Фактор | Возможности | Угрозы |
1 | 2 | 3 |
Демографическая ситуация и миграционные процессы | - Повышение уровня участия в федеральных программах поддержки рождаемости; - привлечение на территорию города беженцев из восточных регионов Украины; - выгодное соотношение доходов и стоимости жизни как фактор для миграции; - стремление горожан создавать многодетные семьи - в среднем иркутяне хотят завести 2-3 ребенка, фактически - 1 -2; - рост локального патриотизма (важность городской и региональной идентичности) и запросов на демократическое участие и самореализацию в регионах | - Риск оттока высококвалифицированных специалистов из России в другие страны на фоне обострения внешнеполитических конфликтов; - падение курса рубля, снижение привлекательности работы в России для мигрантов; - повышение стоимости содержания детей (рост цен на предметы первой необходимости и одежду); - усиление миграционного оттока в регионы с более благоприятным климатом и социально-экономическими условиями; - дисбаланс развития социальной инфраструктуры и изменения численности групп населения, на которые она рассчитана |
Уровень жизни населения | - Привлечение компаний, зависимых от квалифицированных, но относительно недорогих трудовых ресурсов (онлайн-консультирование, онлайн-образование и т.п.); - высокая конкуренция за трудовые ресурсы как фактор роста доходов; - распространение удаленной занятости в высокооплачиваемых секторах; - получение дополнительных доходов населением за счет проникновения цифровых платформ (включая блокчейн); - снижение расходов за счет распространения платформ коллективного пользования | - Сокращение потребления и уровня жизни из-за роста процентных ставок и ограничений на выдачу кредитов; - увеличение бедности на фоне высокой инфляции; - снижение доходов из-за уменьшения масштабов деятельности в ресурсных секторах; - сокращение доходов работников организаций в государственном секторе на фоне дефицита бюджетов различного уровня |
Жилищная сфера | - Разработка на федеральном уровне новых стандартов комплексного освоения территорий; - перенос аэропорта за территорию города и появление большого количество свободных земельных участков, доступных для жилищного строительства; - снижение стоимости социальной инфраструктуры при комплексном освоении территории; - снижение процентных ставок на ипотеку вторичного жилья в целях продажи гражданами и приобретения нового жилья; - рост запросов к качеству жилищных условий; - повышение мобильности населения и рост запросов на аренду, а не покупку квартир; - появление сервисов по аренде жилья, увеличивающих его загрузку и создающих возможности для появления новых моделей управления жильем | - Отставание развития коммунальной инфраструктуры от темпов жилищного строительства; - повышение ипотечных ставок и дефицит финансирования новых проектов |
Коммунальная сфера | - Рейтинговая система общественной оценки деятельности управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории Иркутской области; - переход жителей на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями; - развитие цифровых инструментов взаимодействия жителей города организациями коммунального хозяйства | - Низкая привлекательность отрасли по причине высоких рисков невыполнения обязательств по оплате |
Сфера труда и занятости | - Рост популярности удаленной работы и перенос сервисных функций компаний (ИТ-отделы, колл-центры, отделы дизайна и т.п.) в регионы с относительно низкой стоимостью труда; - создание новых рабочих мест в промышленности из-за резкого роста потребности в замещении импорта вследствие введенных против России ограничений; - создание рабочих мест в сфере услуг и культуры на фоне роста популярности внутреннего туризма; - распространение технологий, позволяющих эффективно организовывать удаленную занятость; - появление доступных технологий больших данных, которые возможно применять для выявления теневого сектора экономики и принятия соответствующих мер | - Потеря рабочих мест в ресурсных секторах (деревообработка, добыча нефти и газа) из-за сокращения доступного рынка для российского экспорта; - сокращение притока относительно дешевой иностранной рабочей силы из-за нестабильности валютного курса; - рост мобильности населения и отток кадров в другие регионы, где более выгодное соотношение доходов и уровня жизни; - опережающий рост автоматизации и цифровизации рабочих мест в сравнении с ростом числа вакансий в новых секторах |
Дорожная инфраструктура | - Федеральный проект "Региональная и местная дорожная сеть" национального проекта "Безопасные качественные дороги"; - экономия денег на содержание дорог при переходе от регулярных текущих ремонтов к капитальным ремонтам; - развитие цифровых решений в сфере дорожной инфраструктуры, в том числе автоматизированных систем для регулирования потоков | - Подтопление дорог, обусловленное географическим расположением города и недостаточным развитием ливневой канализации |
Инженерная инфраструктура | - Федеральные средства по программе льготных бюджетных кредитов и национального проекта "Экология" на развитие инфраструктуры; - обеспечение финансирования реализации актуальной схемы теплоснабжения за счет перехода в ценовую зону теплоснабжения с перспективным ростом тарифа на тепловую энергию; - использование механизмов концессии для решения стратегических вопросов развития инфраструктуры водоснабжения и водоотведения; - появление доступных цифровых технологий управления инженерной инфраструктурой, в том числе предиктивного обслуживания сетей | - Отсутствие нормативного регулирования майнинга как источника повышенной нагрузки на сети; - большое количество бесхозяйных объектов тепло-, водо-, электроснабжения и водоотведения; - отсутствие системы нормативно-правовых документов, направленных на создание условий, при которых застройщики будут обязаны вступать в право собственности на сети инженерного обеспечения объектов нового строительства для надлежащей передачи таких объектов инженерного обеспечения в муниципальную собственность либо напрямую сетевым организациям |
Транспортная инфраструктура | - На федеральном уровне созданы предпосылки для развития транспортной инфраструктуры (Распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2021 года N 3363-р "О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года"); - авиационный и железнодорожный пассажиропоток восстанавливается после снижения, вызванного пандемией новой коронавирусной инфекцией, за счет развития внутренних перевозок; - в рамках развития Восточного полигона происходит увеличение провозной способности Транссибирской железнодорожной магистрали | - Отсутствие достоверных прогнозов по развитию международных пассажирских авиаперевозок; - высокая стоимость подвижного состава и запасных частей (и их отсутствие на рынке в связи с санкциями); - ограничения движения транспорта ввиду недостаточной пропускной способности улично-дорожной сети, низкоэффективной схемы организации дорожного движения, ежегодного прироста личного автомобильного транспорта, недостаточности приоритета движения общественного пассажирского транспорта |
Качество городской среды | - Индекс качества городской среды Минстроя России (как инструмент для оценки качества материальной городской среды и условий ее формирования, позволяющий использовать результаты оценки для создания рекомендаций по улучшению среды); - участие в программе "Пять шагов для городов" | - Подтопление территорий, обусловленное географическим расположением города |
Сфера экологии и состояние окружающей среды | - Город Иркутск включен в обновленный список участников федерального эксперимента по квотированию вредных выбросов (цель для участников - к 2030 году вдвое сократить количество опасных загрязняющих выбросов по сравнению с показателями 2020 года) - Распоряжение Правительства РФ от 7 июля 2022 года N 1852-р "Об утверждении Перечня городских поселений и городских округов с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха, дополнительно относящихся к территориям эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ"; - на федеральном уровне созданы предпосылки для интенсивного развития электрического автомобильного транспорта и зарядной инфраструктуры; - на федеральном уровне созданы предпосылки для интенсивного развития обработки, утилизации и обезвреживания отходов; | - Угроза здоровью населения в связи с неблагоприятными экологическими аспектами (загрязнение атмосферного воздуха, шумовое загрязнение, отсутствие пригодных для купания водоемов); - краткосрочное замедление развития технологий мусоропереработки, связанное с недоступностью импортных технологий и комплектующих |
Сфера экологии и состояние окружающей среды | - наличие озера Байкал в списке всемирного наследия ЮНЕСКО как фактор повышенного внимания к экосистеме на всех уровнях; - перенос аэропорта за черту города является стратегической задачей для Правительства Иркутской области; - развитие города в качестве туристического центра посещения самого глубокого озера в мире - озера Байкал; - как в органах власти, так и в частном бизнесе активно развивается повестка ESG; - предварительный маршрут магистрального газопровода "Сила Сибири - 2" проходит через юг Иркутской области и потенциально может позволить газифицировать город Иркутск | |
Географическое положение и природно-климатические условия | - Укрепление связей с Китаем и странами Юго-Восточной Азии - Иркутск как один из ближайших российских городов с богатым природным и культурным наследием; - близость к уникальному природному объекту - озеру Байкал; - ярко выраженная морозная зима, позволяющая развивать технологии жизни в условиях северных широт (концепция зимнего города) | - Вероятность сильных землетрясений, в том числе с разрушениями; - повышенная опасность подтоплений |
Социальная сфера. Образование | - Приведение в соответствие нормативов подушевого финансирования с реальными затратами на выполнение требования ФГОС; - привлечение в город филиалов ведущих высших учебных заведений под новые научные проекты, такие как НОЦ "Байкал"; - появление новых практик МЧП, сокращающих затраты бюджета на создание образовательных объектов; - появление новых цифровых продуктов, сокращающих затраты времени учителей (автоматическая проверка домашних заданий, электронная отчетность и т.п.); - увеличение стимулирующих выплат для учителей, достигших высоких образовательных результатов, в том числе за счет муниципального бюджета; | - Задержка ввода новых образовательных объектов из-за дефицита и роста стоимости строительных материалов после введенных ограничений, также из-за отсутствия земельных участков под строительство объектов социального назначения; - потеря доходов муниципальных организаций дополнительного образования при переходе на систему сертификатов без введения механизмов, снижающих риск таких потерь |
Социальная сфера. Образование | - появление новых здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и проектных решений для новых и существующих школ, позволяющих увеличить возможности по их применению; - поддержка развития частного сектора дополнительного образования; - рост спроса на образовательный туризм | |
Социальная сфера. Здравоохранение | - Развитие МЧП при создании объектов здравоохранения; - рост популярности здорового образа жизни и занятий спортом; - повышение доступности медицинской помощи из-за развития телемедицины | - Падение качества медицинской помощи в системе государственного здравоохранения из-за недофинансирования; - новые волны коронавирусной и других подобных инфекций |
Социальная сфера. Культура | - Увеличение внимания к сфере культуры на федеральном уровне (увеличение участия в реализации региональных проектов в рамках нацпроекта "Культура" - "Культурная среда", "Творческие люди", "Цифровая культура"); - потенциал повышения посещаемости мероприятий в сфере культуры, обусловленный развитием внутреннего туризма и отменой ограничений, связанных с новой коронавирусной инфекцией; - активное развитие онлайн-потребления контента в сфере культуры | - Миграция молодого населения в другие регионы; - стремительный рост онлайн-потребления развлекательного контента, создание которого не связано с наличием классических учреждений культуры (театров, музеев и т.д.) |
Социальная сфера. Физическая культура и массовый спорт | - Повышение спроса на российские площадки для проведения спортивных мероприятий, вызванное ограничением участия российских спортсменов в международных соревнованиях; - повышение интереса к здоровому образу жизни среди населения России | - Прогнозируемое снижение численности и повышение среднего возраста населения может привести к снижению спроса на спортивную инфраструктуру |
Социальная сфера. Социальная поддержка | - Совершенствование системы дополнительных мер социальной поддержки и перераспределение ресурсов в пользу адресной помощи; - рост социальной ответственности бизнеса и населения; - развитие системной благотворительности и социального волонтерства; - внедрение информационных технологий управления, в т.ч. менеджмента качества | - Рост бедности и потенциальных получателей социальной помощи на фоне экономического кризиса; - дефицит доходов бюджета для выполнения социальных обязательств города |
Сфера молодежной политики | - Увеличение внимания к молодежной политике на федеральном уровне (запуск новых проектов); - рост интереса молодежи к решению местных вопросов (локальный патриотизм, самостоятельные медийные проекты); - усиление профилактики потребления ПАВ за счет совершенствования методов и подходов, в том числе утвержденных на федеральном уровне. - появление новых образовательных форматов - возможность реализации смешанных программ, в том числе на базе научных центров города | - Высокий уровень распространения наркотиков с использованием сети Интернет; - падение интереса к формальной институциональной политике, рост недовольства молодежи уровнем жизни, распространение экстремизма; - миграция молодежи в другие регионы; - рост числа психических расстройств на фоне ускорения жизненного ритма и роста конкуренции на рынке труда и образования |
Развитие местных сообществ и общественных инициатив | - Рост доверия к НКО со стороны населения, развитие системной благотворительности; - появление большого числа инструментов для организации волонтерской работы | - Сокращение пожертвований на благотворительные цели на фоне экономического кризиса |
Общественная безопасность и охрана правопорядка | - Развитие системы мониторинга рисков общественной безопасности с изменением бюджетных приоритетов по результатам анализа (использование лучших практик городов, расположенных в зоне повышенных рисков); - участие в федеральных программах, направленных на общественную безопасность. - партнерские программы по развитию систем безопасности с российскими компаниями - лидерами отрасли, включая механизмы ГЧП; | - Запрет на импорт в Россию оборудования, использующегося в построении систем безопасности (серверы, датчики и т.п.); - усиление разливов рек и пожаров на фоне глобального потепления; - увеличение количества экстремальных погодных явлений (низкие или высокие температуры, рост объема осадков); - рост мошеннических преступлений на фоне низкой осведомленности населения в сфере кибербезопасности; |
Общественная безопасность и охрана правопорядка | - страхование природных и техногенных рисков; - развитие добровольческих движений, в том числе готовых участвовать в охране порядка и ликвидации ЧС; - появление новых технологий, позволяющих значительно сократить расходы и повысить эффективность систем безопасности (системы распознавания лиц, оценка рисков с помощью систем искусственного интеллекта) | - рост распространения наркотических средств через анонимные интернет-сервисы; - выход из строя импортного оборудования и транспортных средств, лишенных технологического обслуживания; - рост киберпреступлений и выхода из строя критической информационной инфраструктуры |
Информационно-коммуникационная инфраструктура | - Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Иркутской области | - Недоступность части решений в связи с экспортными ограничениями, введенными иностранными государствами и поставщиками программного обеспечения и элементов инфраструктуры |
Научно-инновационная сфера | - Появление предпосылок для роста заинтересованности со стороны азиатских стран в сотрудничестве с российским научным сектором; - 2022 - 2031 годы в России объявлены десятилетием науки и технологий, в регионах должны пройти конгрессы ученых, на которых будут определены приоритеты развития региональных научных систем; - снижение конкуренции на рынке инновационных товаров из-за введенных ограничений со стороны стран ЕС, Японии, Южной Кореи, США и ряда других; - необходимость увеличения финансирования науки как со стороны государства, так и бизнеса для решения задач в области замещения импорта; - рост популярности научного знания и научного просвещения (рост продаж научно-популярной литературы, просмотров специализированного видеоконтента) | - Ограничения для российских ученых на участие в международных проектах; - рост конкуренции с другими городами СФО за статус научного центра; - недостаточное финансирование научных программ на фоне сокращения доступных бюджетных ресурсов; - переезд иркутских ученых в другие города и страны за лучшими условиями ведения научной деятельности; - падение престижа академической карьеры; - запрет на поставки в Россию оборудования и материалов, используемых в научных исследованиях |
Сфера экономики. Промышленный сектор | - Использование возможностей для роста на фоне увеличения оборонного бюджета и запуска программ импортозамещения; - уход с российского рынка иностранных компаний, появление свободных рыночных ниш в промышленных секторах | - Сокращение или остановка производства из-за дефицита оборудования и комплектующих; - закрытие рынков сбыта для экспортной продукции; - падение цен на сырьевые товары и, как следствие, сокращение сервисной функции добывающих компаний на территории города; - ограничение доступа к иностранному ПО |
Сфера экономики. Строительный сектор | - Необходимость выполнения планов органами государственной власти по вводу жилья; - необходимость расселения аварийных домов и домов с низкой сейсмостойкостью; - новые программы льготной ипотеки; - рост спроса на аренду жилья; - повышение требований покупателей к качеству жилой среды | - Ужесточение строительных нормативов, повышающих себестоимость строительства; - ограничение доступа к технике и технологиям из-за внешнеторговых ограничений; - сокращение спроса из-за оттока населения; - смещение спроса на вторичный рынок жилья; - рост цен на строительные материалы |
Сфера экономики. Логистический сектор | - Возрастающая роль Юго-Восточной Азии как основного торгового партнера России; - реализация масштабных федеральных проектов по увеличению пропускной способности БАМа и Транссиба; - строительство нового аэропорта с расширением грузоперевозок авиатранспортом; - замещение рынка крупных логистических компаний, ушедших из России; - рост популярности онлайн-торговли и сервисов доставки | - Усиление логистического потенциала регионов Западной Сибири и Красноярского края с выстраиванием основных товаропотоков в обход Иркутской области; - усиление внешнеторговых ограничений; - дефицит контейнеров и железнодорожных вагонов на фоне ухода крупных иностранных логистических компаний |
Сфера экономики. Сектор туризма | - Участие в федеральных проектах развития туризма, привлечение средств корпорации "Туризм. РФ"; - рост внутреннего туризма на фоне визовых ограничений для россиян; - развитие внешнеполитических связей со странами Юго-Восточной Азии, снятие ковидных ограничений в Китае; - развитие туристического предложения для жителей города (туризм выходного дня); - федеральное субсидирование авиаперелетов - возможность выбора городов с высоким туристическим потенциалом для Иркутска (Красноярск, Новосибирск, Омск); - рост популярности туризма выходного дня; - рост экологического и образовательного туризма | - Ограничения на въезд для граждан стран, поддерживающих санкции против России; - сокращение федерального финансирования развития туристической инфраструктуры из-за общего дефицита бюджета; - усиление туристического потенциала других точек притяжения на Байкале - Иркутск только как точка прилета; - падение доходов населения и, как следствие, сокращение расходов на туристические поездки |
Сфера экономики. Сектор лесного хозяйства | - Участие в федеральных программах поддержки лесной отрасли и повышения производительности труда; - повышение экологических требований к сырью для отопления, как следствие, рост спроса на пеллеты; - изменение строительных нормативов, позволяющих строить деревянные дома высокой этажности; - рост экспортных цен на фоне падения курса рубля; - выход на новые рынки стран Азии; - рост спроса на деревянные дома | - Ограничения на ввоз иностранной техники из-за внешнеторговых санкций; - повышение арендных ставок на землю и стоимости коммунальных ресурсов; - дефицит отдельных видов сырья для производства продукции с высокой добавленной стоимостью (химические компоненты для производства ДСП и т.п.) |
Сфера экономики. Сектор малого предпринимательства | - Участие в региональных и федеральных программах поддержки МСП; - замещение рыночных ниш ушедших из России компаний; - рост спроса на товары локальных производителей; - возможности развития за счет цифровых платформ | - Внешнеторговые ограничения - невозможность ввозить большое количество товаров и комплектующих для производства; - дефицит доходов населения и, как следствие, предпочтение более дешевых сетевых магазинов крупных компаний; - рост кредитных ставок, макроэкономическая нестабильность |
Сфера экономики. Сектор инвестиционной деятельности | - Привлечение иностранных инвестиций из азиатских стран; - расширение инвестиционных программ оборонно-промышленного комплекса | - Расширение запрета на инвестиции в России со стороны США и ЕС, вероятность введения вторичных санкций; - запрет на импорт высокотехнологичного оборудования в Россию; - федеральный фокус на развитие регионов Дальнего Востока с формированием значительных льгот и преференций для привлечения инвестиций; - сокращение доступного финансирования и льготных государственных программ поддержки на фоне возможного дефицита консолидированного бюджета страны; - макроэкономическая нестабильность, заморозка инвестиционных проектов |
Потребительский рынок и сфера услуг | - Относительно большая доля населения с высоким уровнем дохода, рост туристического потока как возможность для развития премиального сегмента в сфере услуг; - распространение социально ответственного потребления (поддержка местных производителей, фермеров, крафтового сегмента) | - Сокращение импорта товаров и, как следствие, оборота розничных торговых точек; - уход из России крупных торговых сетей; - распространение онлайн-торговли, сокращение спроса в магазинах традиционных форматов |
Налоговая и бюджетная политика | - Повышение собираемости НДФЛ за счет борьбы с теневым сектором; - повышение нормативов отчислений по региональным и федеральным налогам в местный бюджет; - развитие инструментов муниципально-частного партнерства | - Повышение стоимости новых кредитов; - падение налоговой выручки на фоне кризиса; - перевод части предпринимательской активности и трудовых договоров на формат самозанятости с последующей потерей налоговых поступлений; - опережающий рост инфляции относительно прироста доходов |
Использование муниципального имущества | - Передача в муниципальную собственность неиспользуемых земельных участков в региональной и федеральной собственности | |
Межмуниципальные и международные связи | - Стратегия пространственного развития Российской Федерации (в части укрепления связей с городами, входящими в Ангаро-Енисейский макрорегион); - развитие федеральной повестки в части взаимодействия со странами Азии (возможность дружественных отношений с городами Азии); - Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года (в части проекта Иркутской агломерации) | - Разрыв международных отношений города в одностороннем порядке со стороны зарубежных партнеров; - снижение транспортной доступности Иркутска для зарубежных партнеров (как и транспортной доступности зарубежных городов-партнеров для иркутян) по причине ряда ограничений в части международного авиасообщения |