В соответствии со статьей 4 Закона Орловской области от 26 декабря 2014 года N 1724-ОЗ "О бюджетном процессе в Орловской области" Правительство Орловской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долговую политику Орловской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Орловской области от 18 ноября 2022 года N 719 "Об утверждении долговой политики Орловской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Орловской области по планированию, экономике и финансам.
Губернатор
Орловской области
А.Е.КЛЫЧКОВ
ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
Долговая политика Орловской области является частью бюджетной политики Орловской области. Управление государственным долгом непосредственно связано с бюджетным процессом. Формирование долговой политики является важной задачей бюджетного планирования.
Долговая политика Орловской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов направлена на обеспечение сбалансированности областного бюджета, эффективное управление государственным долгом и снижение влияния долговой нагрузки на областной бюджет.
Разработка основных направлений осуществлялась с учетом итогов реализации долговой политики Орловской области в 2022 году и истекшем периоде 2023 года.
На 1 января 2023 года государственный долг Орловской области сложился в объеме 22038,0 млн. рублей, в его структуре задолженность по рыночным заимствованиям отсутствует.
За 2018 - 2022 годы доля государственного долга по отношению к собственным доходам региона снизилась на 32 процента.
В 2022 году проведена значительная работа по оптимизации структуры государственного долга области и сокращению расходов на его обслуживание.
Привлечение в 2022 году бюджетного кредита из федерального бюджета для погашения коммерческой задолженности в объеме 6700 млн. рублей позволило полностью погасить коммерческие кредиты областного бюджета в сумме 3065,9 млн. рублей, задолженность по государственным облигациям Орловской области в размере 2 млрд. рублей.
Кроме того, средства вышеуказанного бюджетного кредита в объеме 1634,1 млн. рублей были направлены муниципальным образованиям Орловской области посредством предоставления бюджетных кредитов, что позволило погасить заимствования коммерческих банков и снизить расходы на обслуживание муниципального долга, но привело к увеличению государственного долга Орловской области на указанную сумму.
В 2022 году проводилась работа по привлечению бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга.
Все перечисленные мероприятия дали возможность существенно сократить расходы на обслуживание государственного долга Орловской области, которые составили 269,1 млн. рублей, что ниже уровня 2021 года на 438 млн. рублей.
В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, регионы освобождены от обязательств по возврату задолженности по бюджетным кредитам согласно графикам погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам в 2022 году, что не позволило осуществить запланированное сокращение государственного долга Орловской области, но позволило направить высвободившиеся средства на дополнительные расходы по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения, в том числе в связи с введением в отношении Российской Федерации санкций.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2022 года N 1189 "Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации" в 2022 году проведена работа по привлечению инфраструктурного бюджетного кредита в объеме 501,4 млн. рублей, что также увеличило объем государственного долга на данную сумму.
Объем государственного долга Орловской области на 1 января 2023 года составил 74,5 процента от налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, что соответствует требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В 2023 году Правительством Орловской области продолжена работа по привлечению бюджетных кредитов.
За период с мая по август текущего года из федерального бюджета привлечены первые два транша бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в общей сумме 372,7 млн. рублей, указанный бюджетный кредит предусмотрен к получению в объеме 402,3 млн. рублей.
Вместе с тем в апреле 2023 года президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации утверждены перечни объектов транспортной (дорожной) инфраструктуры, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), в целях опережающего финансового обеспечения строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта которых бюджетам субъектов Российской Федерации в 2023 году предоставляются бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета (объекты с вводом в эксплуатацию до I квартала 2024 года). Бюджетный кредит на эти цели для Орловской области утвержден в сумме 914,6 млн. рублей, получены два транша в размере 250,0 млн. рублей.
Кроме того, президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации одобрены мероприятия Орловской области, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых будут служить специальные казначейские кредиты, планируемые к предоставлению Федеральным казначейством до конца текущего года в общем объеме 1409,3 млн. рублей, из которых 1009,3 млн. рублей будут направлены на строительство водовода для развития жилищного строительства, 400 млн. рублей - на обновление общественного транспорта в малых городах и на сельских территориях.
Правительством Орловской области в 2023 году в соответствии с графиками, утвержденными дополнительными соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных Орловской области для частичного покрытия дефицита бюджета, планируется за счет собственных доходов направить 467,6 млн. рублей на погашение государственного долга.
Исполнение долговых обязательств Орловской области осуществлялось своевременно и в полном объеме.
Государственные гарантии Орловской области не предоставлялись.
1. Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
1) макроэкономические условия реализации долговой политики.
Влияние рисков ухудшения внешней экономической ситуации может привести к ухудшению динамики макроэкономических показателей, в том числе к повышению инфляции и снижению темпов экономического роста, снижению доходов, и, как следствие, негативно отразиться на возможности осуществления государственных заимствований в необходимых объемах и на приемлемых условиях. Увеличение Банком России размера ключевой ставки приведет к росту дополнительных расходов на обслуживание государственного долга;
2) уровень государственного долга.
При реализации долговой политики необходимо стремиться к тому, чтобы объем накопленного долга, динамика изменения его объема и структуры способствовали повышению уровня кредитоспособности Орловской области;
3) состояние рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями.
Кредиты, привлеченные в кредитных организациях, сохранятся для Орловской области в качестве одного из источников погашения долговых обязательств.
Важнейшим мероприятием при реализации долговой политики является мониторинг рынка финансовых услуг;
4) изменения, внесенные в действующие законодательные акты.
Немаловажным фактором, определяющим долговую политику, являются изменения, внесенные в бюджетное законодательство Российской Федерации в части совершенствования системы оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации и муниципальных образований путем установления расширенного перечня показателей долговой устойчивости, пересмотра установленных пороговых значений применяемых показателей и введения правил классификации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по группам долговой устойчивости.
2. Основными направлениями долговой политики являются:
1) направление дополнительно полученных доходов на погашение долговых обязательств Орловской области с учетом обеспечения в полном объеме расходных обязательств социального характера;
2) недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов;
3) эффективное управление свободными остатками средств областного бюджета;
4) минимизация привлечения коммерческих кредитов и обеспечение постоянного доступа к кредитным ресурсам путем заключения с кредитными организациями договоров и соглашений об открытии кредитных линий;
5) минимизация стоимости заимствований;
6) равномерное распределение долговой нагрузки на областной бюджет;
7) своевременное и в полном объеме исполнение обязательств по кредитным договорам и соглашениям;
8) использование механизма привлечения краткосрочных бюджетных кредитов за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета на пополнение остатков средств на едином счете областного бюджета в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций (в случае их привлечения), и расходов на обслуживание государственного долга Орловской области;
9) ограничение объема расходов на обслуживание государственного долга - не более 10 процентов общего объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
10) осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга Орловской области ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, и условиям соглашений о предоставлении кредитов из федерального бюджета;
11) обеспечение раскрытия информации о государственном долге Орловской области;
12) мероприятия, обеспечивающие выполнение условий соглашений по предоставлению и реструктуризации бюджетных кредитов;