепользования и застройки, произвести расчет градостроительного потенциала и определить вид разрешенного земельного участка. В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах между Чувашской Республикой и четырьмя соседними субъектами. Актуализированы схема территориального планирования Чувашской Республики и региональные нормативы градостроительного проектирования. Застройщикам предоставлена возможность получения услуг в сфере строительства (по получению градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию) в электронной форме через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Завершается разработка градостроительной документации (генеральных планов и правил землепользования и застройки) муниципальных округов.
В целях создания центра притяжения инвестиционных проектов и человеческого капитала осуществляется развитие Чебоксарской агломерации, объединяющей в себе города Чебоксары, Новочебоксарск и Чебоксарский, Мариинско-Посадский, Моргаушский и Цивильский муниципальные округа.
Для достижения данной цели совместно с Фондом ДОМ.РФ в 2023 году ведется работа по разработке стратегии пространственного развития (мастер-плана) Чебоксарской агломерации, которая ляжет в основу актуализации документов территориального планирования республиканского и муниципального уровней.
Удалось обеспечить повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения. Правительством Российской Федерации в 2020 году в целях поддержки жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования граждан в условиях ухудшения макроэкономической ситуации из-за пандемии запущена программа предоставления гражданам ипотечных жилищных кредитов (займов) по льготным ставкам для приобретения ими жилья в новостройках.
В Чувашской Республике введены дополнительные меры поддержки ипотечного жилищного кредитования. Отдельные категории граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют возможность приобрести жилые помещения с помощью одного из механизмов льготного ипотечного кредитования:
в рамках индивидуальной программы социально-экономического развития Чувашской Республики на 2020 - 2024 годы предоставляются единовременные выплаты в размере 20 процентов от расчетной стоимости жилого помещения на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа);
в рамках реализуемой совместно с акционерным обществом "ДОМ.РФ" ипотечной программы предоставляются ипотечные жилищные кредиты (займы), процентная ставка по которым снижается на три процентных пункта.
С 2019 по 2023 год в республике посредством ипотечного жилищного кредитования более 88 тыс. семей приобрели жилье, объем ипотечных жилищных кредитов составил около 215 млрд. рублей. При этом 32 тыс. семей направили кредитные средства в размере 95 млрд. рублей на участие в долевом строительстве жилья, из них около 0,9 тыс. семей получили государственную поддержку в рамках льготных ипотечных программ и направили в долевое строительство жилья около 2 млрд. рублей.
В республике имеются факты недобросовестного исполнения застройщиками своих обязательств по строительству многоквартирных домов и передаче объектов долевого строительства гражданам - участникам долевого строительства, денежные средства которых были привлечены застройщиками для строительства указанных многоквартирных домов. Всего с 2019 по 2023 год в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории Чувашской Республики (далее также - ЕРПО), было включено 20 многоквартирных домов площадью 203 тыс. кв. метров (3468 обманутых дольщиков).
В целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства, в 2019 году была создана некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства в Чувашской Республике".
Решены проблемы по 12 многоквартирным домам общей площадью 126 тыс. кв. метров, восстановлены права 1711 дольщиков. На начало 2023 года в ЕРПО числятся 8 многоквартирных домов площадью 79 тыс. кв. метров (1757 обманутых дольщиков).
В целях полного исключения возможности появления новых обманутых граждан - участников долевого строительства в 2020 году проведена масштабная реформа долевого строительства и осуществлен переход на привлечение средств граждан для финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу.
На 1 января 2023 г. в республике строилось около 800 тыс. кв. метров жилья с использованием счетов эскроу, что составляет 92 процента всего жилья, строящегося в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Одной из острых социальных проблем остается проблема обеспечения жильем граждан. По состоянию на 1 января 2023 г. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления состояли 57,3 тыс. семей, что на 21,3 процента меньше, чем в 2019 году (72,8 тыс. семей), из них 10 лет и более - 35 тыс. семей. Среди нуждающихся в жилье - 448 многодетных семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей, 3078 молодых семей, 1914 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 230 ветеранов и инвалидов. С 2019 по 2023 год обеспечены жильем 312 многодетных семей, 2411 молодых семей, 1365 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, 580 ветеранов и инвалидов.
Одним из направлений улучшения жилищных условий граждан является ликвидация аварийного жилищного фонда. Указанное направление осуществляется в рамках реализуемых совместно с государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства мероприятий по переселению из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года.
В рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации" на 2019 - 2023 годы предусмотрено переселение 1017 граждан из 412 жилых помещений общей площадью 15,2 тыс. кв. метров (47 аварийных домов) в 13 муниципальных образованиях (Аликовский, Вурнарский, Ибресинский, Моргаушский, Порецкий, Урмарский, Цивильский, Чебоксарский, Шемуршинский, Янтиковский муниципальные округа, города Алатырь, Шумерля, Чебоксары).
В 2019 - 2021 годах переселены 319 граждан, проживающих в 121 жилом помещении общей площадью 4,9 тыс. кв. метров (13 аварийных домов).
В рамках 4 этапа программы (2022 - 2023 годы) предусмотрено переселение 698 граждан, проживающих в 291 жилом помещении (34 аварийных многоквартирных дома) общей площадью 10,3 тыс. кв. метров в 9 муниципальных образованиях (Вурнарский, Ибресинский, Моргаушский, Урмарский, Чебоксарский, Шемуршинский, Янтиковский муниципальные округа, города Шумерля, Чебоксары).
II. Стратегические приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Долгосрочные приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы определены с учетом следующих документов, имеющих стратегический (долгосрочный) характер:
Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р;
Закон Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года" (далее также - Стратегия до 2035 года).
Основными стратегическими приоритетами государственной политики Чувашской Республики в жилищной сфере являются обеспечение граждан в Чувашской Республике доступным и качественным жильем, создание комфортной и экологической среды проживания для человека.
Приоритет в жилищной сфере - создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующего потребностям различных групп населения, а также для повышения доступности жилья для населения Чувашской Республики, в том числе:
формирование эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;
обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктурой, вовлечение в жилищное строительство неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков;
содействие комплексному развитию территорий;