Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Иркутска на период до 2036 года (с изменениями на 6 марта 2024 года)



Налоговая и бюджетная политика


Основной целью налоговой политики Иркутска на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов является обеспечение эффективности и стабильности налоговой системы в условиях преодоления последствий влияния новой коронавирусной инфекции. Для достижения указанных целей определены основные задачи в сфере бюджетной и налоговой политики: увеличение доходов бюджета, создание условий для устойчивого развития экономики города Иркутска, повышение эффективности и оптимизация налоговых расходов города Иркутска, а также ряд других задач.


Налоговая политика города Иркутска реализуется посредством:


- установления ставок и предоставления льгот по местным налогам;


- содействия расширению применения на территории города Иркутска специальных налоговых режимов;


- осуществления комплекса мер по укреплению налоговой дисциплины налогоплательщиков.


Ключевой целью долгосрочной бюджетной политики города Иркутска является обеспечение стабильности и устойчивости бюджета города в целях создания условий для благоприятного социально-экономического развития города. Важной задачей для достижения этой цели является проведение разумной долговой политики, направленной на стабилизацию объема муниципального долга и поддержание долговой нагрузки бюджета города на экономически безопасном уровне.


На федеральном уровне ключевым документом, определяющим бюджетно-налоговую политику, являются Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов Министерства финансов РФ. Минфин РФ рассматривает период 2023 - 2024 годов как время продолжения контрциклической политики, то есть роста бюджетных расходов, несмотря на падение экономической активности и уменьшение налоговой базы. Ключевая задача - стабилизация макроэкономических условий, в первую очередь инфляции, валютного курса и уровня безработицы, за счет встроенных механизмов использования нефтегазовых доходов (бюджетного правила) и обширных мер поддержки реального сектора экономики с целью его адаптации к введенным санкциям и уязвимых групп граждан. Отдельно подчеркивается приоритизация расходов на выполнение национальных целей развития.


2025 год рассматривается как год стабилизации внешнеэкономических условий и возврата к традиционным механизмам бюджетно-налоговой политики.


Важным изменением федерального уровня является запуск с 2022 года новой системы управления государственными программами Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 26 мая 2021 года N 786), которая предусматривает их перевод на единые проектные принципы управления с повышением управленческой гибкости, совершенствование механизма целеполагания с ориентацией на достижение национальных целей развития, цифровой формат взаимодействия. Усилены инструменты контроля и мониторинга, более четко разграничены полномочия участников, предусмотрен более гибкий формат и уровень принятия решений в зависимости от масштаба изменяемых параметров госпрограмм.


В части совершенствования управления госпрограммами обеспечены:


- обособление проектной и процессной деятельности, проведение детализации до конкретных, измеряемых результатов (мероприятий);


- упрощение формата и разграничение полномочий по управлению в зависимости от масштаба принимаемых решений;


- осуществление полного перевода процедур разработки и реализации госпрограмм и их структурных элементов в цифровой формат.


Аналогичные принципы будут транслироваться и на муниципальный уровень.