Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Иркутска на период до 2036 года (с изменениями на 6 марта 2024 года)



Общественная безопасность и охраны правопорядка


Территория Иркутска относится к зоне повышенного уровня техногенной природной опасности.


До строительства плотины Иркутской ГЭС значительная территории города находилась в зоне подтопления водами реки Ангары в период паводка. Но со временем вода из водохранилища стала просачиваться в обход тела плотины, поднимая уровень грунтовых вод, особенно в правобережной части города. Весной на отдельных территориях города возникает необходимость введения режима чрезвычайной ситуации.


На территории города возможна сейсмическая активность силой до 8 баллов, но эпицентры большинства землетрясений находятся на удалении от города - в котловине Байкала и Восточных Саянах. В среднем в Иркутске ежегодно регистрируется 304 землетрясения интенсивностью до 4 баллов. Землетрясения интенсивностью 6 баллов в среднем происходят один раз в 15 лет. Одна из проблем города - отсутствие обновленных данных сейсмического районирования, которое последний раз проводилось в 1976 году. Такая карта является базовой для оценки балльности в строительстве, а за последние 40 лет техногенная нагрузка на почвы и регулярные изменения уровня грунтовых вод могли значительно повлиять на сейсмоустойчивость территорий.


В городе функционируют 12 химически опасных объектов, обеспеченных системой мониторинга техногенных рисков, на которых регулярно проводятся мероприятия в сфере гражданской обороны.


Иркутск относится к городам с относительно высоким уровнем преступности, при этом такая ситуация в целом характерна для регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. В 2022 году в Иркутске совершено 13,04 тысяч преступлений, или 214 на 10 тысяч жителей при аналогичном показателе в 217 на 10 тысяч жителей за 2021 год. Общий уровень уголовных правонарушений за последние 5 лет снизился более чем на 10%.


В среднем 70% совершенных преступлений приходится на деяния небольшой и средней тяжести, 27% - тяжкие преступления и 3% - особо тяжкие, включая убийства. 90% тяжких и особо тяжких преступлений совершается вне городского пространства, то есть в домах и других помещениях. При этом целью государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" на 2013 - 2030 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 345, является уменьшение доли тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в общественных местах, в общем количестве преступлений до 5,27%.


Численность преступлений снижается по всем видам, особенно связанными с уличной преступностью, но при этом заметно увеличивается число преступлений, связанных с использованием информационных технологий: последние 5 лет они растут в среднем на 20% в год, а также преступления коррупционной направленности, которые выросли почти на треть в 2021 году.


20% преступлений совершаются в состоянии алкогольного опьянения, 30% совершают ранее судимые лица.


Мероприятия по повышению общественной безопасности в городе реализуются в рамках подпрограммы "Безопасная среда" муниципальной программы "Формирование комфортной и безопасной городской среды". Программа соответствует приоритетам Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и нацелена на сокращение количества потерпевших на территории города на водных объектах и от чрезвычайных ситуаций, а также от правонарушений.


Для координации действий в сфере безопасности в городе действует комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению противопожарной безопасности. Для оперативного реагирования на ситуации в сфере общественной безопасности в городе существует муниципальная аварийно-спасательная служба МКУ "Безопасный город", в структуре которой работает более 60 спасателей. В 2022 году служба 2 319 раз привлекалась к реагированию на различного рода ситуации, связанные с безопасностью, такие как пожары, ликвидация последствий ДТП, спасение людей на воде, работа с полицией и другие.


Особое внимание уделялось реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 года N Пр-2665. В школах города проводились различные профилактические мероприятия, а для всех муниципальных учреждений были заключены контракты с охранными предприятиями.


Для усиления безопасности в городе в местах массового пребывания людей установлено и действует 493 камеры видеонаблюдения, действующих в режиме ситуационного видеонаблюдения.


Серьезным вызовом в сфере безопасности для города Иркутска и страны в целом является проведение специальной военной операции на территории Украины (далее - СВО) и возросшие в этой связи террористические и военные риски. Удаленное расположение города от внешних границ и в целом низкий уровень геополитических рисков объективно занижали приоритетность развития системы городских бомбоубежищ. На момент начала СВО значительная часть укрытий не в полной мере соответствовала нормативным требованиям.


Ключевыми вызовами для города Иркутска в безопасности и охраны правопорядка являются: