ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 декабря 2023 года N 470


Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае"



В соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 09.08.2023 N 302 "Об утверждении порядка разработки и реализации государственных программ Алтайского края" Правительство Алтайского края постановляет:


1. Утвердить государственную программу Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" (приложение).


2. Признать утратившими силу: постановления Правительства Алтайского края:


от 02.03.2020 N 90 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае";


от 29.12.2020 N 569 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 02.03.2020 N 90";


от 05.03.2021 N 64 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 02.03.2020 N 90";


от 07.07.2021 N 246 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 02.03.2020 N 90";


от 09.09.2021 N 334 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 02.03.2020 N 90";


от 01.12.2021 N 443 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 02.03.2020 N 90";


от 22.02.2022 N 53 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 02.03.2020 N 90";


от 01.08.2022 N 276 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 02.03.2020 N 90";


от 08.02.2023 N 40 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 02.03.2020 N 90";


пункт 1 постановления Правительства Алтайского края от 12.08.2020 N 343 "О некоторых постановлениях Правительства Алтайского края".


3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.



Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО



Приложение



Утверждена
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 8 декабря 2023 г. N 470



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"



Стратегические приоритеты государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае"



1. Оценка текущего состояния сферы малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае


На начало 2023 года на территории Алтайского края зарегистрировано 73,8 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - "субъекты МСП"), это около 84% всех субъектов экономической деятельности. Большая их часть представлена индивидуальными предпринимателями - 46,3 тыс. человек, а также юридическими лицами - 27,5 тыс. единиц. Количество микро-, малых и средних предприятий составило 70,89 тыс. единиц, 2,64 тыс. единиц и 0,24 тыс. единиц соответственно.


Количество самозанятых граждан (плательщиков налога на профессиональный доход) зафиксировано на уровне 68,6 тыс. человек. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства по итогам 2022 года выросла почти на 34,8 тыс. человек и составляла 352,8 тыс. человек.


По количеству субъектов МСП и занятых в предпринимательском секторе Алтайский край занимает 20 место в Российской Федерации и 4 место среди регионов Сибирского федерального округа.


К субъектам МСП относится 78,3% занятых в сельском и лесном хозяйствах; 83,2% - в обрабатывающих производствах; 80,8% - в строительстве; 85,4% - в сфере гостиничного бизнеса и общественного питания; 83,4% компаний, осуществляющих деятельность в области транспортировки и хранения; 84,3% предприятий сферы торговли и ремонта авто- и мототранспортных средств.


В отраслевом разрезе большинство индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, или 38,5%, работают в торговле, 10,7% - в транспорте и логистике, 8,6% - на обрабатывающих производствах, 7,9% - в строительстве, а в сельском и лесном хозяйстве - 5,9%.


Среди самозанятых наиболее популярными направлениями деятельности являются оказание услуг по ремонту квартир, бытовой техники и сантехники, предоставление парикмахерских, косметологических услуг, а также услуг по перевозке грузов и пассажиров, автосервисы и мойки.


За последние несколько лет в среднем субъекты МСП формируют 49% объема оборота организаций (предприятий), порядка 25% инвестиций в основной капитал. По итогам сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов МСП, в 2020 году вклад данной сферы в формирование валового регионального продукта составил почти 37%.


По итогам 2022 года суммарный оборот малых, микро- и средних предприятий составил 842,6 млрд рублей и превысил значение 2021 года на 4,3%. Объем отгруженных товаров по данной категории хозяйствующих субъектов составил 432,9 млрд рублей и превысил аналогичный показатель 2021 года (389,3 млрд рублей) на 11,2%.


Средний размер оплаты труда наемных работников на малых предприятиях (без учета микропредприятий) по итогам 2022 года увеличился на 19,4% и составил 36,1 тыс. рублей, на микропредприятиях - на 19,2% (до 26,9 тыс. рублей), а на средних предприятиях - на 17,4% (до 38,3 тыс. рублей).


На фоне роста качественных показателей наблюдается и увеличение налоговых поступлений в бюджет. Согласно данным УФНС России по Алтайскому краю, в 2022 году сектор МСП сформировал порядка 63 млрд рублей, что больше на 12% сопоставимого значения 2021 года (56,2 млрд рублей). Поступления по спецрежимам по состоянию на 31.12.2022 сложились в объеме 10,3 млрд рублей (в т.ч. в местные бюджеты - 5,7 млрд рублей), превысив сопоставимое значение 2021 года (8,5 млрд рублей) на 21,2% (в т.ч. в местные бюджеты (4,8 млрд рублей) - 18,8%).


Малое и среднее предпринимательство в Алтайском крае имеет ряд особенностей, большинство из которых являются общероссийскими тенденциями:


неравномерное размещение субъектов МСП на территории Алтайского края в современной пространственной структуре экономики региона. Отмечается высокая степень концентрации деловой активности в крупных городах и городских агломерациях. По данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, на начало 2023 года в городских округах сосредоточено 73,6% всех субъектов МСП, в муниципальных районах - 26,4%. В тройку городов - лидеров по количеству зарегистрированных субъектов входят Барнаул (51,8%), Бийск (10,1%) и Рубцовск (4,1%). Лидерами среди муниципальных районов являются Первомайский, Каменский и Павловский районы. На последних позициях - Суетский, Ельцовский и Тогульский районы;


наблюдается стабильный рост качественных показателей деятельности предприятий сферы малого и среднего бизнеса - оборота, налоговых отчислений, отгрузки товаров собственного производства, работ, услуг.


Существует ряд факторов, сдерживающих интенсивное развитие сферы малого и среднего предпринимательства, в их числе:


низкие темпы модернизации действующих производств и внедрения новых, в том числе инновационных, технологий. Необходимость привлечения заемных источников финансирования в силу отсутствия собственных средств создает сложности в приобретении субъектами МСП производственного оборудования, прежде всего сложного высокотехнологичного, и приборов;


сложность в привлечении финансовых (инвестиционных) ресурсов для ведения предпринимательской деятельности как на этапе организации бизнеса, так и на этапе его устойчивого функционирования. Несмотря на увеличение свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств, высокая стоимость банковских кредитов и требования по их обеспеченности препятствуют широкому доступу к ним субъектов МСП. Особенно актуальна эта проблема для инновационного бизнеса, что существенно снижает восприимчивость малого бизнеса к модернизационным процессам;


недостаточная конкурентоспособность продукции малых предприятий по сравнению с импортными товарами и продукцией крупных отечественных предприятий и, как следствие, слабое продвижение ее на внутренний, межрегиональный и международный рынки. Зачастую незначительный объем средств для осуществления маркетинговых мероприятий, недостаток программ поиска торговых, кооперационных и инвестиционных партнеров приводит к низкой информированности субъектов МСП о состоянии товарных рынков, конкурентной ситуации, потребительских предпочтениях;


ограниченная доступность производственных и офисных помещений, обусловленная высокой стоимостью строительства (приобретения) объектов, краткосрочностью арендных отношений и высокими ставками коммерческой арендной платы, недостаточностью площадей государственной и муниципальной собственности, предназначенной для сдачи в аренду СМСП;


слабое развитие интеграционных отношений субъектов МСП с крупным бизнесом;


недостаточные навыки эффективного ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний у руководителей малых и средних предприятий.


Учитывая то, что указанные факторы в значительной мере взаимосвязаны, в Алтайском крае используется комплексный подход к их нивелированию как на региональном и муниципальном уровнях, так и в рамках межведомственного сотрудничества.



2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства


Приоритеты государственной политики в сфере реализации настоящей программы определяются приоритетами долгосрочного экономического развития, обозначенными в следующих документах:


указах Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации";


Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р;


Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р;


национальном проекте "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", паспорт которого утвержден Минэкономразвития России;


стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года, утвержденной законом Алтайского края от 06.09.2021 N 86-ЗС.


Приоритетами государственной политики в сфере реализации настоящей государственной программы являются: создание условий для старта и комфортного ведения бизнеса, осуществления деятельности самозанятыми гражданами, повышения уровня конкурентоспособности продукции, расширения возможностей доступа к льготному финансированию, производственной инфраструктуре; совершенствование инфраструктуры поддержки бизнеса; создание цифровой экосистемы, ориентированной на потребности субъектов МСП.


Целью государственной программы является улучшение отраслевой структуры экономики Алтайского края и повышение ее инновационности, а также обеспечение стабильно высокого уровня занятости и роста качества жизни населения региона.


В целях укрепления технологического суверенитета и обеспечения ускоренного развития отдельных направлений деятельности в приоритетном порядке меры финансовой поддержки ориентированы в том числе на предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах биотехнологий, машиностроения, энергетики, химической промышленности, производства беспилотных аппаратов и техники, а также общественного транспорта.



3. Взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»