В городе находится международный аэропорт Иркутск - аэропорт федерального значения с аэродромом класса "Б", способный принимать практически все современные воздушные суда. Иркутск является аэропортом базирования для местных авиакомпаний "Иркут" и "Ангара", а также региональным узловым аэропортом для авиакомпании S7. В 2022 году на фоне роста внутреннего туризма аэропорт принял более 2,6 млн человек, повысив рекорд 2019 года.
Пропускная способность аэропорта составляет 12 взлетно-посадочных операций в час, в настоящее время производится не более 5 операций, то есть число принимаемых пассажиров может быть удвоено. Уже в 2023 году пассажиропоток составил около 3 млн пассажиров.
Аэропорт нуждается в существенной модернизации по ряду причин:
- несоответствие текущей пропускной способности перспективному пассажиропотоку (с учетом роста туристического потока на Байкал);
- несоответствие фактического потребительского опыта ожиданиям пассажиров;
- состояние покрытий (мест стоянок, рулежных дорожек, подъездных и соединительных путей) требует реконструкции и капитального ремонта;
- наличие ограничений на взлет грузовых воздушных судов.
Но расположение даже модернизированного аэропорта в черте города продолжит создавать ряд ограничений и неудобств как для авиакомпаний, так и для жителей города. На данный момент Правительство Иркутской области обозначает перенос аэропорта за черту города как одну из стратегических задач. На данный момент под размещение нового аэропортового комплекса Иркутска определена и согласована площадка дер. Позднякова. Ключевым вопросом при переносе аэропорта является привлечение инвестора.
Также в городе на территории Иркутского авиазавода расположен экспериментальный аэродром, который используется для летно-технических испытаний самолетов.
Основным пассажирским железнодорожным вокзалом для поездов дальнего следования в городе является Иркутск-Пассажирский, также в черте города расположено 11 станций и остановочных пунктов пригородного железнодорожного транспорта. Станция Иркутск-Сортировочный, расположенная в Иркутске, является самой крупной на Восточно-Сибирской железной дороге сортировочной станцией. Через город проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2018 года N 2101-р утвержден Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, в рамках которого предусмотрена реализация мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Транссибирской магистрали с развитием пропускных и провозных способностей. В Иркутске находится управление Восточно-Сибирской железной дороги - одного из 16 региональных филиалов ОАО "Российские железные дороги", обслуживающего часть железнодорожной сети на территории Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края и Республики Саха (Якутия). Основные показатели пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок в городе Иркутске представлены в таблице 20.
Таблица 20 - Основные показатели пассажирских и грузовых
железнодорожных перевозок в городе Иркутске (данные РЖД)
N. | Показатель | Ед. изм. | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
1. | Пассажиропоток в пригородном сообщении | тыс. пасс. | 2 487 | 2 442 | 2 671 | 1 892 | 2 089 | 2 193 |
2. | Пассажиропоток в дальнем сообщении | тыс. пасс. | 1 551 | 1 656 | 1 712 | 932 | 1 250 | 1 312 |
3. | Погрузка со станций, находящихся в границах Иркутска | тыс. тонн | 2 489 | 2 386 | 2 283 | 1 867 | 1 918 | 2129 |
Функционируют туристические поезда выходного дня из города Иркутска по Кругобайкальской железной дороге. Поездки позволяют туристам проехать на поезде на паровозной тяге. Железнодорожный транспорт в черте города работает преимущественно на электрической тяге.
К Иркутску ведут две федеральные автомобильные трассы: "Сибирь" и "Байкал". Автомобильная дорога федерального значения Р255 "Сибирь", протяженностью 1 860 км, связывает город Иркутск с Красноярском, Кемерово, Томском и Новосибирском. Автомобильная дорога федерального значения Р258 "Байкал", протяженностью 1 100 км, связывает Иркутск с Улан-Удэ и Читой. Объездная дорога, связывающая трассы "Сибирь" и "Байкал" напрямую, введена в эксплуатацию в 2010 году.