В соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 09.08.2023 N 302 "Об утверждении порядка разработки и реализации государственных программ Алтайского края" Правительство Алтайского края постановляет:
1. Утвердить государственную программу Алтайского края "Социальная поддержка граждан" (приложение).
2. Признать утратившими силу:
постановления Администрации Алтайского края:
от 11.07.2014 N 324 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 14.01.2014 N 7";
от 23.09.2014 N 431 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 14.01.2014 N 7";
от 09.10.2014 N 457 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 14.01.2014 N 7";
от 15.05.2015 N 180 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 14.01.2014 N 7";
от 24.06.2015 N 240 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 14.01.2014 N 7";
от 17.05.2016 N 166 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 14.01.2014 N 7";
от 27.07.2016 N 252 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 14.01.2014 N 7";
постановления Правительства Алтайского края:
от 28.02.2023 N 62 "О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 N 7";
от 01.06.2023 N 186 "О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 N 7";
от 25.07.2023 N 282 "О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 N 7".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН"
Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан в Алтайском крае основываются на принципах адресности, проактивности, доступности услуг, открытости информации, права выбора вида помощи.
С 2019 года реализуются региональные проекты "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Алтайский край)", "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Алтайский край)" национального проекта "Демография" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
В 2022 году в ходе реализации регионального проекта ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет, получили около 18 тыс. семей на сумму 2,2 млрд рублей.
Также в рамках регионального проекта с 2020 года в Алтайском крае внедряется система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в целях улучшения качества жизни и сохранения жизненных способностей граждан. В 2020 - 2022 годах на эти цели направлено порядка 214,7 млн рублей, в том числе привлеченных из федерального бюджета, что позволило охватить социальным обслуживанием в разных формах 7,3 тыс. человек (из них в 2022 году - 67,3 млн рублей, 2,5 тыс. человек). Расширен список услуг с 38 до 77. Сформирован штат сиделок, открыты центры дневного пребывания, школы ухода, пункты проката технических средств реабилитации.
С целью обеспечения безопасных и комфортных условий предоставления социального обслуживания региональным проектом в 2023 - 2025 годах предусмотрено строительство жилого корпуса нового типа на 80 койко-мест с помещениями медицинского и бытового обслуживания в КГБСУСО "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов". Сметная стоимость строительства этого объекта в ценах соответствующих лет составляет 636,5 млн рублей.
Сформирована сеть краевых государственных организаций социальной защиты и социального обслуживания населения, обеспечивающих доступность социальных услуг на территории всех городов и районов края. По состоянию на 01.01.2023 система включает 116 организаций (бюджетных, казенных, автономных).
КАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края" и его 68 филиалов (далее - МФЦ) предоставляют 288 услуг на всей территории края. Ежегодно в МФЦ поступает порядка 2 млн обращений. Открыты окна "МФЦ для бизнеса".
50 управлений социальной защиты населения обеспечивают своевременное и качественное оказание мер социальной поддержки, выполнение социальных гарантий и осуществление выплат в полном объеме и в доступной форме. Благодаря использованию информационной системы, позволяющей назначать социальные выплаты и формировать выплатные документы, 100% выплат предоставляются гражданам в автоматизированном режиме.
Меры социальной поддержки жители края получают:
в денежной форме (в виде единовременных, ежемесячных и ежегодных выплат, пособий, компенсаций и др.);
в натуральной форме (бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, оплата 50% стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, льготы по оплате проезда на общественном транспорте, а также проезда на железнодорожном и водном пригородном транспорте).
Поддержка адресована семьям с детьми, краевым льготникам, безработным, малоимущим, ветеранам и инвалидам боевых действий, участникам специальной военной операции. Социальные выплаты ежегодно индексируются, вводятся новые меры поддержки, регион участвует в пилотных проектах, направленных на развитие отрасли социальной защиты населения.
В 2022 году социальные выплаты получили 655 тыс. человек на общую сумму 27,1 млрд рублей.
Наибольшие объемы средств ежегодно направляются на выплаты семьям с детьми (в 2022 году - 14,3 млрд рублей), меры поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (в указанный период охвачено почти 500 тыс. жителей края, общая сумма расходов - 5,9 млрд рублей), ежемесячные выплаты ветеранам труда и ветеранам труда Алтайского края (232,6 тыс. человек, 2,2 млрд рублей).
Эффективным инструментом предоставления государственной социальной помощи малоимущим является социальный контракт, предусматривающий целевые денежные выплаты по направлениям, дающим возможность повышения доходов семей и граждан (поиск работы, развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства).
Алтайский край в 2020 году стал участником пилотного проекта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по реализации социальных контрактов.
В 2020 - 2022 годах в регион привлечено на эти цели порядка 1,5 млрд рублей из федерального бюджета, что позволило заключить более 18 тыс. социальных контрактов, в том числе в 2022 году заключено 8346 социальных контрактов на общую сумму 832,2 млн рублей, охвачено 33 тыс. малоимущих жителей края.
Доходы увеличились почти у 12 тыс. семей, в том числе у 4 тыс. семей среднедушевой доход по результатам реализации социального контракта превысил величину прожиточного минимума, более 6 тыс. человек трудоустроились, более 3 тыс. стали индивидуальными предпринимателями, более 2 тыс. занимаются ведением личного подсобного хозяйства. Государственную социальную помощь в течение 3 лет получили 73,5 тыс. малоимущих граждан. Ведется социальное сопровождение семей, заключивших социальный контракт.
Реализуются меры по государственной поддержке семей с детьми, включая выплату пособий и ежемесячные денежные выплаты при рождении третьих и последующих детей до достижения ими возраста 3 лет. Расширяются возможности использования средств регионального материнского (семейного) капитала. Благодаря краевому пакету мер наблюдается замедление темпов снижения рождаемости, увеличение количества многодетных семей, повышение доли рождений первых, третьих и последующих детей.
Семьям, имеющим детей, через управления социальной защиты населения в Алтайском крае в 2022 году предоставлялось 18 видов пособий и выплат, из них 2 установлены законодательством Российской Федерации и 16 - краевым законодательством. Поддержку получили 172 тыс. детей на общую сумму 14,3 млрд рублей.
В регионе реализуется проект "Перевод мер социальной поддержки в формат "Социальное казначейство", который обеспечит получение таких мер удаленно, посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, без необходимости личного посещения, проактивно и комплексно, исходя из возникающих жизненных ситуаций, что соответствует принципам клиентоцентричности государства, адресности и эффективности мер социальной поддержки.