(с изменениями на 15 августа 2024 года)
(в ред. постановлений правительства ЕАО от 14.03.2024 N 105-пп, от 14.03.2024 N 106-пп, от 06.06.2024 N 225-пп, от 15.08.2024 N 330-пп)
В соответствии с постановлением правительства Еврейской автономной области от 07.09.2023 N 370-пп "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании, реализации государственных программ Еврейской автономной области и проведения оценки эффективности их реализации" и постановлением правительства Еврейской автономной области от 31.08.2023 N 355-пп "Об утверждении перечня государственных программ Еврейской автономной области, предусмотренных к финансированию из областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" правительство Еврейской автономной области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие информационного общества" на 2024 - 2030 годы.
2. Признать утратившими силу следующие постановления правительства Еврейской автономной области:
- от 11.12.2020 N 477-пп "О внесении изменений в государственную программу Еврейской автономной области "Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Еврейской автономной области" на 2020 - 2026 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 29.10.2019 N 369-пп";
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Вице-губернатор области - первый заместитель
председателя правительства области
Д.Ф.БРАТЫНЕНКО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА" НА 2024 - 2030 ГОДЫ
(в ред. постановлений правительства ЕАО от 14.03.2024 N 105-пп, от 14.03.2024 N 106-пп, от 06.06.2024 N 225-пп, от 15.08.2024 N 330-пп)
Информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) оказала безусловное влияние на все отрасли экономики. Произошедшие в короткое время изменения в условиях перехода на дистанционную работу повлияли на ускорение цифровизации внутри компаний. Более интенсивное использование цифровых технологий населением в период пандемии показало значимость перевода предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в цифровой формат.
По состоянию на конец 2023 года жителям Еврейской автономной области доступны 84 массовые социально значимые услуги в электронном виде. Для этого в органах исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемых правительством Еврейской автономной области (далее - ОИВ ЕАО), органах местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области (далее - ОМСУ) настроены рабочие места федеральной государственной информационной системы "Платформа государственных сервисов", обеспечивающей возможность работы с заявлениями на предоставление государственных и муниципальных услуг.
Все жители Еврейской автономной области имеют возможность подать заявление на получение государственных и муниципальных услуг в электронном виде, используя Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Еврейской автономной области (далее - РПГУ), на котором опубликованы 22 электронные формы государственных и муниципальных услуг, а также обеспечен удобный переход на электронные формы заявлений на получение массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
С использованием Автоматизированной информационной системы по предоставлению государственных и муниципальных услуг, а также ведомственных информационных систем ОИВ ЕАО и подведомственных учреждений продолжается развитие сервисов межведомственного электронного взаимодействия. На текущий момент ОИВ ЕАО и ОМСУ, оказывающим государственные и муниципальные услуги, доступен 131 вид сведений, зарегистрированных в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ версии 3).
Перевод услуг в электронный вид, развитие системы межведомственного электронного взаимодействия способствуют оптимизации процессов взаимодействия органов государственной власти Еврейской автономной области, ОМСУ, бизнеса и граждан в целях сокращения сроков предоставления государственных и муниципальных услуг, сокращения административных процедур, а также устранения неравенства, связанного с доступностью граждан к получению государственных и муниципальных услуг.
На территории Еврейской автономной области обеспечено информационное сопровождение возможности получения гражданами услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Для развития информационно-коммуникационных технологий в Еврейской автономной области свойственны общероссийские тенденции:
- развитие отрасли связи идет по пути внедрения современных цифровых технологий, интеграции телекоммуникационных сетей;
- увеличение числа пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и компьютеров (основным фактором увеличения числа пользователей является развитие сетей широкополосного доступа к мультисервисным сетям как в секторе фиксированной, так и в секторе мобильной связи);
- создание и внедрение в целях решения социально значимых проблем автоматизированных информационных систем.
В 2024 - 2030 годах операторы связи, несмотря на внешние негативные факторы и условия повышенной неопределенности, планируют дальнейшее осуществление инвестиционной деятельности, направленной на обеспечение устойчивого функционирования сетей связи, обеспечение высокоскоростного фиксированного и беспроводного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Развитие и модернизация современной инфраструктуры создадут условия для обеспечения доступности услуг электросвязи для всех слоев населения на территории Еврейской автономной области, предоставят равные возможности доступа к информационным сетям городскому и сельскому населению, приведут к снижению цифрового неравенства.
Продолжится внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу, государственное управление и бизнес, что будет оказывать влияние на рост производительности труда и качество жизни населения, повышать эффективность технологических, производственных и управленческих процессов любой отрасли экономики.
Основными проблемами, препятствующими развитию информационно-коммуникационных технологий на территории Еврейской автономной области, являются:
- недостаточная бюджетная обеспеченность текущей государственной программы;
- недостаточный уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры (отсутствует региональный центр обработки данных (ЦОД), необходимый для надежного и безопасного хранения и обработки экспоненциально возрастающих объемов цифровых данных, сохраняется цифровое и информационное неравенство среди городского и сельского населения Еврейской автономной области, существуют проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей в сельской местности, в том числе проблемы финансовой доступности услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для социально незащищенных слоев населения);
- нехватка кадровых ресурсов, обладающих необходимыми ИТ-компетенциями (превышение спроса над предложением в 3 - 5 раз, недостаточный уровень грамотности государственных гражданских служащих и муниципальных служащих в информационных и телекоммуникационных технологиях, недостаточно развита система массового обучения использованию компьютера и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
- отсутствие на территории Еврейской автономной области юридических лиц, имеющих лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федеральной службы безопасности Российской Федерации на выполнение комплексных мероприятий по обеспечению защиты информации в государственных информационных системах;
- необходимость реализации комплекса мер по усилению информационной безопасности инфраструктуры электронного правительства Еврейской автономной области в связи с увеличением объемов персональных данных, обрабатываемых в региональных информационных системах.
Проблемы, препятствующие росту эффективности использования информационно-коммуникационных технологий для повышения качества жизни, развития экономической, социальной, культурной и духовной сфер жизни Еврейской автономной области, совершенствования системы государственного управления, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти Еврейской автономной области. Их устранение требует скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Еврейской автономной области "Развитие информационного общества" на 2024 - 2030 годы определены в следующих стратегических документах Российской Федерации: посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указе Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Указе Президента Российской Федерации от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", Указе Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Еврейской автономной области, утвержденной губернатором Еврейской автономной области 19.08.2021.