(с изменениями на 5 июня 2024 года)
(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 05.06.2024 N 293-п)
В соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 14 августа 2023 г. N 490-п "О системе управления государственными программами Ставропольского края" и распоряжением Правительства Ставропольского края от 12 июля 2023 г. N 379-рп "Об утверждении перечня государственных программ Ставропольского края, планируемых к разработке, и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Ставропольского края" Правительство Ставропольского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ставропольского края "Развитие энергетики, промышленности и связи".
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Ставропольского края:
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края Хлопянова А.Г.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2024 года.
Губернатор
Ставропольского края
В.В.ВЛАДИМИРОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СВЯЗИ"*
(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 05.06.2024 N 293-п)
________________
* Далее по тексту используется сокращение - Программа.
Ставропольский край относится к числу субъектов Российской Федерации с выраженной индустриальной специализацией. Промышленность - главная движущая сила экономического развития Ставропольского края, основа наполняемости бюджетов всех уровней и обеспечения занятости населения Ставропольского края.
В структуре промышленности Ставропольского края преобладают обрабатывающие производства. Наибольший удельный вес в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств в Ставропольском крае занимает производство химических веществ и химических продуктов, готовых металлических изделий, автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, прочих транспортных средств и оборудования, лекарственных средств и материалов, машин и оборудования, текстильных изделий.
За 2022 год объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" в Ставропольском крае составил 584,70 млрд рублей, что на 40,00 процента выше уровня 2021 года. Многократный рост данного показателя за 2022 год отмечается в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, а также производстве прочих транспортных средств и оборудования. Кроме того, в Ставропольском крае в 2022 году вырос объем отгруженной продукции в производстве машин и оборудования и составил 123,60 процента. В 2022 году на 4,90 процента выросли объемы производства химических веществ и химических продуктов. Рост производства готовых металлических изделий - в 2022 году составил 134,70 процента, лекарственных средств и материалов - 106,90 процента, текстильных изделий - 117,40 процента.
Индекс промышленного производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" в Ставропольском крае в 2022 году составил 99,10 процента.
Падение промышленного производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" в Ставропольском крае связано с введением санкций, изменением конъюнктуры рынка, нестабильной ценовой политикой контрагентов.
Объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, курируемым министерством энергетики, промышленности и связи Ставропольского края (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами), в 2022 году составил 70,60 млрд рублей, что на 25,20 процента выше уровня 2021 года. В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, курируемым министерством энергетики, промышленности и связи Ставропольского края (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами), в 2022 году инвестиции в топливно-энергетический комплекс составили 42,00 млрд рублей, инвестиции в обрабатывающие производства - 25,30 млрд рублей, инвестиции в область информации и связи - 3,30 млрд рублей.
В Ставропольском крае продолжается внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу, государственное управление и бизнес, что оказывает влияние на рост производительности труда и качество жизни населения Ставропольского края, повышает эффективность технологических, производственных и управленческих процессов любой отрасли экономики Ставропольского края и уровень обороноспособности Российской Федерации.
Активизация процессов цифровой трансформации выступает в качестве важнейшей национальной стратегической цели на период до 2030 года, результатом решения которой является обеспечение достаточного уровня "цифровой зрелости" органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающей использование ими отечественных информационно-технологических решений.
Ставропольский край более чем в 3,0 раза превысил плановое значение "цифровой зрелости" органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающей использование ими отечественных информационно-технологических решений, которое по итогу 2022 года составило 63,00 процента, что в 1,4 раза выше уровня 2021 года.
Целевая направленность Программы определяется необходимостью решения задач в части энергосбережения и повышения энергоэффективности в энергетическом комплексе и социальной сфере Ставропольского края. При этом главной задачей всех участников процесса энергоснабжения и энергопотребления является комплексное использование всех рычагов управления для перехода на энергоэффективный путь развития.
Энергоемкость валового регионального продукта Ставропольского края является основным показателем повышения энергоэффективности Ставропольского края. По динамике снижения энергоемкости валового регионального продукта Ставропольский край относится к лидерам среди других субъектов Российской Федерации. За 2015 - 2022 годы данный показатель снизился на 25,00 процента (с 17,60 тонны условного топлива/млн рублей в 2015 году до 13,10 тонны условного топлива/млн рублей в 2022 году), тогда как энергоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации за 2015 - 2022 годы увеличилась на 3,80 процента. Энергоемкость валового регионального продукта Ставропольского края в 2022 году по отношению к 2021 году снизилась на 1,50 процента.
В Ставропольском крае основным видом используемого топлива является природный газ, доля которого при производстве тепловой энергии для отопления населения Ставропольского края и объектов социальной сферы Ставропольского края составляет 98,00 процента. Доля объема энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Ставропольского края, составляет 6,60 процента.
Удельный суммарный расход энергетических ресурсов в многоквартирных домах в Ставропольском крае за 2021 - 2022 годы составил 0,018 тонн условного топлива/кв. м.
В Ставропольском крае в 2023 году сохраняется ряд следующих экономических вызовов и рисков:
в сфере энергетики - неэффективное использование энергетических ресурсов в жилищном фонде и системах коммунальной инфраструктуры; высокие потери энергетических ресурсов при их производстве, транспортировке и потреблении; изношенность основных фондов; низкий уровень оснащенности приборами учета, используемых энергетических ресурсов; недостаточное количество объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы или возобновляемые источники энергии; низкий объем привлеченных внебюджетных источников;
в сфере промышленности - санкционное давление со стороны недружественных стран; ограниченность компонентной базы и комплектующих российского производства; недостаточный объем оборотных средств организаций промышленности; высокие процентные ставки по кредитам на пополнение оборотных средств организаций; ограниченный доступ к компетенциям и технологиям, необходимым для выпуска конкурентоспособной продукции, отвечающей требованиям рынка по комплексности и функционалу, технологичности, гибкости и цене; усиление конкуренции со стороны субъектов Российской Федерации;
в сфере связи - дефицит кадров и недостаточный уровень подготовки IT-специалистов; низкий уровень вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий и информационной безопасности; рост киберпреступности; технологическая уязвимость создаваемой цифровой инфраструктуры; быстрое устаревание оборудования и проблема его утилизации; рост технологической зависимости от зарубежных поставщиков, способствующий ослаблению технологической и экономической безопасности.
В целях решения указанных экономических вызовов и рисков предусмотрена реализация региональных проектов, ведомственных проектов и комплексов процессных мероприятий Программы.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы сформированы в соответствии с:
Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 1089-р;