ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 2023 года N 577


О внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2019 г. N 398 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл



Правительство Республики Марий Эл постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 декабря 2019 г. N 398 "Об утверждении государственной программы Республики Марий Эл "Комплексное развитие сельских территорий" на 2020 - 2030 годы" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 19 декабря 2019 г., N 19122019040342; 15 марта 2021 г., N 15032021040083; 28 февраля 2022 г., N 28022022040076; 16 января 2023 г., N 13012023040003, 2 марта 2023 г., N 01032023040070, (mari-el.gov.ru/other/pravo), 22 мая 2023 г., N 19052023040213) следующее изменение:


государственную программу Республики Марий Эл "Комплексное развитие сельских территорий" на 2020 - 2030 годы, утвержденную указанным выше постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).


2. Признать утратившими силу:


постановление Правительства Республики Марий Эл от 11 октября 2019 г. N 306 "О предоставлении государственной поддержки, направленной на комплексное развитие сельских территорий в Республике Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 14 октября 2019 г., N 11102019040262);


пункт 1 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 февраля 2020 г. N 52 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 26 февраля 2020 г., N 26022020040045);


постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 июня 2020 г. N 259 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 11 октября 2019 г. N 306" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 30 июня 2020 г., N 30062020040221);


постановление Правительства Республики Марий Эл от 15 января 2021 г. N 5 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 11 октября 2019 г. N 306" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 15 января 2021 г., N 15012021040005);


постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 февраля 2021 г. N 30 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 11 октября 2019 г. N 306" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 3 февраля 2021 г., N 03022021040028);


постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 марта 2021 г. N 111 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 11 октября 2019 г. N 306" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 19 марта 2021 г., N 19032021040090);


постановление Правительства Республики Марий Эл от 13 августа 2021 г. N 313 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 11 октября 2019 г. N 306" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 13 августа 2021 г., N 13082021040250);


пункт 1 раздела I постановления Правительства Республики Марий Эл от 24 января 2022 г. N 17 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 24 января 2022 г., N 24012022040014);


постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 апреля 2022 г. N 171 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 11 октября 2019 г. N 306 и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Марий Эл от 21 февраля 2007 г. N 47" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 7 апреля 2022 г., N 07042022040152), кроме раздела II;


постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 сентября 2022 г. N 400 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 11 октября 2019 г. N 306" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 23 сентября 2022 г., N 22092022040342).


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.



Председатель Правительства
Республики Марий Эл
Ю.ЗАЙЦЕВ



"Утверждена
постановлением
Правительства
Республики Марий Эл
от 19 декабря 2019 г. N 398
     (в редакции
постановления
Правительства
Республики Марий Эл
от 17 ноября 2023 г. N 577)



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ" НА 2020 - 2030 ГОДЫ



I. Стратегические приоритеты государственной программы Республики Марий Эл "Комплексное развитие сельских территорий" на 2020 - 2030 годы



1. Оценка текущего состояния сельских территорий Республики Марий Эл


Общая численность населения Республики Марий Эл на начало 2022 года составляет 676 351 человек (с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года): городское население - 463 382 человека (68,5 процента), сельское население - 212 969 человек (31,5 процента).


Ожидаемая продолжительность жизни по Республике Марий Эл за 2021 год, по данным Федеральной службы государственной статистики, составила 69,46 года (по Российской Федерации - 70,06 года), за 2020 год - 71,05 года. Снижение показателя в 2021 году произошло на фоне роста смертности от всех причин, в том числе от новой коронавирусной инфекции (COVID-19).


Ожидаемая продолжительность жизни сельского населения в 2021 году составила 68,0 года (за 2020 год - 69,1 года), что на 2,1 процента ниже показателя, чем в целом по Республике Марий Эл, и на 3,1 процента ниже показателя по городскому населению.


Показатель рождаемости среди сельского населения Республики Марий Эл за 2022 год составил 8,0 на 1 000 человек сельского населения, за 2021 года - 8,6 на 1 000 человек сельского населения, то есть наблюдается снижение на 7 процентов в сравнении с показателем 2021 года.


Показатель смертности от всех причин среди сельского населения в Республике Марий Эл в 2022 году составил 15,2 на 1 000 человек сельского населения, за 2021 год - 18,3 на 1 000 сельских жителей, наблюдается снижение на 16,9 процента в сравнении с показателем 2021 года.


С целью улучшения демографических показателей и достижения целевых показателей по ожидаемой продолжительности жизни реализуются государственная программа Республики Марий Эл "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2030 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2012 г. N 492, планы мероприятий по снижению смертности населения, мероприятия, направленные на повышение рождаемости и выполнение мероприятий в рамках национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография".


Миграция населения Республики Марий Эл за 2020 - 2022 годы характеризуется следующей динамикой. Общее количество прибывших (внешняя для Республики Марий Эл миграция) составляет 9,6 - 9,8 тыс. человек в год, общее количество выбывших (за пределы Республики Марий Эл) - 8,8 - 10,7 тыс. человек в год.


Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл (далее - Маристат), в 2022 году в Республику Марий Эл прибыло 9 652 человека (внешняя для Республики Марий Эл миграция): 7 784 человека (80,6 процента от общей численности прибывших) - в городскую местность, 868 человек (19,4 процента) - в сельскую местность.


В 2022 году миграционная убыль в сельской местности составила 196 человек (в 2021 году - 296 человек, в 2020 году - 225 человек).


Таким образом, в Республике Марий Эл в 2020 и 2022 годах наблюдалась миграционная убыль населения в сельской местности, это связано с тем, что население Республики Марий Эл стремится в крупные города и регионы, выбирая подходящие для себя условия работы, учебы и жизни в целом.


По данным обследования вопросов занятости населения, в среднем за 2022 год уровень общей безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, в Республике Марий Эл составил 3,6 процента, что ниже аналогичного показателя за 2021 и 2020 годы на 1,7 процента и 3,2 процента соответственно. Уровень общей безработицы в городской местности Республики Марий Эл в 2022 году составил 3,3 процента (2021 год - 5,1 процента, 2020 год - 6,2 процента). Уровень общей безработицы в сельской местности Республики Марий Эл в 2022 году составил 4,3 процента (2021 год - 5,9 процента, 2020 год - 7,9 процента).


Уровень зарегистрированной безработицы в Республике Марий Эл на 1 января 2023 г. составил 0,6 процента, что на 0,2 процента ниже показателя на 1 января 2022 г. и на 2,0 процента ниже показателя на 1 января 2021 г. Уровень зарегистрированной безработицы в городской местности Республики Марий Эл в 2022 году составил 0,5 процента (1 января 2022 г. - 0,8 процента, 1 января 2021 г. - 2,9 процента). Уровень зарегистрированной безработицы в сельской местности Республики Марий Эл в 2022 году составил 0,7 процента (1 января 2022 г. - 0,9 процента, 1 января 2021 г. - 2,0 процента).


Положительная динамика показателей общей и зарегистрированной безработицы свидетельствует об эффективной работе всех социальных партнеров в сфере занятости населения.


В Республике Марий Эл на постоянной основе реализуются мероприятия, направленные на активизацию инвестиционной деятельности, развитие производств, создание новых и сохранение существующих рабочих мест. Мероприятия носят финансовый (предоставление субсидий и налоговых льгот), организационный (информационная и методологическая поддержка), имущественный (предоставление без конкурсных процедур земельных участков, находящихся в республиканской или муниципальной собственности) характер. Разработаны нормативные правовые акты Республики Марий Эл по реализации механизма защиты и поощрения капитальных вложений.


С целью привлечения инвестиций в реальный сектор экономики реализуется механизм государственной поддержки инвестиционных проектов в форме субсидирования части процентных расходов по кредитам, привлеченным для их реализации, и субсидирования части лизинговых расходов в размере двух третей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Субсидии предоставляются организациям, осуществляющим техническое перевооружение производств. В организациях, которым оказана государственная поддержка, увеличивается объем производства продукции и осваивается выпуск новых видов продукции, создаются новые рабочие места. В 2022 году государственная поддержка из республиканского бюджета Республики Марий Эл оказывалась 14 организациям.


В соответствии с законодательством Республики Марий Эл предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения или реализации масштабных инвестиционных проектов. В 2022 году предоставлено 16 земельных участков в Сернурском муниципальном районе без торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта, в рамках которого предусмотрено создание рабочих мест.


Указанные меры способствуют созданию условий для осуществления в Республике Марий Эл инвестиционной и предпринимательской деятельности, развития производств, в том числе в сельской местности, а также создания новых и сохранения существующих рабочих мест.


В рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", основной задачей которого является увеличение числа занятых в малом и среднем предпринимательстве, будет продолжена реализация широкого комплекса мер поддержки малого и среднего бизнеса - финансовой (микрозаймы, поручительства, гранты), имущественной, информационно-консультационной поддержки, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации, поддержки в области инноваций и промышленного производства, поддержки предпринимателей, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность.


По показателям, характеризующим уровень жизни населения, в последние годы отмечается стабильная динамика повышения доходов населения Республики Марий Эл. За 2022 год среднедушевые денежные доходы составили 25 519,0 рубля и увеличились на 10,1 процента к уровню 2021 года.


В структуре денежных доходов за 2021 - 2022 годы увеличилась доля оплаты труда наемных работников (с 56,9 процента в 2020 году до 57,5 процента в 2022 году, что связано с ростом среднемесячной заработной платы в базовых отраслях экономики при умеренном сокращении среднесписочной численности работников организаций), а также доля доходов от предпринимательской деятельности (с 4,5 до 4,6 процента). В период 2020 - 2022 годов в денежном выражении также увеличились объемы социальных выплат отдельным категориям граждан, осуществлялась индексация пенсионных выплат, были введены новые меры поддержки незащищенных слоев населения.


В Республике Марий Эл функционируют и обслуживают все население Республики Марий Эл 38 государственных медицинских организаций, 7 из которых - это амбулаторно-поликлинические и 26 больничные, причем одна больничная организация находится в сельской местности.


В целях достижения максимального приближения первичной медицинской помощи к сельскому населению в малонаселенных пунктах Республики Марий Эл, в которых нет фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских здравпунктов, организовано 220 домовых хозяйств, 32 из них открыты в 2021 году. Для организации их работы в медицинских организациях действуют 13 консультативных врачебных пунктов.


Радиус территориального обслуживания поликлиниками на селе не превышает 40 км.


С целью развития первичной медико-санитарной помощи сельскому населению проводится работа по улучшению материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, расширение объемов выездной работы врачебными бригадами центральных городских больниц, центральных районных больниц, районных больниц, находящихся в городах, поселках городского типа.


С учетом компактности территории Республики Марий Эл, хорошо развитой сети автомобильных дорог, центрального географического расположения столицы в Республике Марий Эл обеспечена централизация оказания специализированной медицинской помощи, в том числе и службы родовспоможения, в медицинских организациях Республики Марий Эл, расположенных в г. Йошкар-Оле. Созданы межмуниципальные отделения в центральных районных больницах (первичные сосудистые, инфекционные, родильные, наркологические, психиатрические, фтизиатрические и отделения паллиативной помощи).


В Республике Марий Эл продолжается реформирование инфраструктуры здравоохранения и приведение ее в соответствие с численностью и составом населения, со структурой заболеваемости и смертности на территории Республики Марий Эл, а также в соответствие с порядками и уровнями оказания медицинской помощи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»