В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 26 июня 2023 года N 459 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Орловской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Орловской области" Правительство Орловской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Орловской области от 30 сентября 2019 года N 553 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Управление государственными финансами Орловской области" следующие изменения:
1) в преамбуле слова "от 23 июля 2012 года N 255 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Орловской области и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Орловской области" заменить словами "от 26 июня 2023 года N 459 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Орловской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Орловской области";
2) приложение изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Губернатор
Орловской области
А.Е.КЛЫЧКОВ
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 30 сентября 2019 г. N 553
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Современное состояние и развитие системы управления государственными финансами в Орловской области характеризуются проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, направленностью бюджетных расходов на оптимизацию бюджетной сферы, ее эффективное функционирование и повышение качества оказываемых государственных услуг.
В результате мероприятий по реформированию финансов в Орловской области создана целостная нормативная правовая база; бюджетный процесс организован с учетом безусловного исполнения всех ранее принятых расходных обязательств; в межбюджетных отношениях используются единые принципы и формализованные методики; при составлении проекта бюджета применяется программно-целевой метод.
Несмотря на проведенную работу по реформированию бюджетной системы, не все инструменты, влияющие на качественное улучшение управления общественными финансами, работают в полной мере, что приводит к следующим проблемам в данной области:
1) значительной дифференциации бюджетной обеспеченности между муниципальными районами;
2) существенной дефицитности местных бюджетов;
3) значительному объему государственного долга по отношению к общему годовому объему доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Реализация государственной программы Орловской области "Управление государственными финансами Орловской области" (далее также - государственная программа) направлена на искоренение перечисленных проблем с использованием инструментов межбюджетных отношений и инструментов долговой политики.
Одним из приоритетов бюджетной политики в сфере управления финансами является совершенствование межбюджетных отношений.
Грамотная политика в области межбюджетных отношений способствует достижению основных целей государственной программы - обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Орловской области и создания условий для эффективного выполнения полномочий органов местного самоуправления.
Вместе с тем достижение поставленных целей государственной программы невозможно без проведения ответственной долговой политики - эффективного управления государственным долгом области.
Выполнение поставленных целей в области межбюджетных отношений должно проводиться с учетом следующих принципов:
1) разграничения доходов и расходных обязательств между бюджетами разных уровней;
2) самостоятельности бюджетов и ответственности органов местного самоуправления за полноту сбора обязательных платежей на территории муниципального образования и полноту учета расходных обязательств в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством;
3) равенства бюджетных прав муниципальных образований во взаимоотношениях с органами государственной власти Орловской области;
4) сбалансированности доходных источников и расходных обязательств каждого уровня бюджетной системы;
5) выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований с применением объективной, формализованной и прозрачной системы;
6) создания стимулов для наращивания собственной доходной базы;
7) сокращения наименее эффективных видов финансовой помощи, повышения концентрации межбюджетных трансфертов на важнейшие приоритетные направления.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование показателей проекта консолидированного бюджета будет основано на базе основных параметров прогноза социально-экономического развития Орловской области по каждому муниципальному образованию. Сохранится нормативный подход к формированию межбюджетных отношений, одним из основополагающих факторов которого является учет социальной структуры населения Орловской области.
Должна быть продолжена практика формирования дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, субвенций на выполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций бюджетам городских, сельских поселений в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, законов Орловской области от 26 декабря 2005 года N 562-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Орловской области", от 5 декабря 2008 года N 846-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Орловской области полномочиями органов государственной власти Орловской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам городских, сельских поселений Орловской области за счет средств областного бюджета", дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов), иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов). Посредством предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета по-прежнему будет оказываться содействие органам местного самоуправления в финансировании дефицита местных бюджетов и покрытии временных кассовых разрывов в целях обеспечения решения вопросов местного значения, определенных законодательством Российской Федерации.
Предоставление межбюджетных трансфертов из областного бюджета будет осуществляться исключительно при соблюдении органами местного самоуправления условий, определенных бюджетным законодательством, с применением к его нарушителям мер принуждения, предусмотренных действующим законодательством.
Конечными результатами реализации государственной программы с учетом соблюдения вышеназванных принципов, условий, выполнения поставленных задач должны быть:
1) ежегодное увеличение темпов роста бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) (с учетом налоговых и неналоговых доходов и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности с учетом поступлений налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам отчислений) в сопоставимых условиях;
2) повышение эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) ежегодно;
3) сокращение дифференциации муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) по уровню бюджетной обеспеченности;
4) соблюдение ограничений, накладываемых Бюджетным кодексом Российской Федерации, и обязательств, установленных условиями соглашений по предоставлению и реструктуризации бюджетных кредитов;
5) обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств Орловской области и обязательств по обслуживанию государственного долга.
Целями государственной программы являются:
1) сокращение дифференциации муниципальных образований по уровню бюджетной обеспеченности после выравнивания (отклонения в уровнях бюджетной обеспеченности между наименее и наиболее обеспеченными муниципальными образованиями после предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности);
2) обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований Орловской области;
3) выравнивание финансовых возможностей городских, сельских поселений по осуществлению органами местного самоуправления городских, сельских поселений полномочий по решению вопросов местного значения;
4) повышение качества управления муниципальными финансами;
5) повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Орловской области;
6) обеспечение доли расходов на обслуживание государственного долга Орловской области в общем объеме расходов областного бюджета, без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций не более 8 процентов.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнение следующих задач:
1) выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Орловской области;
2) поддержка мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в Орловской области в рамках содействия органам местного самоуправления муниципальных образований Орловской области;
3) реализация мероприятий, направленных на ограничение размера государственного долга Орловской области и обеспечение своевременных расчетов по уплате основного долга и процентов за пользование кредитными средствами.
Государственной программой обеспечена возможность проверки и подтверждения достижения целей и решения поставленных задач посредством целевых показателей, количественно характеризующих погодовую динамику степени решения задач и уровня достижения цели, а также конечные результаты реализации государственной программы.
Задачами государственного управления в сфере управления государственными финансами, а также способами их эффективного решения являются: